12 июля 2019Театр
93

Год театра

Театральный сезон — 2018/2019 глазами критиков

6 из 13
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture«Волшебная страна»© Наталья Цупко
    Кристина Матвиенко

    Деформация сознания: с трудом припоминаются большие театральные события на больших стационарных площадках. Когда работаешь экспертом «Маски», понимаешь, из чего складывается сезон. А так — отдельные вспышки вроде праздника столетия БДТ, который с большим вкусом, изобретательностью и теплотой сделала команда театра, или московских показов «Славы» Константина Богомолова — важного события, после которого разгорелись дискуссии про ресентимент как способ обращения с советским прошлым.

    Проектом «Прошлое» зачарованы многие.

    В спектакле, привезенном на двадцатый по счету фестиваль NET, ироничный взгляд в прошлое Европы обратил Кристоф Марталер. Дмитрий Волкострелов выпустил «Пермских богов» и «Хорошо темперированные грамоты» и показал на «Золотой маске» «Художника извне и изнутри» — совместную с Дмитрием Ренанским работу по текстам Якопо Понтормо, Джорджо Вазари и Аркадия Ипполитова. Всеволод Лисовский получил «Маску» в номинации «Эксперимент» за «Волшебную страну»site-specific про героев ростовского позднесоветского андеграунда. Четвертьвековой юбилей «Маска» отметила выходом сборника статей, подводящего итог целой эпохи, которая примерно год назад кончилась со смертями важнейших для нас людей.

    Будущее — за новым русским театром. Важнейшая деятельность, которая была связана с импортом всего самого лучшего и самого нужного, выполнила свою миссию. Теперь — время поиска своего пути, уникальных открытий, локальных имен и событий, неразрывно связанных с Европой: сегодняшние 25—30-летние живут без ощущения границ. Пока новый русский театр не приватизировали «новые патриоты» и консерваторы, нужно сделать так, чтобы он развивался путем, не зависящим от стремительно каменеющей на наших глазах конъюнктуры. Поэтому страшно интересно наблюдать за тем, как развивается малая инициатива в российских регионах, как живут фестивали независимого театра, как укрепляет позиции искусство перформанса на новых площадках — и как все это вместе затмевает «большое искусство больших сцен».

    В Омске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже, Петербурге, Ростове, Владивостоке, Краснодаре, Казани, Калининграде, как и в городах поменьше, народилась питательная среда из молодых и странных людей, удивительным образом живущих более благополучной жизнью, чем их товарищи на двадцать лет старше. Они занимаются неформатным искусством нового театра в лофтах и бывших ДК. Насколько их инициативы окажутся живучи, покажет время. Но нам ли думать про будущее, если проекта будущего нет, а есть только тяжелое прошлое и опасное настоящее?

    Сделавшая картину сезона череда назначений (Константин Богомолов и Театр на Малой Бронной), увольнений (Евгений Марчелли и Волковский театр) и слияний-поглощений (Александринка и Ярославль, Александринка и Псков) — это одна сторона процесса, явления нового, гибридного, порядка. Что-то одно (например, либеральное) сращивается с другим (фундаментальным) и уже не требует никаких оценок, никакой критики или признания, а существует в поле политики и персональной прагматики. Гибридность взглядов, прокламаций, моментально вспыхивающих и гаснущих сетевых скандалов, которыми запомнился сезон, — тоже отсюда.

    А десятки микрофестивалей, бесконечных site-specific, междисциплинарных лабораторий по всей стране — это совсем другая история. Компания примерно одних и тех же молодых художников (в возрасте от 25 до 45 лет) ездит по стране и обогащает ее проектами разной степени обаяния, сделанными примерно в одном тренде открытого зрителю-потребителю «продукта». В этой равномерно активной жизни много хорошего, много конвенционального, много заимствованного и много энтузиастического, много желания быть политически острыми, но одновременно быть институционализированными. В этом смысле одним из ключевых итогов сезона остается энтузиазм, связанный с надеждой изменить мир — хотя бы локальный — через искусство. Мы действительно пережили всплеск огромного интереса к театру; еще немного — и место силы переселится куда-то еще. Но на излете нас ждет еще много интересного.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249410
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416054
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420366
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425603
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426947