5 мая 2016Общество
324

Тимати — подешевле. Шнур — подороже

По мнению Ольги Бешлей, «Ленинград» позволяет интеллигенции ходить в народ, не приближаясь к народу

текст: Ольга Бешлей
Detailed_picture© Fancy Shot

COLTA.RU публикует сегодня три материала про оформившийся проект группы «Ленинград» и режиссера Анны Пармас по созданию энциклопедии русской современности в песнях и клипах. Редакции этот проект очень нравится, но нашим авторам, как ни странно, нет. Почитайте, как эту неприязнь аргументируют Елена Евграфова и Ольга Бешлей. И заодно про увлекательное путешествие «лабутенов» из клипа «Экспонат» по волнам сетевого фольклора и самой жизни.

В моей квартире хорошо слышно все, что происходит в квартире соседей сверху. Не то чтобы там происходило что-нибудь интересное. У них минимум двое детей, пианино и какое-то количество странных тяжелых предметов, падающих на пол, когда муж с женой ссорятся. Иногда во время их ссор я представляю себе двух огромных толстых людей, которые орут друг на друга и кидают в пол гири. Иногда во время их ссор так кричат дети, что я представляю, как они кидают в пол огромных толстых детей. Но в общем я почти ничего не знаю про этих людей. Почти — потому что, к сожалению, мне все известно о музыкальных вкусах моей соседки сверху.

Самая плохая изоляция у нас в ванной. В прошлом году, осенью, был особенно тяжелый период, когда в течение минимум двух недель мне приходилось смотреть на себя в зеркало под песню «Лада Седан БАК-ЛА-ЖАН». Но есть и положительный момент, который я заставила себя обнаружить. Благодаря соседке я всегда в курсе новинок — она довольно оперативно обновляет плейлист. Так, уже легендарную песню «Экспонат» я тоже впервые услышала в ванной, на следующий день после релиза и еще до того, как соответствующий клип заполонил всю ленту Фейсбука. Поскольку и Тимати, и Шнур выпускают песни так часто, как вообще-то быть не должно, их треки давно ужились в моей голове. Но Шнура я люблю уже много лет, а Тимати в лучшем случае вызывает мое недоумение, и я все задавалась вопросом: «Почему мы вот тут-то с моей соседкой сошлись? И есть ли у нас еще что-то общее?»

И вдруг последние песни обоих артистов открыли для меня новое измерение: даже если я пока не до конца понимаю, что общего между мной и моей соседкой, я точно могу сказать, что общего между Шнуром и Тимати.

Я не буду пересказывать вам содержание клипов, вышедших с разницей в неделю. Я просто перечислю, что в них совпадает или очень близко. Начну с того, что и там, и там случай сводит людей, которые в реальной жизни не стали бы проводить вместе время: у Шнура это офисный задрот, молодая продавщица из продуктового, мент, водитель-кавказец и дама-экскурсовод; у Тимати набор примерно тот же — на свадьбе гуляют прилизанные менеджеры, безвкусные девицы, очеловеченные менты и разудалые кавказцы. Вместо дамы-экскурсовода, правда, очень толстый Игорь Николаев. Пьют из горла: у Шнура — водку, у Тимати — дешевое шампанское и квас. Есть лошадь: у Шнура — белая, и на ней скачет сотрудник ДПС, у Тимати — черная, и на ней скачет джигит. Едят: у Шнура — шаурму, у Тимати — колбасу, лаваш, плов, шашлык. Гуляют до утра. На фоне темного неба — дым фаеров, фейерверки, все нелепо танцуют. Да, еще обязательно есть сцена, где кто-то снимает на айфон: у Шнура — в начале, у Тимати — в конце. У Тимати к тому же в отчаянном полете девушек за букетом невесты такой явный акцент на «лабутенах», что мы понимаем — это аллюзия.

Я не могу вообразить себе, что в этой вселенной есть ситуация, при которой мы с Мизулиной, распустив пучки, пьем из горла водку.

И Шнур, и Тимати используют женский вокал. Женский голос пропевает ключевые фразы, которые молниеносно и фундаментально оседают в голове.

И наконец: у обоих клипы — это почти короткометражки с диалогами и комическими сценками. И там, и там — сатира, ну или замах на сатиру.

Это подобие двух артистов существует уже некоторое количество треков. Я не готова проследить, кто первый придумал какой прием, и с чего все началось, и было ли оно всегда. Да и не нужно нам это.

Здесь самое время ответить на вопрос, который в фейсбук-посте о Шнуре поставила Елена Евграфова: «Но мне все же интересна природа восторгов эстетов-интеллектуалов».

Я, правда, не осмелилась бы назвать ни себя, ни своих друзей такими уж эстетами-интеллектуалами, но, в общем, нас можно назвать интеллигенцией, и тогда мы с эстетами-интеллектуалами окажемся в одной группе.

Интеллигенции — молодой, возрастной, разной — нравится Шнур. Пятилетие телеканала «Дождь», на котором Шнур выступал в прошлом году, аудитория канала помнит до сих пор. На шестилетии выступал куда более (по логике) близкий публике Лагутенко, но в зале многие говорили: «Вот Шнур в прошлом году был — это да».

Моя соседка телеканал «Дождь» не смотрит. Зато в спальне ко мне сквозь потолок пробиваются ведущие федеральных каналов.

И все-таки почему творчество Шнура — то общее, что есть между нами?

Какие-то доли секунды мне казалось, что Валерий Панюшкин в своем тексте о клипе «В Питере — пить» ответил на этот вопрос: якобы Шнур предлагает нам модель гуманизации общества, где великая русская мечта «все послать и напиться» примиряет нас, таких разных, между собой. Вот мы смотрим, как выпивают вместе мент, офисный задрот, продавщица, экскурсовод, и чувствуем, что и правда ведь можем быть вместе, когда все задолбало и хочется выпить. Более того. «Легко вообразить себе депутатов Государственной думы, которых однажды достает принятие людоедских законов и они, сложив костер из депутатских удостоверений, устраивают вечеринку с танцами на пультах для голосования», — пишет Панюшкин.

И тут я спотыкаюсь.

Нет, не легко. Я не могу себе это вообразить. И не могу вообразить себе, что в этой вселенной есть ситуация, при которой мы с Мизулиной, распустив пучки, пьем из горла водку. И не потому, что я испытываю к условной Мизулиной непреодолимое отвращение. А потому, что я не могу представить себе, как условная Мизулина просто берет и закидывает чепец за мельницу. Не за деньги, не из-за того, что ситуация в стране изменилась, а просто — как делают это в кино. Как делает мент в клипе Шнура.

Товар, что мы получаем от Шнура, — это гуманистический катарсис, после которого можно легко вернуться в свою тусовку.

Я думаю, что никакой гуманизацией Шнур не занимается. Ни намеренно, ни случайно.

Он, кстати, случайно вообще ничего не делает. И из сравнения с кондовой попсой вроде Тимати это отчетливо видно.

Ничего такого особенного Шнур не нащупал, как нам хотелось бы думать.

Просто есть линейка товара. И его производство сегментировано по категориям — подешевле и подороже. Как зубная паста. Как жвачка. Как все, что мы потребляем. Тимати — подешевле. Шнур — подороже. И поэтому к музыке Шнура как бы прилагается смысловая нагрузка, которая позволяет аудитории «Дождя» самозабвенно отжигать под гоп-стоп и хриплые матюги.

И эта нагрузка, я думаю, ровно противоположна той, о которой писал Панюшкин. Ведь он же не зря сам заметил, что каждый персонаж у Шнура по-своему неприятен. И девица из «Экспоната» ведь неприятная. И санитары из «ЗОЖа». Все главные герои его клипов — глубоко чуждые интеллигенции и аудитории «Дождя» персонажи. Но мы смотрим на них, узнаем типажи и, во-первых, думаем «как хорошо, что я не такой», а во-вторых, начинаем им сопереживать, и тогда приходит успокоительная мысль: «А ведь все люди».

На самом деле вместе со Шнуром мы ходим в народ, не приближаясь к народу. Шнур позволяет нам оставаться высокомерными по отношению к тем, кто не из нашей среды, и в то же время — быть к ним по-доброму снисходительными.

Он позволяет нам чувствовать себя особенными. Способными на тонкие ощущения.

Вот тот товар, что мы получаем, — гуманистический катарсис, после которого можно легко и безболезненно, чуть ли не с чувством выполненного долга вернуться к своей «эстетско-интеллектуальной» жизни. В свою тусовку. В свой фейсбук.

В мир, который нам не нравится.

И который мы на самом деле не хотим менять.

Автор — заместитель главного редактора интернет-издания Rus2Web


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244921
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246477
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413065
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419551
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423629
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428930
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429586