12 июля 2019Театр
93

Год театра

Театральный сезон — 2018/2019 глазами критиков

3 из 13
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture«Приказ короля»© Урал Опера
    Софья Дымова

    Главное — впереди. Уход Теодора Курентзиса из Пермской оперы еще не означает конца света: гораздо важнее то, как будет выстраиваться художественная политика пермского театра в ближайшие годы и чьи сторонние амбиции могут помешать театру ввиду строительства второй сцены. Контракт Антона Гетьмана в качестве гендиректора МАМТа продлен, но только на год: в новом сезоне предстоит развязка внутритеатрального конфликта, и станет понятно, ждать ли впредь на Большой Дмитровке событий, подобных «Триумфу Времени и Бесчувствия» Константина Богомолова или балетным антологиям Лорана Илера, — или придется коротать ностальгические зимние вечера в Шамони, в Гаграх или под елкой из «Щелкунчика».

    «Ждать подобных событий» — то есть таких спектаклей, где постановщикам есть что сказать по поводу музыкальной партитуры и сформированного в ней пространства-времени, а не по поводу литературного первоисточника или просмотренной вчера в YouTube постановки того же произведения. Событий — то есть спектаклей, обладающих культурной стереоскопией и заряженных чувством юмора — в первую очередь, юмора авторов по отношению к самим себе: с ним у хореографов и режиссеров обнаружились большие проблемы. Применительно к балетному театру события — это еще и премьеры, которые эффективно служат воспитанию тел и духа артистов.

    Бойкое сравнение, брошенное творческим руководством МАМТа, — «театр-дом против театра-отеля» — это демонстрация глубоко архаичного, советского, парализующего нас абстрактно-биполярного типа мышления, когда требуется раз и навсегда ответить: что есть чужое, а что свое? За «Нуреева» или за «Пахиту» (сюжет балетной номинации минувшей «Золотой маски»)? За духовный театр-дом или за бездуховный театр-отель? Лет пятнадцать назад подростки в российских дворах любили подходить к ребятам помладше и спрашивать: «Ты рэпер или панк?» У отвечающего обычно не было третьего варианта: не угадал с правильным ответом — попал.

    «Театр-отель» — такой же литературный пузырь, как «театр-дом»; «осовременить классику» — такая же абстракция, как «классическая версия», — но именно в таких категориях рассуждают о балете с оперой большинство российских зрителей, артистов и постановщиков. В том же разлагающемся советском дискурсе лежит главный вопрос минувшего сезона: оперный театр — кафедра или место диалога? Портал во вневременные пространства или поезд в один конец — в раньше, которое было лучше? Стать ли мне соучастником постановки — или театр мне должен оказывать услуги?

    Пока мы пытаемся занять правильную сторону, решаем этические и политические вопросы, из поля зрения уходит собственно художественный процесс. Театральная карта страны размылась: оперных театров в стране почти три десятка, все знают про Екатеринбург и Пермь — а что слышно о Башкирской опере, кроме того, что Ильдар Абдразаков дебютировал там бородатой постановкой «Аттилы»? Во что превратился балет в Новосибирске (некогда одна из сильнейших трупп в стране) — как там прошла премьера балетов Баланчина? Как вышло, что Самарская опера, которая после смены художественного руководства вполне могла стать новым «местом силы», вместо этого стала приютом для произведений девелопера-либреттиста? То же в столицах. Попробуйте назвать выдающиеся в художественном отношении премьеры Мариинского театра или загляните в зал «Зарядье», где под вывеской инновационного балета-оперы-драмы «Кармен» с вытаращенными глазами отплясывают БДСМ-лезгинку.

    Пройдет битва за театры, дома и отели, а балет с оперой — эти динозавры, которые с нами на черт знает каком языке пытаются разговаривать и с которыми неясно, что делать в постдраматическом и нонспектакулярном настоящем, — останутся. И нам придется отвечать на вопрос: способны ли эти архаичные, герметичные, сомнительные с точки зрения ремесленной этики, бодинегативные, эйджистские, эйблистские виды искусства отвечать современности и что-то давать уму и сердцу нас сегодняшних (и если да, то в каком виде)?

    Спектакли минувшего сезона, которые ответили на этот вопрос положительно:

    «Приказ короля» в «Урал Опере» — мощная попытка построить большой балет по законам балета, пойти ассоциативным, а не литературным, путем. Прекрасная новая партитура Анатолия Королева.

    «Три сестры» там же — первая в стране постановка одной из лучших опер ХХ века. Спектакль о тяжкой советскости, которую мы носим в себе, сработавший в паре с «Тремя сестрами» Саймона Стоуна, показанными в Москве за несколько недель до премьеры спектакля Кристофера Олдена.

    «Путешествие в Реймс» в Большом — см. «подобные события».

    «Сказка о царе Салтане» в брюссельском La Monnaie — самое большое сожаление сезона: человечный, слишком человечный спектакль, который плохо поддается словесным описаниям, снова поставлен не в России и вряд ли доберется до наших сцен. Отечественный театр в новом сезоне ответит сразу двумя «Салтанами», в Большом и в Екатеринбурге, — а сказки Римского-Корсакова у нас редко ставят иначе как «для семейного просмотра».


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943