За что мы любим и за что ненавидим «Афишу»?

Отвечают Леонид Бершидский, Филипп Бахтин, Олег Кашин, Илья Осколков-Ценципер, Лев Рубинштейн и другие

 
Detailed_picture© Colta.ru

На этой неделе журналу «Афиша», разросшемуся в успешный издательский дом, исполнилось 15 лет. COLTA.RU поздравляет всех, кто приложил руку к созданию бренда.

Леонид Бершидский

журналист

Люблю «Афишу» за то, что благодаря ей всегда знаю, куда пойти. А также за то, что критика в ней теперь не мешает выбирать: я привык к авторам рецензий и знаю, какие поправки делать на их вкус. А ненавидеть «Афишу» не за что. Я просто не читаю в ней никаких текстов, кроме рецензий, года, наверное, с 2001-го.

Борис Куприянов

издатель, публицист

Люблю я «Афишу» за потрясающие книжные рецензии, которые были и которые есть. Я люблю ее за то, что она 15 лет являлась актуальной и остается актуальной до сих пор.

Ненавижу «Афишу» за представление «два народа — один с шансоном, другой с айфоном», потому что это в корне неправильная, преступная идея, которая, к счастью, потом была взята обратно.

Ну и скептически отношусь к снобизму «Афиши». «Афишу», бывает, закидывает в такие области — «как скажем, так и будет».

Илья Осколков-Ценципер

медиаменеджер, предприниматель

«Афишу» я люблю за то, что мне было очень интересно. Прямо совсем.

Антон Красовский

журналист, телеведущий

Я — честно говоря — никогда там не работал и никогда ее не читал. Вообще не интересуюсь рецензиями на кино и ночные клубы.

Даниил Брод

вокалист группы Pompeya

«Афишу» я не любил в период 2009—2010 гг. — когда они о нас не писали. А так вообще-то я всегда «Афишу» любил и люблю. Долгих лет жизни, и да не коснется их корявая длань цензуры!

Олег Кашин

журналист

Я думаю, это такое свойство великих людей и явлений — если пытаться о них говорить вслух, то будут какие-то банальности и пошлости. И вот как раз банальностей и пошлостей про «Афишу» сказать можно много — от «коллективного организатора» до «структурирует аудиторию, а вслед за ней и пространство». Это такое косвенное доказательство того, что «Афиша» — великий журнал; прямых доказательств у меня нет, кроме того, что читаешь журнал и чувствуешь: вот он безумно крутой, эталонный. Сейчас, весной 2014 года, к этому чувству добавляется еще и что-то вроде обреченности: опыт «Ленты» показывает, что уничтожение «Афиши» — это дело времени, а когда речь идет о жизни и смерти, пускай даже всего лишь журнала, — это тоже повод для сильных чувств. Наверное, так.

Павел Власов-Мрдуляш

интернет-предприниматель, гендиректор компаний «СМИ2» и «МирТесен»

«Афишу» мы любим за то, что она есть. Пускай будет и дальше. Не понимаю, как можно ненавидеть СМИ: не нравится — не читай / не смотри / не слушай. Я все эти 15 лет читал журнал «Афиша» только по эпизодическим ссылкам в сети, бурного восторга не испытал. Зато с удовольствием пользуюсь Afisha.ru, прекрасный сервис. С юбилеем! Хорошо, что в 2014 году есть в России частные СМИ, встречающие 15-летие в достойной и честной форме.

Игорь Садреев

главный редактор The Village

Я никогда не был преданным читателем «Афиши», при этом с журналом у меня были связаны личные, почти культовые переживания. Дело в том, что году в 2007-м меня взяли в «Большой город» младшим редактором, и я пять раз в неделю стал посещать здание в Большом Гнездниковском. И все полтора года я буквально боялся подняться на этаж «Афиши». Моим единственным проводником в те сферы была чудесная Оля Уткина. Красная неоновая надпись на стене вводила в ступор, стена на лестнице, где вывешивали все обложки, служила иконостасом. Где-то наверху сидел Ценципер, но я его никогда не видел. Чем объяснить этот страх, я не знаю. Своего начальника Алексея Казакова я не боялся, Алексея Мунипова — чуть-чуть. Но обитатели верхнего этажа вызывали трепет. Иногда мне казалось, что встреть я Юрия Сапрыкина, он одним взглядом превратит меня в лягушку. А уж что Роман Волобуев в голос смеялся над моими текстами — так это наверняка. Все оттого, что я действительно считал их самыми важными людьми в Москве. За это всегда и буду любить.

Александр Кондуков

главный редактор Rolling Stone Russia

Мы ее любим за то, что она показала, как можно сделать популярной никчемную, как многим казалось, группу Brazzaville. Тогда я в первый и последний раз поверил в действенную силу журналистского очерка в России. Ради такого примера стоило 15 лет работать, и еще столько же стоит. Хочется надеяться, что когда-нибудь произойдет что-то подобное. Ну и прогресс Пикника «Афиши» тоже очень приятно наблюдать. В этом году он, кажется, достигнет пика развития. Ненависть к «Афише» обычно возникает у людей, которые не приемлют корпоративный дух и концептуальность. Мне это по душе.

Антон Долин

кинокритик, журналист, радиоведущий

Лично я люблю «Афишу» за то, что 15 лет, с самого начала, она меня чудовищно раздражала буквально всем: апломбом, поверхностностью, снобизмом, «модностью», категоричностью и чуть припрятанным под постмодернистскими завитушками дидактизмом («Как скажем, так и будет»). «Афиша» стала для меня внутренним оппонентом, по которому я сверялся, как и о чем хотел бы писать, как и о чем — ни за что не стал бы. Думаю, своей журналистской эволюцией я в немалой степени обязан именно «Афише» как идейному и эстетическому противнику.

А ненавижу я «Афишу» только за то, что в этой вечной борьбе она одержала надо мной победу. Сегодня я пишу в «Афишу» еженедельно, и мне это нравится.

Максим Семеляк

главный редактор The Prime Russian Magazine

«Любить-ненавидеть» не вполне уместные тут слова, в конце концов, речь идет всего лишь о периодическом издании (собственно говоря, вот за это «Афишу» и не любят — за эскалацию пафоса по любому автореферентному поводу). Нетрудно предположить, что определенную неприязнь может вызывать тот особый тип лирического героя «Афиши», к созданию которого я тоже так или иначе приложил руку. Суть этого героя состоит в том, что он одновременно сноб и лох, в равной степени источающий «фи» и ахи, причем и то и другое свойство он демонстрирует невзначай. Впрочем, и любить «Афишу» стоит ровно за это ее вечное умение раздражать. Потому что в ней все (по крайней мере, во времена моего в ней участия) бывало именно что невзначай, когда хотели одного, а получалось другое, и в этом зазоре как раз все главное и высвечивалось. «Афиша» — это вечное становление; как писал Чарльз Лэм, «в их уме мысль только зарождается», этим она мне всегда и была по душе. В некотором смысле можно сказать, что «Афиша» пожирает своих детей — но не потому, что это такой бездушный конвейер, а просто в силу того, что ничем, кроме детей, она питаться не может, это изначально в ее природе. Как только утратил известную свежесть — значит, ты уже не отсюда (повторюсь, по крайней мере, так было раньше).

Одиозный лозунг «как скажем, так и будет», в котором теперь видят чуть ли не бизнес-формулу, на самом деле больше соответствует одурелому принципу Никиты Пряхина — «как пожелаем, так и сделаем». Собственно, так в свое время и «работали»: не понимая решительно ничего и ни в чем, тем не менее бросались на ту или иную тему совершенно очертя голову — как Пряхин в горящий дом за четвертью хлебного вина. Это было приятно.

Николай Картозия

медиаменеджер, телепродюсер, глава телевизионного холдинга

Люблю за Волобуева и Сапрыкина. Ненавижу за них же.

Лев Рубинштейн

поэт, публицист

Ну, насчет «ненавижу» — это слишком сильное слово. Мне нравится «Афиша», во-первых, потому, что это одно из первых удачных изданий про культуру вообще, включая еще и культуру покупок, например.

Во-вторых, мне нравится она потому, что там во все времена работало некоторое количество моих хороших знакомых и друзей.

В-третьих, это вообще хорошо придуманное издание, которое долго держалось и держится до сих пор. И я ему желаю еще столько же лет жизни как минимум.

А если говорить о том, что не нравится… Мне в какой-то момент стало казаться, что там начал культивироваться некоторый снобизм — в таком не очень хорошем смысле. Этот их лозунг, который когда-то был, — «как скажем, так и будет» — наверно, хорош в качестве рекламного слогана. Но мне показалось, что в некий момент часть редакции в это поверила. Они решили, что они законодатели моды в какой-то мере, особенно это стало заметно в их книжном, театральном и музыкальном разделах. Они решили, что стали управлять культурой, что, по-моему, несколько, так сказать, too much. Все-таки такое издание должно скорее отражать культуру, чем пытаться на нее влиять. Хотя задача амбициозная, но меня это смущало.

Филипп Бахтин

журналист, организатор детского лагеря «Село»

Я не работаю в «Афише» уже 13 лет, но у меня всегда были друзья в «Афише», во всех ее инкарнациях. И в нынешней редакции у меня полно друзей. «Афиша» — это проект, который был так здорово придуман, что всегда привлекал симпатичных друг другу, похожих ребят, и это свойство с годами никуда не делось. Это самое главное. А почему «Афишу» ненавидят, спросите у тех, кто ее ненавидит.

Подготовила Юлия Рыженко


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244794
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246346
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412951
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419433
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423531
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428822
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429500