Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244859Очень неудобное место для противостояния с властью этот наш Майдан. По рельефу — низина, 200 лет назад называвшаяся Козьим болотом, куда по оврагу Крещатик текла вода с киевских холмов. Сейчас холмы застроены, и над площадью со всех сторон нависают здания, на крыши которых во время государственных праздников и массовых беспорядков поднимаются люди с биноклями и кофрами.
Каждая вылазка активистов с Майдана была в некотором роде восхождением. И мало найдется склонов таких же опасных, каким 20 февраля была ведущая к правительственному кварталу улица Институтская.
Утром демонстранты двинулись по ней вверх, чтобы вернуть баррикады, потерянные после штурма двумя днями ранее. По людям открыли огонь на поражение, и «Небесная сотня» — так называют погибших сторонников Евромайдана — пополнилась сразу 40 бойцами. Вероятно, это лучше всего задокументированное на видео массовое убийство в истории. Смерть сторонников Майдана на Институтской снимали как минимум 10 камер. Многие операторы работали просто из своих номеров — гостиница «Украина» возвышается над полем боя (см. внизу схему). На карте проекта «Небесная сотня: место преступления» собраны эти видеодокументы. Большая часть опубликованных видео привязана к предполагаемым точкам съемки. Некоторые ролики уже были стерты или заблокированы. Их собрали и сохранили пользователи сайта d3.ru.
На этих съемках хорошо видно, что под пулями гибнут люди, вооруженные только щитами и дубинками или не имеющие оружия вовсе. Часть из них шла вперед, чтобы зажечь шины и прикрыть Майдан дымом. Другие пытались вынести раненых и убитых.
Вопрос о том, кто стрелял в протестующих, стал одним из самых политически острых. Однозначного ответа на него до сих пор нет, информация носит разрозненный характер. Мы сделали попытку свести воедино главное, что об этом известно на сегодняшний момент. Кроме того, вопрос о снайперах следует вообще-то ставить шире. Кто расстреливал людей и с крыш домов, и впрямую, в лоб, с баррикад и укрытий?
С отпором силовиков активисты столкнулись уже за 150 метров от Майдана. В начале девятого утра 20 февраля на площадку перед Октябрьским дворцом, слева по Институтской, высыпали два десятка правоохранителей в черной форме c желтыми повязками на руках. Они стреляли по наступающим из «калашниковых». Майдан ответил из охотничьих ружей, и группа отступила, унося с собой одно тело. Отход прикрывал боец со снайперской винтовкой.
После отхода автоматчиков оппозиционеры продолжили движение вперед и вверх. Когда они оставили за спиной гостиницу «Украина» и приблизились к верхнему выходу станции метро «Крещатик», по ним снова открыли огонь.
Съемки показывают, что наиболее интенсивная стрельба велась вдоль улицы, в лицо идущим с Майдана людям. На видео Руслана Ганущака (с 1:30) видны шлемы и стволы силовиков, ведущих огонь с баррикады поперек Институтской.
Одновременно люди гибли от прицельного снайперского огня. Где могли располагаться снайперы?
Аркадий Бабченко, журналист с военным опытом, уверенно назвал позицией снайперов подчердачные окна Клуба Кабинета министров — ближайшего к месту расстрела здания с левой стороны Институтской. А несколько дней назад стало известно о гильзах, найденных следствием в Нацбанке — это следующий по улице дом.
Через полдня после расстрела на YouTube был опубликован ролик под названием «Радиоперехват снайперов на крышах над Майданом». По словам Дмитрия, автора записи, он слушал эфир в офисе c помощью TV-тюнера и радиолюбительской программы, превращающей его в широкополосный приемник.
Как ясно из расшифровки, командует группой человек с позывным «Мирон». Большая часть его команды находится в здании Кабинета министров и в соседнем здании. Задачи: контроль над улицей Грушевского, наблюдение за крышами окрестных домов и окнами «Украины». В переговорах речь идет о возможной «работе» по вооруженным людям. Не звучат выстрелы, нет докладов о подготовке к ним или отчетов о результате стрельбы. Зато упоминаются «соратнички», связь с которыми возможна только по мобильному телефону.
Есть разрозненные свидетельства о том, что стрельба велась и с противоположной стороны, из гостиницы «Украина» — то есть уже за спиной у протестующих. Но однозначных доказательств этой дислокации пока нет.
Итак, кто же стрелял в активистов?
Есть несколько версий.
В том, что в прямом лобовом огне участвовала милиция, никто на Майдане не сомневался — сотни людей видели стрелков в униформе спецназа своими глазами. Но вина конкретных подразделений пока остается неясной, слишком уж много их собрали тогда на Институтской.
Вы помните, что 20 февраля первыми в протестующих из «калашниковых» стали стрелять люди в черной униформе с желтыми повязками.
По наиболее распространенной версии, речь идет о спецподразделениях МВД. Ими командовал полковник Сергей Асавелюк, руководитель отдела координации подразделений спецназначения ГУ ВВ МВД Украины. За несколько дней до расстрела Асавелюк был сфотографирован рядом с отрядом в похожей экипировке. Служебный внедорожник Асавелюка на месте событий рассмотрел телеканал ТВi.
Одно из подразделений МВД, которое находилось под началом Асавелюка, было зафиксировано на видео. Бойцы все в той же черной униформе с желтыми повязками днем 20 февраля попали в кадр выше поля боя, в районе Национального банка. Трое из них вели в это время огонь с баррикады в сторону Майдана. Подразделение было опознано как спецназ ВВ МВД «Омега».
В конце февраля была опубликована запись переговоров еще одной группы снайперов, сделанная 20 февраля на Майдане с помощью любительской радиостанции и iPhone. В этом коротком ролике слышна залповая стрельба. С высокой степенью вероятности именно эта стрельба зафиксирована на видео с Институтской (с 0:35). На аудиоперехвате слышен позывной командующего стрельбой — «Сорок пятый». Этот же позывной звучит на видео, снятом мобильным телефоном ночью на Институтской. Его действующие лица — силовики все в той же черной униформе с желтыми повязками на руках.
25 февраля командир «Омеги» полковник Стрельченко перед журналистами отрицал причастность своих подчиненных к расстрелу протестующих. По его словам, отряд прибыл на место «после пика событий». 28 февраля полковник Асавелюк в интервью программе «Факты» тоже отрицал причастность МВД к непосредственным убийствам. При этом в другом интервью Асавелюк заявил, что он сам во время бойни находился в другом районе города и прибыл на место около полудня.
Любопытно, что после своих интервью в конце февраля полковники Стрельченко и Асавелюк пропали с радаров. Нам неизвестно, например, занимают ли они до сих пор свои посты в МВД.
Также, по сути, неизвестно, насколько активно новое руководство страны ведет расследование действий милиции 20 февраля. Задержание подозреваемых стало бы сегодня отличной новостью. Но и тишина объяснима — в это военное время правительство нуждается в лояльности спецподразделений. Даже недавнее расформирование ненавидимого в Киеве «Беркута» теперь может показаться ошибкой: многие его служащие пополнили ряды «Крымской самообороны».
24 февраля бывший генерал милиции, ныне депутат партии «Батькивщина» Геннадий Москаль опубликовал документы, в которых раскрываются позывные нескольких офицеров Службы безопасности Украины (СБУ). «Мирон», известный нам по радиоперехвату, оказался командиром группы снайперов «Альфы» СБУ подполковником Бычковским.
26 февраля «Мирон» дал получасовое интервью телеканалу ТВi, в котором тоже снимал с себя и со своих людей обвинения в прямых расстрелах. По его словам, снайперы «Альфы» прибыли на позицию в Кабмине в 10:00, после окончания активной фазы перестрелки. Бычковский утверждает, что на протяжении дня его группа слышала отдельные выстрелы, но не видела самих стрелков.
В искренности «Мирона» сомневается автор перехвата эфира «Альфы». Первый его аудиофайл датирован 9:35. Более того, Дмитрий утверждает, что слушал снайперов до начала записи и после ее прекращения — на улице с помощью переносного радио. Услышанное им не оставляет сомнений, что «Альфа» как минимум была в курсе происходящего и, возможно, тоже вела огонь по Институтской.
В интервью для TВi командир группы снайперов СБУ «Мирон» раскрыл, что «соратничками» в записи переговоров его подразделения называются бойцы Управления государственной охраны, также располагавшиеся в районе Кабинета министров. Позже в расстреле людей спецподразделение «Булат» УГО обвинили депутат от «Батькивщины» Владимир Арьев и бывший министр обороны Анатолий Гриценко. Никаких свидетельств стрельбы снайперов УГО по людям на Институтской в открытых источниках нет.
На следующий день после расстрела депутат Инна Богословская, еще в ноябре вышедшая из фракции Партии регионов, с парламентской трибуны заявила о существовании оперативного видео, на котором человек в форме «Беркута» с крыши стреляет из автомата Калашникова сначала по протестующим, а потом по милиции. Есть информация, что вечером 20 февраля кадры были показаны Виталию Кличко. 21 февраля о задержании этого стрелка заявил Виктор Чумак из фракции УДАР. Впрочем, никакого официального подтверждения задержания так и не было, видео тоже не было опубликовано.
Так впервые начали говорить о снайперах, которые стреляли в обе стороны для дестабилизации ситуации. Принадлежность этих снайперов (сам факт их существования еще не доказан) тоже стала предметом дискуссии.
4 марта тему подхватил новый глава МВД Арсен Аваков: «Ключевым фактором в этом противостоянии, вылившемся в кровавое побоище в Киеве, которое перевернуло фронт с ног на голову и ввело в состояние шока, была третья сила. И эта сила — не украинская». Иначе говоря, Аваков опосредованно заявил, что в снайперских расстрелах могла участвовать Россия.
В свою очередь, российская пропаганда начала продвигать противоположную версию. Тем более что она фигурировала в «сливе», который вызвал международный резонанс.
5 марта была обнародована прослушка телефонного разговора Верховного представителя по иностранным делам ЕС Кэтрин Эштон с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом. Вернувшись из Киева, Паэт рассказал, что, согласно имеющимся уликам, протестующих и милиционеров убивали одни и те же снайперы — при этом он сослался на одного из руководителей медицинской службы Майдана Ольгу Богомолец. «Стремительно растет понимание того, что за этими снайперами стоял не Янукович, а кто-то из новой коалиции», — сказал эстонский министр.
6 марта Богомолец сообщила журналистам, что, во-первых, не высказывала Паэту предположений, будто руководить снайперами на Майдане мог кто-то из оппозиционеров. Во-вторых, не видела тел убитых силовиков, поэтому не может делать выводы, похожи ли их раны на раны протестующих. Однако было уже поздно: версия о «третьей силе» приобрела доказательную базу, достаточную для ее активного продвижения — особенно в пропагандистских целях.
«Третья сила», особенно иностранного происхождения, нравится многим. Украинские силовики с радостью повесят на нее хотя бы часть жертв своей стрельбы. У нынешней власти появился удобный ответ на вопрос, кто же застрелил на Майдане полтора десятка милиционеров. Россия может обвинять в кровавой бане то «Правый сектор», то нынешнее правительство, то западные спецслужбы.
Так могли ли одни и те же люди стрелять по милиции и протестующим?
Стреляя по тем и другим, снайперы «третьей силы» должны были скрываться одновременно от многотысячной оппозиции, силовиков и десятков камер, что чрезвычайно сложно на том небольшом пятачке киевского центра, где развернулся Евромайдан. И если оппозиция не имела оружия и навыков для контрснайперской работы, то со стороны властей за удобными для снайпера позициями одновременно наблюдало несколько спецподразделений.
Мало сомнений, что милиция и протестующие хорошо справились бы со взаимным уничтожением и без внешнего влияния. Депутат Андрей Шевченко из партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко рассказал в интервью Lb.ua, что около 7 утра командир одного из стоящих у Майдана отрядов «Беркута» сообщил ему по телефону об 11 своих подчиненных, раненных стрельбой из здания консерватории, контролируемого оппозицией. Когда офицер позвонил во второй раз, было уже двое убитых. Соседнее подразделение тоже несло потери, и вместе с командиром они приняли решение отойти. Как определил один из милицейских начальников, «Беркут» отогнали огнем охотничьих ружей. А через несколько минут протестующих косили уже из автоматов и снайперских винтовок.
Благодаря высоте, положению над линией фронта и нейтральному статусу гостиница «Украина» считается сторонниками теории «третьей силы» лучшей точкой для расположения неизвестных стрелков. Журналист BBC утверждал, что из окна отеля по нему стрелял человек в зеленой каске, распространенной среди защитников Майдана.
О ведущемся оттуда огне заявляли непосредственные участники противостояния, и в разные периоды времени они проводили там безрезультатные зачистки.
Нотку безумия в этот вопрос внес Геннадий Москаль — пожалуй, самый популярный бывший милиционер на Украине, не получивший при новой власти никакой должности. По его мнению, теория «третьей силы» создана, чтобы обелить правоохранителей, а на самом деле огонь по милиции вели снайперы СБУ.
После прихода новой власти было объявлено, что для расследования событий на Институтской привлечены британские военные эксперты. Следователи изучили следы на месте убийства. Потом наступило затишье, и отсутствие сообщений о подвижках в деле заставило многих волноваться.
Ускорение процессу придали публикация записи разговоров Кэтрин Эштон с Урмасом Паэтом и заявление Лаврова о том, что Россия будет добиваться справедливости в деле снайперов.
Новый глава МВД Аваков у себя на фейсбуке, временно заменяющем милицейскую пресс-службу, объясняет свое молчание просьбой следственной группы, но не может обойтись без намеков: «Есть и информация, и прогресс, и наметки понимания».
Впечатление портят слова генпрокурора Михницкого: «Относительно всех участников событий, которые нам уже сегодня известны… дано поручение на их розыск». Вероятно, это означает, что главные подозреваемые уже скрылись.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244859Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246420Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413016Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419506Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420176Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422828Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423584Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428754Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428891Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429545