12 июля 2019Театр
93

Год театра

Театральный сезон — 2018/2019 глазами критиков

2 из 13
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture«Аустерлиц»© Anastasia Blur
    Татьяна Джурова

    Год театра «порадовал»: с одной стороны — оптимизациями, с другой — необъяснимыми мегаломанскими проектами всевозможных нацобъединений.

    В Петербурге все странно. Необъяснимые назначения актеров на должности художественных руководителей и главных режиссеров крупнейших театров — Леонида Алимова в Театре имени Комиссаржевской и Ларисы Луппиан в Театре имени Ленсовета — не обещают внятной художественной политики. Список педагогов, набирающих в этом году актерские мастерские на Моховой, тоже удивляет.

    Закрылась «Квартира» Бориса Павловича, влюбившая в себя буквально всех модель театра-лаборатории, горизонтальный theatre-in-progress. Выпущенное в «Квартире» «Исследование ужаса» по дневникам и текстам обэриутов — одна из лучших премьер петербургского сезона, перезапускающая твое личное пространство-время.

    Другая «бомба» петербургского сезона — «Преступление и наказание», спектакль, открывший нового Константина Богомолова. Если раньше его режиссерский сарказм был направлен в плоскость социокультурного, то теперь объектом переосмысления становятся сам язык театра, его возможности воздействия. Утверждая не единожды, что психологический театр умер, режиссер начиная со «Славы» в БДТ (еще одна важная премьера сезона) работает именно с этим инструментарием — разом радикально обновляя его и вместе с тем остраняя.

    Вообще все самые любопытные премьеры сезона так или иначе связаны с театром, бедным визуальной выразительностью, театром слова, театром текста, раскрытием его выразительных возможностей, а значит — воспитанием нового своего «режиссерского» артиста-соавтора в условиях почти сектантских. Это и «Исследование ужаса» Бориса Павловича, и «Преступление и наказание» Константина Богомолова, и «Аустерлиц» Евгении Сафоновой: сделанные в условиях тотальной актерской аскезы, минимума выразительности, музыкальной организации спектакля, эти постановки в той или иной мере смотрятся педагогическими проектами.

    Со своей стороны, изучением возможностей репрезентации текста театром занимается драматургическая мастерская Натальи Скороход. Авторы сами проводят лаборатории, сами ставят тексты и ищут способы их подачи, а места проведения этих лабораторий — прачечные, ночные клубы, шавермочные — как бы заявляют о том, что драматургия больше не нуждается в театральных площадках.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943