Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245284COLTA.RU продолжает еженедельную рубрику «Ответная реакция»: уважаемые нами люди отвечают на вопрос, горячо обсуждавшийся в последние дни. Зарубежные деятели культуры все чаще заговаривают о необходимости бойкота зимней Олимпиады в Сочи и призывают к этому неравнодушных. На этой неделе к английскому актеру и писателю Стивену Фраю, взывавшему к премьер-министру Соединенного Королевства, присоединилась американская певица Шер, объявившая о своем личном неучастии в церемонии открытия Олимпиады. COLTA.RU обратилась к нашим деятелям культуры с вопросом: разумен ли этот бойкот?
журналист, медиаменеджер
Лично у меня нет шансов выступить на Олимпиаде, поэтому и бойкотировать никак невозможно. А если есть такие шансы, то и подавно бойкотировать глупо. Я не верю во всякого рода коллективки, бойкоты и прочие детсадовские обидки. Если тебя злит, к примеру, путинская гомофобная политика — выскажись об этом публично, не подавай руку Путину, плюнь в лицо гомофобу. А то — бойкот, фу.
медиапредприниматель, инвестор и владелец телеканала «Дождь», журнала «Большой город», сайта Slon.ru
Не имеет смысла. Ничего не решает.
радио- и телеведущий, актер, режиссер
Я помню Олимпиаду 1980 года, которую бойкотировали. Мы на ней победили. Пусть бойкотируют, мы опять победим.
искусствовед, куратор
Бойкот в данном случае неэффективен. Бойкот хорош тогда, когда бойкотирующий — ключевая фигура события и без него нельзя обойтись. А в ситуации равного и добровольного участия отказ какой-то части стран приобщиться к коллективному мероприятию только повысит шансы на победу остальных. Вместе с уходом протестующих будет эвакуирована и сама тема протеста. Поэтому, я думаю, надо не уходить, а, напротив, войти с темой дискриминации секс-меньшинств на Олимпиаду и публично, громогласно навязать там дискуссию на всех доступных общественных площадках. Пусть организаторы шикают, запрещают, вырезают записи интервью, уговаривают, упрашивают молчать. Это, конечно, поставит их в трудное положение.
журналист, главный редактор русского GQ
Бойкот ничего не решает. Более того, он противоречит даже логике протеста. Россия сама, за свой счет, предоставляет всему миру гигантскую площадку для самовыражения под софитами и телекамерами — вряд ли самым остроумным жестом было бы на эту площадку просто не прийти. Вот как ее использовать — это другое дело.
журналист, продюсер, кинопромоутер
В этой конкретной истории бойкотировать бессмысленно, потому что замах не равноценен удару. Почему надо наказывать Путина, не приехав на Олимпиаду? В конце концов, не он собирается там кататься на лыжах и коньках, а спортсмены. Все это довольно странно выглядит. Мы уже имели один бойкот Олимпиады в 1980 году, второй — в 1984-м, для олимпийского движения это, несомненно, были удары под дых и потребовалось много лет, прежде чем все вернулось на круги своя. Многократно сказано, что олимпийское движение вне политики, и раз уж Олимпийский комитет сделал этот выбор (может быть, он и ошибочный, но он сделан), Олимпиада должна пройти — и она должна пройти максимально удаленно от местного политического колорита. Хотя меня самого трудно назвать болельщиком какого-либо вида спорта, но для кого-то Олимпиада — это праздник, и совершенно непонятно, почему их надо его лишать. Это ведь праздник не только для граждан России и живущих здесь людей. В мире миллиарды человек, которые смотрят Олимпиаду по телевизору, не сходя с диванов. Они-то при чем здесь?
телеведущая, актриса, общественный деятель
На месте Шер я бы тоже бойкотировала. Но меня, во-первых, не звали выступать на открытии, а во-вторых, я живу в этой стране, и если бы я бойкотировала все, с чем я не согласна, то не осталось бы, наверное, ничего, ради чего тут вообще жить. К тому же я прошедшей зимой уже приняла для себя некоторые решения и участвую в акции передачи олимпийского огня из города в город по всей нашей стране. Я считаю, что, во-первых, я не вправе лишать возможности победить или хотя бы поучаствовать в таких масштабных соревнованиях тех спортсменов, которые по несколько лет готовятся к Олимпиадам, все-таки такое не каждый год бывает. А во-вторых, это действительно событие в жизни всех российских жителей, я поняла это по количеству тех, кто посылал заявки для участия в эстафете олимпийского огня. Это действительно грандиозное событие для всей страны, а то, что оно стало еще и политическим, — так у нас и плитка на тротуарах — уже политика.
поэт, прозаик, переводчик
Я предложил использовать кампанию за бойкот Олимпиады в Сочи в качестве инструмента давления на российские власти в августе 2012 года, после вынесения приговора по делу Pussy Riot. Я и сегодня готов подписаться под этим текстом, написанным больше года назад. Вместе с тем оказалось, что предполагавшаяся кампания, в общем, практически не состоялась, несмотря на то что дела наши идут все хуже и хуже. Кроме того, как и предполагалось, МОК, будучи организацией, не представляющей никого, кроме коррумпированной международной бюрократии, даже пригрозил, что будет расценивать поддержку российского ЛГБТ-сообщества на Олимпиаде как «нарушение Олимпийской хартии».
Мне представляется, что бойкот Олимпийских игр в Сочи как таковой невозможен: на дворе не 1979 год. Вызывает вопросы и действенность самой процедуры бойкота: отсутствие чего-либо, даже если это что-либо — какая-нибудь заметная вещь, менее заметно, чем присутствие. Сегодня идеальный вариант выглядит так: олимпийские сборные, не согласные с пещерной дискриминационной политикой в отношении ЛГБТ, которая проводится сегодня в России, выходят на открытие Олимпийских игр не с флагом своей страны, а с радужным. Представить себе такое развитие событий сложно — и слово «идеальный» здесь не просто так, скорее всего ничего подобного не будет, — да и требовать этого от приезжающих на Олимпиаду спортсменов было бы как минимум странно. Скорее всего дело ограничится несколькими «партизанскими» акциями.
Я намеренно не упоминаю здесь остальные очевидные проблемы: давление на НКО, сталинизм в исторической политике, коррупцию, дисфункциональные судебную и правоохранительную системы — однако мне видится, что дискриминация гомосексуалов собирает всю эту проблематику в себе, как линза. К тому же именно дискриминация артикулированных меньшинств (не обязательно ЛГБТ) традиционно и справедливо является мобилизующей для институционализированного третьего сектора во многих странах.
Бойкота не будет, однако мне кажется, что деятельность тех людей за пределами России, которые его требуют, следует приветствовать — просто потому, что это один из способов донести до множества людей информацию о том, что на самом деле представляет собой путинская Россия.
композитор
Надо не Олимпиаду бойкотировать, а убирать бандитов от власти. Пока это не сделано, в каком-то смысле вообще все — стыдно. Можно еще бойкотировать автозаправки (все), потому что на них в конечном счете зарабатывают бандиты. Поезда — по тем же причинам. По асфальту не ходить, потому что его в десятый раз переложили, чтобы украсть деньги. Уж если что бойкотировать — то, например, суды и вообще все, что у нас имитирует правовые институты. Я бы с удовольствием стал автором музыки открытия Олимпиады — и в этом качестве еще раз заявил бы, что у власти бандиты и на организации Олимпиады они еще раз нажились. Но для человека извне, для иностранца, для которого правительство олицетворяет всю страну вообще, отказ от сотрудничества с этой страной вполне нормален. Я, например, не покупаю какие-то товары по примитивным «идеологическим» мотивам, хотя понимаю, что конкретные их изготовители ни в чем не виноваты. Конкретные мы тоже вроде не виноваты, а внешний бойкот нас заставит лишний раз почувствовать, что все же виноваты: иностранный бойкот хорош именно тем, что у нас есть шанс принять его на свой счет, ощутить стыд за страну, — и плох тем, что нам легко снять с себя ответственность за собственную власть (так во время Русско-японской войны интеллигенция ликовала при каждом русском поражении — а через двенадцать лет получила пулю в лоб или изгнание).
певец и посол Сочи-2014
(За певца ответил его директор Евгений Яковлев.) Комментариев не даем, ничего не изменится от наших комментариев.
музыкальный критик
Имеет смысл, и не из-за геев, а из-за воровства, экологии и скотства властей.
журналист, сокуратор looo.ch
Я совершенно искренне не понимаю КПД либерального транспаранта у печей Дахау. Бойкотируя Олимпиаду, ты, конечно, начинаешь фосфоресцировать высоконравственной политической аурой — интеллигентному человеку вообще свойственно любить театр, — однако следует задаться вопросом: поможет ли бойкот Олимпиады гею из какой-нибудь Ухты прекратить получать православных русских п…дюлей? Мое мнение — нет, не поможет. Потому что ни фантазматичные экономические последствия подобного бойкота, ни очередная волна грантогенерирующего европейского визга не изменят того обстоятельства, что гомосексуальность подрывает сами основы патриархального строя. Следовательно, патриархат никогда не пойдет на уступки тому, в чем содержится его кощеева игла. Быть геем при царе и Боге — это еще хуже, чем быть женщиной, ибо разрушает фаллический (т.е. буквально х…вый) порядок отцов изнутри, через верных сынов своего отечества. Не стоит поэтому надеяться на то, что двуглавый карлик расчувствуется под напором мыслящих, что называется, слоев населения, начнет читать Джудит Батлер и наконец-то пожалеет содомитов. Этого не будет — идиоты редко становятся диктаторами. Прогрессивные социальные преобразования произойдут не из перестановки политических слагаемых, но из разрушения культурных скреп. Мертвый Путин не сделает Ивана живым, а вот живая культура — сделает. Таким образом, надо не бойкотировать Олимпиаду, а пропагандировать все самое лучшее в этом мире — бездуховность, чертовщину и мужеложество. Иными словами, другую культуру. Причем пропагандировать желательно детям — взрослые россияне слишком долго пробыли у реактора, чтобы наконец-то решиться вынести весь этот экзистенциальный пояс Богородицы на помойку. Свобода — это страшно. Все надежды на испорченных детей.
поэт
Идея бойкота Олимпиады, при всех доводах в ее пользу, не кажется мне разумной и эффективной. Можно долго рассуждать о том, соответствуют ли Олимпийские игры в их нынешнем виде идеалу сближения народов, а также в какой мере они стали орудиями пропаганды в арсенале деспотических правительств. Но эта проблема возникла не вчера, и в Сочи ее не решить. Опыт бойкота Московской Олимпиады 1980 года показал, что такого рода мероприятия ударяют в первую очередь по конкретным людям, спортсменам, затратившим годы на подготовку, сплошь и рядом без всякой государственной поддержки, для которых подобная акция становится крушением надежд, и это явно несправедливо. На мой взгляд, куда более эффективный метод протеста — личные и командные акции протеста в ходе самой Олимпиады, даже, может быть, вопреки законам страны-устроителя и санкциям Олимпийского комитета. В отличие от бойкота такие акции наглядны, их увидят во всех уголках Земли, а бойкот — абстракция. Только в таком варианте выигрывают те, кто проигрыша не заслуживает. Лучше зажечь свечу, чем проклинать тьму.
продюсер и промоутер, арт-директор фестиваля WOMAD в Пятигорске
Это для меня очень сложный вопрос. Я сейчас невероятные усилия предпринимаю для того, чтобы нормально прошел фестиваль WOMAD, который я провожу с Питером Гэбриэлом. И представьте себе, есть (правда, очень мало) западные продюсеры, которые обвиняют меня и Питера Гэбриэла в том, что мы делаем такой фестиваль в России. Что Россию пора бойкотировать.
У меня нет однозначного мнения на эту тему, потому что я человек эмоциональный, и когда в стране происходит череда ужасающих событий, у меня бывает такой импульс, что надо все к чертовой матери бойкотировать, чтобы люди, которые еще ценят что-то разумное и цивилизованное в этой стране, наконец поняли, в какой ситуации они живут, и более активно себя проявляли, более активно сопротивлялись вспышкам насилия, агрессии, мракобесия, ксенофобии и просто элементарной глупости. Но когда остынешь, понимаешь, что, наверное, это не метод. Можно очень долго ждать, когда страна изменится в том направлении, в котором бы нам хотелось, когда она станет страной, которой можно по праву гордиться. И лишать целое поколение людей интересных культурных и спортивных событий, наверное, неправильно. Но повторюсь, что у меня нет сформировавшейся позиции. Это все некие импульсы, сантименты, которые сменяют друг друга.
Вот только подумаешь о каком-то бойкоте, а потом сам организуешь фестиваль в Сибири и понимаешь, что независимо от того, что в стране происходят ужасные вещи, этот фестиваль в Сибири — действительно благое дело. Ты видишь, как у людей горят глаза, как они объединяются вокруг хорошей музыки. И понимаешь, что это надо делать в любом случае. А в другой момент тебя начинает охватывать депрессия и ощущение бессилия, и тебе кажется, что все должно быть политизировано и что человек, который не участвует в протестной активности, — не совсем полноценный человек.
Мне кажется, если бы протестные события вокруг Олимпиады сдвинули с мертвой точки ситуацию в нашей стране, это было бы важнее, чем сама Олимпиада. А если бы протест только усилил взаимную напряженность и ничего не дал в плане развития нашего гражданского самосознания, тогда, наверное, хрен с ним — пусть Олимпиада будет. Трудно предугадать.
Подготовила Юлия Рыженко
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245284Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246891Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413367Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419825Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420540Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423138Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423894Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429094Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429191Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429855