13 сентября 2013Colta SpecialsОтветная реакция
203

Вы будете жалеть об уходе Сергея Капкова?

«Министр культуры Москвы» Сергей Александрович Капков — эффективный управленец, виртуальная фигура или абсолютно несоветский человек?

 
Detailed_picture© РИА «Новости»

COLTA.RU продолжает еженедельную рубрику «Ответная реакция»: уважаемые нами люди отвечают на вопрос, горячо обсуждавшийся в последние дни. Вчерашнее сообщение газеты «Ведомости» о том, что глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков может покинуть свой пост, вызвало бурю откликов, которую даже успели окрестить «плачем Ярославны». COLTA.RU обратилась за комментарием к деятелям культуры, еще не высказавшимся в социальных сетях.

Иосиф Бакштейн, искусствовед

Да, будет жалко, он очень много сделал. И все, что касается парков. И люди, которые назначались в подведомственные учреждения, включая назначение Марины Лошак директором Пушкинского музея, которое позволило ей продемонстрировать все ее возможности и достоинства. Капков санкционировал проведение Московской биеннале в Манеже. При нем возникла сама культурная политика.

Дмитрий Бутрин, журналист

Буду. В московском правительстве помимо Сергея Собянина очень мало людей, которые стараются — на самом деле не важно, что сделать и зачем, возможно, даже и злодейство, важно стараться. Капков очевидно старался. И в этом он был (как, кстати, и Собянин, и, например, Хуснуллин) абсолютно несоветским человеком — отсюда и их непонимание того, как работает советская машина мэрии, и тяга ко всему псевдосоветскому, и истерическое назначение Долгих. Именно эта несоветскость, чуждость органики, не дала ни Собянину, ни Капкову эксплуатировать в штатном режиме ту машинку, которая у Лужкова летала. Мне всегда жаль людей, честно пытающихся стать теми, кем они быть не могут. Новые люди в мэрии будут лишены этих милых и нелепых сантиментов.

Александр Винокуров, медиапредприниматель

Конечно. Все изменения, которые произошли в городе за последние два года, во многом связаны именно с ним. Парк Горького, на мой взгляд, просто прекрасен, как и «Гоголь-центр». И даже митболы впервые появились в парках, которыми занимался Сергей, — с его помощью вошли в наш язык и в нашу жизнь. Мы стали об этом думать, стали беспокоиться и считать это важным.

Дмитрий Волкострелов, режиссер

Комментировать такие довольно частные перестановки на фоне того, что у нас в целом происходит в стране, мне кажется, не имеет смысла. Была ли культурная политика Капкова успешна? Во многом да. Но, с другой стороны, на общем фоне она также подчеркивала ужас и абсурд всего происходящего.

Варвара Горностаева, издатель

Пожалуй, буду, хотя не заблуждаюсь относительно его вполне системной чиновничьей роли. Жаль тех очевидно симпатичных перемен, которые произошли с Москвой. Она стала лучше, чем была, Капков пошел ей на пользу, и этого достаточно, чтобы жалеть о его уходе. Сложная история с Капковым, я наивно ждала от него каких-то поступков перед выборами или хотя бы слов. Но увы.

Марина Давыдова, театральный критик

Да, буду. Потому что совершенно очевидно, что даже недолговременное его пребывание на этом посту и какие-то точечные реформы, которые он осуществил, оживили культурную жизнь города. А театральную жизнь, безусловно, изменили к лучшему. Я-то абсолютно убеждена, что нам необходимы не точечные, а системные преобразования. Но, к сожалению, их не может осуществить своими силами один департамент одного города и уж тем более один чиновник: масштабная реформа театральной сферы связана с изменением законодательной базы и требует совокупных усилий чиновников разных уровней и общественных организаций. Опыт Капкова ценен иным: он доказал, что в Москве накоплена огромная творческая энергия. И достаточно было какие-то клапаны открыть, какие-то заслонки вынуть, чтобы эта энергия вырвалась наружу. По прошлому сезону и по тому, как начинается сезон нынешний, видно, насколько интенсивнее и необычнее стала театральная жизнь столицы. Мы привыкли внутри интеллигентской тусовки, что чиновник всегда плох, потому что представитель власти. А власть — это «путен». Но если чиновник от партии власти, брошенный на газоны, хорошо подстригает газоны, мне, в принципе, все равно, каковы его партийные убеждения. Если чиновник совершает какие-то усилия по оздоровлению и оживлению культурной жизни города, он мне гораздо милее стоящего в оппозиции работника театральной нивы, который пуще всего на свете боится любых перемен. Не могу сказать, что я со всеми действиями и назначениями Капкова была согласна, но факт остается фактом: он оказался куда большим западником, чем большая часть наших театральных деятелей.

Александр Иванов, издатель

Наверное, будем, но не слишком сильно. Он вроде бы все уже «запустил» и везде поставил своих людей на важные, но не слишком хлебные места — так что я не думаю, что их будут менять после его ухода. Хотя тут никогда не ясно, кто кого поборет. Наш «барон Осман» победил революцию велосипедными дорожками, игрой в петанк и тыквенным супом.

Олег Кашин, журналист

Жалеть буду, потому что многообразие, олицетворяемое им, всегда лучше единообразия, которое, очевидно, вернется после его ухода. Хочу посочувствовать Борису Куприянову и другим хорошим людям, пришедшим за Капковым в муниципальные структуры. При этом, конечно, принципа «чем хуже, тем лучше» никто не отменял, но все равно это «хуже».

Илья Красильщик, журналист

Буду. Я считаю, что Сергей Капков был прекрасным министром культуры и сделал очень много за то время, что был на своем посту. Вообще чиновников с человеческим лицом у нас ужасно не хватает, а ругать — можно кого угодно ругать. Будем надеяться, что Капков останется каким-то образом в руководстве этого города, потому что весь мой опыт общения с ним и все, что он делал, вызывают у меня исключительное уважение.

Демьян Кудрявцев, медиаменеджер

Это зависит от того, кто его сменит. Я считаю Сергея Александровича очень эффективным управленцем. Если область, в которой он дальше будет применять свои качества, касается каким-то образом меня или большого количества моих знакомых, я буду этому радоваться, потому что не только с парками у нас проблема и можно использовать его таланты в других областях. При этом у нас в культуре проблемы остаются, он не все их решил. Поэтому вопрос — кто будет продолжать это дело и как он будет продолжать. Я не буду ни капельки жалеть об уходе Капкова, если его на этой должности сменит человек, который будет работать хорошо или, что еще важнее, так, как мне нравится. И если сам Капков будет продолжать работать там, где он будет приносить пользу какому-нибудь процессу, который я смогу оценить.

Борис Куприянов, издатель

Это очень печально. Сергей Александрович, человек, которого я очень уважаю и которому доверяю лично, сделал две важные вещи. Кроме того, что его публично все любят и лайкают и стараются с ним беседовать и полемизировать, у него еще есть одна черта, которая остается нам с вами как бы незаметной, а она принципиальна. Его можно обвинить в чем угодно и в каких угодно красках, но он был первым руководителем департамента Москвы, который за двадцать лет переставил задачи работникам культуры. Он пытался объяснить им и объяснял, что они работают не ради заказчика, то бишь Департамента культуры, а ради москвичей. И встречался, конечно, с чудовищным сопротивлением. А все новые люди, которые пришли с ним работать, — два-три года назад их было нереально представить работающими с мэрией в этих условиях. Это было связано с тем, что мы ему поверили, он нас не обманул, и он четко объяснил, чего он хочет — чтобы город изменялся для людей, совершенно не важно, каких политических взглядов, пола и ориентации эти люди. Чтобы этот город был комфортен для людей вообще. И, собственно, этого он и добивался в течение долгого времени. Если город решил, что все проекты, которые он начал (театры, библиотеки, дома культуры), возможны без него, то тут какое-то странное представление о жизни. Масса людей пришла только потому, что он объяснил, для чего он это делает, какой смысл в его действиях, и ему поверили и поверили власти. Будет ли человек, которому так же поверят и который так же объяснит свою позицию, — я не уверен.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина

Да, я считаю, что большинство людей, уже привыкших к тому, что выдает Сергей Капков и его команда, будут жалеть о его уходе. Это молодой, живой человек, абсолютно отвечающий современному представлению о стратеге, который определяет какие-то важные вещи в развитии города, который понимает, что он делает, равняется на европейские, цивилизованные стандарты, который понимает, что общество должно быть открытым, дружественным, современным, что человек должен чувствовать себя уютно, взаимодействовать с властью и чувствовать себя в диалоге с ней, что город должен быть интеллигентным вне зависимости от того, кто к какой политической партии относится. Горожанин вообще не должен знать, к какой партии мэр относится, это не важно. Жителю города важно, чтобы ему в этом городе было жить интересно, комфортно, приятно, чтобы его уважали как личность, давали ему возможность проявить себя, чтобы ему было удобно, разнообразно, чтобы у него были возможности функционировать так, как он функционирует в Берлине или Париже. И постепенно это все стало происходить. Эти тенденции ощущаются всеми, и будет очень грустно, если что-то изменится в этом смысле.

Ольга Романова, журналист

Я буду жалеть об уходе Капкова, потому что мне не хватает личностей — и в политике, и «на хозяйстве». Я буду жалеть об уходе Капкова, потому что волнуюсь за судьбу Парка Горького. Я ведь вижу, как рушится Пермь, которую я знала до Чиркунова—Гельмана, во время и вижу после. Я буду жалеть об уходе Капкова, потому что он интересен: всегда было о чем поговорить — и с ним, и о нем. Впрочем, я думаю, что мы еще встретимся. Другое дело — где и при каких обстоятельствах. В правительстве Москвы он был органичен. Кстати, он был бы органичен в любом правительстве Москвы.

Семен Файбисович, художник

Честно говоря, для меня Капков — фигура скорее виртуальная, чем реальная. Его присутствие было весьма ощутимо в Фейсбуке, а в реальной жизни — моей — почти никак. Как-то дочери сводили в ЦПКиО после его реконструкции, но мне там не понравилось. Кругом модные едально-питейные заведения, которые мне до лампочки, а ощущение ретро-пространства ушло — обаятельной такой занюханности, которая провоцировала воспоминания о походах туда с родителями в детстве и вообще мне мила, — да еще то тут, то там лбы в черном перегораживают дорожки, ведущие в злачные кущи. Говорят, Сад Баумана у меня по соседству тоже крутым стал, но я еще туда не дошел — после Парка Горького как-то не очень тянет. Нет, наверное, это хорошо — как и дорожки для велосипедистов, но я не очень понимал, где кончается Собянин и начинается Капков — и наоборот.

Возможно, жалость появится позже, когда на его место придет какая-нибудь версия Мединского, начнут сворачивать финансирование идейно невыдержанных культурных проектов и т.п. — тогда и станет понятно, как много делал Капков для московской культуры, какой он был хороший. Конечно, предпочел бы, чтобы жалость так и не возникла, но уж больно устойчива при сегодняшнем гостренде тенденция погружения всего во все более пахучее дерьмо, так что основная надежда — на смену всей «системы».


Подготовила Юлия Рыженко


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244963
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246518
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413099
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419581
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423652
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428955
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429611