СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024204COLTA.RU продолжает еженедельную рубрику «Ответная реакция»: уважаемые нами люди отвечают на вопрос, горячо обсуждавшийся в последние дни. Вчерашнее сообщение газеты «Ведомости» о том, что глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков может покинуть свой пост, вызвало бурю откликов, которую даже успели окрестить «плачем Ярославны». COLTA.RU обратилась за комментарием к деятелям культуры, еще не высказавшимся в социальных сетях.
Да, будет жалко, он очень много сделал. И все, что касается парков. И люди, которые назначались в подведомственные учреждения, включая назначение Марины Лошак директором Пушкинского музея, которое позволило ей продемонстрировать все ее возможности и достоинства. Капков санкционировал проведение Московской биеннале в Манеже. При нем возникла сама культурная политика.
Буду. В московском правительстве помимо Сергея Собянина очень мало людей, которые стараются — на самом деле не важно, что сделать и зачем, возможно, даже и злодейство, важно стараться. Капков очевидно старался. И в этом он был (как, кстати, и Собянин, и, например, Хуснуллин) абсолютно несоветским человеком — отсюда и их непонимание того, как работает советская машина мэрии, и тяга ко всему псевдосоветскому, и истерическое назначение Долгих. Именно эта несоветскость, чуждость органики, не дала ни Собянину, ни Капкову эксплуатировать в штатном режиме ту машинку, которая у Лужкова летала. Мне всегда жаль людей, честно пытающихся стать теми, кем они быть не могут. Новые люди в мэрии будут лишены этих милых и нелепых сантиментов.
Конечно. Все изменения, которые произошли в городе за последние два года, во многом связаны именно с ним. Парк Горького, на мой взгляд, просто прекрасен, как и «Гоголь-центр». И даже митболы впервые появились в парках, которыми занимался Сергей, — с его помощью вошли в наш язык и в нашу жизнь. Мы стали об этом думать, стали беспокоиться и считать это важным.
Комментировать такие довольно частные перестановки на фоне того, что у нас в целом происходит в стране, мне кажется, не имеет смысла. Была ли культурная политика Капкова успешна? Во многом да. Но, с другой стороны, на общем фоне она также подчеркивала ужас и абсурд всего происходящего.
Пожалуй, буду, хотя не заблуждаюсь относительно его вполне системной чиновничьей роли. Жаль тех очевидно симпатичных перемен, которые произошли с Москвой. Она стала лучше, чем была, Капков пошел ей на пользу, и этого достаточно, чтобы жалеть о его уходе. Сложная история с Капковым, я наивно ждала от него каких-то поступков перед выборами или хотя бы слов. Но увы.
Да, буду. Потому что совершенно очевидно, что даже недолговременное его пребывание на этом посту и какие-то точечные реформы, которые он осуществил, оживили культурную жизнь города. А театральную жизнь, безусловно, изменили к лучшему. Я-то абсолютно убеждена, что нам необходимы не точечные, а системные преобразования. Но, к сожалению, их не может осуществить своими силами один департамент одного города и уж тем более один чиновник: масштабная реформа театральной сферы связана с изменением законодательной базы и требует совокупных усилий чиновников разных уровней и общественных организаций. Опыт Капкова ценен иным: он доказал, что в Москве накоплена огромная творческая энергия. И достаточно было какие-то клапаны открыть, какие-то заслонки вынуть, чтобы эта энергия вырвалась наружу. По прошлому сезону и по тому, как начинается сезон нынешний, видно, насколько интенсивнее и необычнее стала театральная жизнь столицы. Мы привыкли внутри интеллигентской тусовки, что чиновник всегда плох, потому что представитель власти. А власть — это «путен». Но если чиновник от партии власти, брошенный на газоны, хорошо подстригает газоны, мне, в принципе, все равно, каковы его партийные убеждения. Если чиновник совершает какие-то усилия по оздоровлению и оживлению культурной жизни города, он мне гораздо милее стоящего в оппозиции работника театральной нивы, который пуще всего на свете боится любых перемен. Не могу сказать, что я со всеми действиями и назначениями Капкова была согласна, но факт остается фактом: он оказался куда большим западником, чем большая часть наших театральных деятелей.
Наверное, будем, но не слишком сильно. Он вроде бы все уже «запустил» и везде поставил своих людей на важные, но не слишком хлебные места — так что я не думаю, что их будут менять после его ухода. Хотя тут никогда не ясно, кто кого поборет. Наш «барон Осман» победил революцию велосипедными дорожками, игрой в петанк и тыквенным супом.
Жалеть буду, потому что многообразие, олицетворяемое им, всегда лучше единообразия, которое, очевидно, вернется после его ухода. Хочу посочувствовать Борису Куприянову и другим хорошим людям, пришедшим за Капковым в муниципальные структуры. При этом, конечно, принципа «чем хуже, тем лучше» никто не отменял, но все равно это «хуже».
Буду. Я считаю, что Сергей Капков был прекрасным министром культуры и сделал очень много за то время, что был на своем посту. Вообще чиновников с человеческим лицом у нас ужасно не хватает, а ругать — можно кого угодно ругать. Будем надеяться, что Капков останется каким-то образом в руководстве этого города, потому что весь мой опыт общения с ним и все, что он делал, вызывают у меня исключительное уважение.
Это зависит от того, кто его сменит. Я считаю Сергея Александровича очень эффективным управленцем. Если область, в которой он дальше будет применять свои качества, касается каким-то образом меня или большого количества моих знакомых, я буду этому радоваться, потому что не только с парками у нас проблема и можно использовать его таланты в других областях. При этом у нас в культуре проблемы остаются, он не все их решил. Поэтому вопрос — кто будет продолжать это дело и как он будет продолжать. Я не буду ни капельки жалеть об уходе Капкова, если его на этой должности сменит человек, который будет работать хорошо или, что еще важнее, так, как мне нравится. И если сам Капков будет продолжать работать там, где он будет приносить пользу какому-нибудь процессу, который я смогу оценить.
Это очень печально. Сергей Александрович, человек, которого я очень уважаю и которому доверяю лично, сделал две важные вещи. Кроме того, что его публично все любят и лайкают и стараются с ним беседовать и полемизировать, у него еще есть одна черта, которая остается нам с вами как бы незаметной, а она принципиальна. Его можно обвинить в чем угодно и в каких угодно красках, но он был первым руководителем департамента Москвы, который за двадцать лет переставил задачи работникам культуры. Он пытался объяснить им и объяснял, что они работают не ради заказчика, то бишь Департамента культуры, а ради москвичей. И встречался, конечно, с чудовищным сопротивлением. А все новые люди, которые пришли с ним работать, — два-три года назад их было нереально представить работающими с мэрией в этих условиях. Это было связано с тем, что мы ему поверили, он нас не обманул, и он четко объяснил, чего он хочет — чтобы город изменялся для людей, совершенно не важно, каких политических взглядов, пола и ориентации эти люди. Чтобы этот город был комфортен для людей вообще. И, собственно, этого он и добивался в течение долгого времени. Если город решил, что все проекты, которые он начал (театры, библиотеки, дома культуры), возможны без него, то тут какое-то странное представление о жизни. Масса людей пришла только потому, что он объяснил, для чего он это делает, какой смысл в его действиях, и ему поверили и поверили власти. Будет ли человек, которому так же поверят и который так же объяснит свою позицию, — я не уверен.
Да, я считаю, что большинство людей, уже привыкших к тому, что выдает Сергей Капков и его команда, будут жалеть о его уходе. Это молодой, живой человек, абсолютно отвечающий современному представлению о стратеге, который определяет какие-то важные вещи в развитии города, который понимает, что он делает, равняется на европейские, цивилизованные стандарты, который понимает, что общество должно быть открытым, дружественным, современным, что человек должен чувствовать себя уютно, взаимодействовать с властью и чувствовать себя в диалоге с ней, что город должен быть интеллигентным вне зависимости от того, кто к какой политической партии относится. Горожанин вообще не должен знать, к какой партии мэр относится, это не важно. Жителю города важно, чтобы ему в этом городе было жить интересно, комфортно, приятно, чтобы его уважали как личность, давали ему возможность проявить себя, чтобы ему было удобно, разнообразно, чтобы у него были возможности функционировать так, как он функционирует в Берлине или Париже. И постепенно это все стало происходить. Эти тенденции ощущаются всеми, и будет очень грустно, если что-то изменится в этом смысле.
Я буду жалеть об уходе Капкова, потому что мне не хватает личностей — и в политике, и «на хозяйстве». Я буду жалеть об уходе Капкова, потому что волнуюсь за судьбу Парка Горького. Я ведь вижу, как рушится Пермь, которую я знала до Чиркунова—Гельмана, во время и вижу после. Я буду жалеть об уходе Капкова, потому что он интересен: всегда было о чем поговорить — и с ним, и о нем. Впрочем, я думаю, что мы еще встретимся. Другое дело — где и при каких обстоятельствах. В правительстве Москвы он был органичен. Кстати, он был бы органичен в любом правительстве Москвы.
Честно говоря, для меня Капков — фигура скорее виртуальная, чем реальная. Его присутствие было весьма ощутимо в Фейсбуке, а в реальной жизни — моей — почти никак. Как-то дочери сводили в ЦПКиО после его реконструкции, но мне там не понравилось. Кругом модные едально-питейные заведения, которые мне до лампочки, а ощущение ретро-пространства ушло — обаятельной такой занюханности, которая провоцировала воспоминания о походах туда с родителями в детстве и вообще мне мила, — да еще то тут, то там лбы в черном перегораживают дорожки, ведущие в злачные кущи. Говорят, Сад Баумана у меня по соседству тоже крутым стал, но я еще туда не дошел — после Парка Горького как-то не очень тянет. Нет, наверное, это хорошо — как и дорожки для велосипедистов, но я не очень понимал, где кончается Собянин и начинается Капков — и наоборот.
Возможно, жалость появится позже, когда на его место придет какая-нибудь версия Мединского, начнут сворачивать финансирование идейно невыдержанных культурных проектов и т.п. — тогда и станет понятно, как много делал Капков для московской культуры, какой он был хороший. Конечно, предпочел бы, чтобы жалость так и не возникла, но уж больно устойчива при сегодняшнем гостренде тенденция погружения всего во все более пахучее дерьмо, так что основная надежда — на смену всей «системы».
Подготовила Юлия Рыженко
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024204Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249432Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416079Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416822Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419513Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420387Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425427Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425632Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426970