10 августа 2016Искусство
257

«“Что делать” основана на принципах делегирования и инициативы»

Беседа Дмитрия Виленского и Арсения Жиляева

текст: Арсений Жиляев
Detailed_picture© Илья Орлов

15 августа стартует международная летняя школа вовлеченного искусства «Что делать». В новом диалоге, подготовленном Центром экспериментальной музеологии при поддержке фонда V-A-C и COLTA.RU, Арсений Жиляев побеседовал с художником, участником группы «Что делать» Дмитрием Виленским.

Арсений Жиляев: Дмитрий, думаю, внутри российского контекста, пожалуй, уже нет человека, не знающего, когда и при каких обстоятельствах образовалась платформа «Что делать». Но далеко не всем известны подробности становления коллектива в тех аспектах, которые связаны с его формальной структурой. Вы — одна из немногочисленных групп, поставивших своей целью преодоление привычных представлений о художественном производстве. Акцент на коллективное творчество, нивелирование четкого деления на художников, теоретиков, критиков, эксперимент с привычными границами институциональных отношений, поиски новых форм искусства, соответствующих освободительной логике левого проекта, поиски возможностей для адекватного участия в актуальном политическом процессе и проч. И все это в условиях исторического момента и общественных отношений, явно не способствующих развитию подобного рода инициатив. Расскажи о динамике ваших трансформаций как особого художественного производителя: какие цели вы ставили перед своей организационной формой изначально, какую эволюцию она претерпела? Что оказалось возможным реализовать в условиях современного культурного производства, а что осталось лишь в виде желаемого горизонта?

Дмитрий Виленский: Я думаю, Арсений, что ты несколько переоцениваешь нашу известность. Действительно, несмотря на то что мы активно работаем в искусстве и в других сферах творческой деятельности в течение уже 13 лет, во многом, как показывает опыт, мы остаемся таким малопонятным и по-прежнему отторгаемым феноменом в российской культурной среде. Отчасти это связано с тем, что «Что делать» в России «прописана» в Петербурге, где арт-среда стоит на достаточно жестких изоляционистских, аутистских и консервативных позициях, а верхушка культурной бюрократии демонстрирует редкую степень коррумпированности, цинизма, некомпетентности и трусости. Мы как раз полтора года назад сделали свой первый сольный проект в Питере, в галерее «Люда», — «Об источниках и составных частях коллектива “Что делать”», в котором со своей стороны пытались ответить на навязчивые упреки в том, что явление нашего коллектива — это такой якобы совершенно чуждый нашему городу феномен, к тому же нацеленный не на локальную работу, а на экспорт. Понятно, что в тысячный раз доказывать своей практикой, что это не так, довольно скучно, а вот понять и прочертить сущностную и политическую генеалогию нашего становления здесь, в Питере, и органику присутствия интересно.

Появление «Что делать» фундировано множеством индивидуальных практик, происходящих из 1990-х годов, а костяк коллектива («Фабрика найденных одежд» (Глюкля и Цапля), поэт Александр Скидан, фотограф Дмитрий Виленский, философ Артем Магун) — это композиция совершенно уникальных представителей российской сцены, которые, объединившись и собрав вокруг себя еще ряд в то время московских деятелей культуры (философы Алексей Пензин и Оксана Тимофеева, художник и музыкант Николай Олейников, куратор и критик Давид Рифф), стали таким очень разноплановым и амбициозным явлением, объединенным желанием обновить левую культурную программу современности — и не только в Питере, России, но и интернационально. В те годы, в начале нашей деятельности (2003—2007), это стало возможно, и нам удалось сделать ряд высказываний — артистических, активистских, теоретических, которые и сформировали дальнейшую платформу развития и были замечены.

«Что делать» в России «прописана» в Петербурге, где арт-среда стоит на достаточно жестких изоляционистских, аутистских и консервативных позициях, а верхушка культурной бюрократии демонстрирует редкую степень коррумпированности, цинизма, некомпетентности и трусости.

Прямо отвечая на твой вопрос — целью было создание качественной, широкой и солидарной левой среды, прежде всего в культуре: такой своеобразный левый фронт культурных работников, объединенных попыткой выстраивания контргегемонии по отношению к нарастающей коммерциализации и консерватизму местной ситуации. Сделать это можно было, только предъявив совершенно другие характеристики работы — качество мысли, этику поведения, масштаб художественного произведения и, конечно же, другие основания производства. В этом плане любопытно, что наша коллективность шла вразрез с как раз тогда установившимися стратегиями индивидуальной коммерческой деятельности у ведущих российских критических художников, ввязавшихся в самые ходовые коммерческие авантюры местных спекуляций нового арт-рынка. Находясь в Питере, нам было, наверное, проще их не замечать и не соблазняться сомнительной «движухой», а ориентироваться на международную ситуацию, где наши поиски вошли в резонанс со множеством других подобных коллективистских интердисциплинарных практик от Буэнос-Айреса до Стокгольма…

Удалось ли это? Думаю, что только отчасти. Очевидно, что выросло уже целое поколение деятелей культуры, которое во многом благодаря нашей деятельности и не только заняло серьезные критические позиции внутри российской сцены. Проблема осталась прежней, потому что мне кажется, что эти деятели так и не стали солидарной средой, а воспроизводят слишком часто худшие образцы конкурентности, подозрения и игнорирования. Но это не значит, что надо бросать усилия в этом направлении или же сделать вывод, что левая среда ничем не отличается этически от других. Я верю, что возможно создать предпосылки для консолидации, и мы продолжаем работать в этом направлении.

Оказались возможными создание искусства и реализация больших проектов. Конечно, за счет интернациональных ресурсов. Думаю, что за все это время мы не получили почти ни копейки местной поддержки; правда, тут надо учитывать, что ее практически и не существует.

Оказалось возможным перейти от неопределенной структуры «платформы» к тому, что имеет смысл назвать художественной институцией нового типа — то есть организационной структурой, которая способна осуществлять серьезные проекты: от съемки полномасштабных фильмов, реализации театральной постановки, издания книги или регулярной газеты, организации фестиваля до администрирования школы и Дома культуры.

Горизонт развития? В нынешний момент я бы сформулировал это как способность выжить в ситуации жестко сужающихся ресурсных возможностей, политического прессинга, да и просто нарастающей усталости, старения и депрессии от всей текущей политической ситуации. Ну и сохранить «диссидентско-еретический» характер творчества группы, когда нам удалось не идти в фарватере каких-то трендов, а бросать им вызов, формировать свою повестку и увлекать в нее других. Это такая задача-минимум. Понятно, что нами накоплены реальные ресурсы развития, и можно вообразить, что в иной политической ситуации мы бы могли претендовать на открытие более крупной и амбициозной площадки, которой всем очень не хватает. Но это возможно только в ситуации существования принципиально другой культурной политики на уровне страны и города.

«Об источниках и составных частях коллектива “Что делать”»«Об источниках и составных частях коллектива “Что делать”»© Михаил Григорьев

Жиляев: А можно узнать поподробнее, почему состав был именно таким? Я понимаю, что отчасти это случайность, исторические обстоятельства. Вы все дружили и прежде. Но все же одно дело — дружеское общение и совсем другое — совместное художественное производство. Потом, у «Что делать» программно отсутствует разделение на теоретиков и практиков. Для многих экспериментальных институций — например, Ситуационистского интернационала — это естественное положение дел. Но, например, для конструктивизма было характерно сознательное делегирование права на производство теоретической рефлексии профессионалам, которые, в свою очередь, не пытались создавать произведения искусства. Насколько я понимаю, в вашем случае имеет место желание отказаться от жесткого деления на художника и не художника. В этой связи возникает вопрос о разделении труда. Как вы функционируете, принимаете решения? Тем более что, как правило, физически вы находитесь в разных местах. И если раньше деление проходило между Санкт-Петербургом и Москвой, сегодня география значительно шире. Кроме того, мне интересны сами дефиниции. Вы называли себя «платформой», сейчас чаще «группа» или «коллектив», но ведь все это довольно разные организационные структуры. И в случае сознательного противопоставления себя индивидуалистически ориентированному обществу очень интересно проследить, как коллектив, ставящий своей целью преодоление особенностей капиталистического производства в том числе на уровне организации, может существовать и развиваться. Какие сложности возникают при его становлении, что из них можно отнести к специфике конкретных людей, а что скорее относится к неминуемой включенности в современную экономику и общественные отношения?

Виленский: Состав мог бы быть и другим — в принципе, после акции «Основание Петербурга» возможно было вообразить, что к группе присоединятся и Евгений Майзель, и Дмитрий Голынко, и кто-то еще. Но четко сформулированная левая программа, я думаю, сильно многих отпугнула в тот момент.

Насчет разделения ответственности и труда. Можно сказать, «Что делать» базируется на принципах делегирования и инициативы. То есть многое основано на доверии друг к другу. И проектная работа становится возможной потому, что группа по умолчанию доверяет любым трем членам действовать от ее имени. Если они сделают что-то постыдное, то, скорее всего, коллектив перестанет просто существовать после серьезной дискуссии и осуждения. Наши теоретики, конечно, не настолько вовлечены в арт-процесс, как художники, но все они имеют опыт съемок в фильмах, написания сценариев и репетиций, мы делим одни педагогические практики. Да, у нас была надежда и мечта, что они смогут быть больше интегрированы в художественное производство, — но в реальности все немного сложнее, и художники есть художники, потому что они обладают особой чувственностью и их способ проживания существенно отличается, скажем, от состояния профессора на постоянной позиции в университете. К этому стоит добавить, что как раз идентичность наших художников сильно подрывает конвенциальные представления об этой идентичности: мы все — художники пишущие, переходящие из одного медиа в другое, обладающие опытом организаторской, активистской и продюсерской работы.

Наши теоретики, конечно, не настолько вовлечены в арт-процесс, как художники, но все они имеют опыт съемок в фильмах, написания сценариев и репетиций, мы делим одни педагогические практики.

Капиталистический способ производства, конечно же, нельзя отбросить. Мне кажется, что наш ответ — в том, что мы функционируем в условиях жесткого производственного давления капитализма, скорее, как кооператив, в котором распределение прибыли и ресурсов происходит более справедливо и гораздо менее отчужденно, чем в любой корпорации или арт-институции. Прозрачность бюджетов внутри коллектива, распределение гонораров у нас как раз в логике кооператива, и это не исключает строгой производственной дисциплины и продюсерского качества. Мы прекрасно знаем, когда наступает дедлайн и кладет конец всем возможным формам дискуссии и ассамблей. Просто качество работы в том, что мы научились пользоваться этой формой репрессии и способны выстраивать систему внутренних дедлайнов, которая органически вытекает из сути дела и во многом стимулирует его. И, конечно же, декларативное коллективное авторство, при том что у нас очевидно проявлены зоны ответственности (Цапля — режиссер, Нина Гастева — хореограф, Коля — фрески и т.д.); при этом все работы вытекают из внутренних диалогов и потребностей коллектива и таким образом позиционируются как коллективный процесс и продукт. Мы часто говорим об ансамбле сингулярностей — в этом контексте коллектив может быть сравним в модусе своего функционирования с музыкальным ансамблем или же с театральной труппой.

И последнее для ясности по твоим вопросам — на самом деле география коллектива сейчас как раз сильно сузилась: практически все, за исключением Алексея Пензина, находятся в Питере, а Давид исчез из коммуникации где-то в Берлине. Это очень интересный феномен — как вдруг мы оказались все в одном месте, и это сильно облегчает коммуникацию, так как все постоянно вместе тусуются и всегда в полном кворуме.

«Об источниках и составных частях коллектива “Что делать”»«Об источниках и составных частях коллектива “Что делать”»© Михаил Григорьев

Жиляев: Мне хотелось бы узнать подробнее о твоем интересе к опыту советских домов культуры. Насколько я понимаю, это вариант ответа «Что делать» на вопрос о современной институции. В чем, по твоему мнению, ее преимущества перед музеем современного искусства или же, более широко, перед музеем как таковым? Почему вы выбираете в качестве основы для своей деятельности именно ДК, а не, например, советский Музей революции? Как ты относишься к идее «домов новой культуры», которые какое-то время назад попыталась внедрить российская власть?

Виленский: Интерес к ДК, собственно, и возник из наблюдения и участия в экспериментах различных прогрессивных музеев современного искусства, таких, как Van Abbemuseum, Reina Sofía, MACBA, и политики ряда арт-институций. Именно в них мы вдруг увидели, что они на что-то похожи — да это же как наши ДК работает! Думаю, что говорить о преимуществах тут сложно. Все-таки это достаточно разные явления; главное отличие в том, что музей — это собрание работ, их вывод за рамки рыночного обмена и декларирование особых отношений с историей и временем. Но сейчас мы наблюдаем, как все большее количество институций декларирует себя как музеи, но при этом отказывается от миссии собирания коллекции (яркий пример — «Гараж» в Москве), а музеи, имеющие коллекции, их вообще не выставляют, а полностью посвящают свою деятельность временным выставкам, педагогике и исследованию. Так что все не так просто. Стоит учесть, что эти институции берут на себя задачу вовлечения публики в некий творческий процесс: различные кружки, семинары, концерты, театральные постановки, танцевальные хеппенинги проходят как под руководством известных художников, так и без них — институции сами развивают свою отделы медиации и образования. И это уже активности, которые мы хорошо помним из истории домов культуры.

Советские музеи революции могли только отчасти выполнять функции ДК, скорее в плане политического образования и ритуала, но, насколько я понимаю, им не имело никакого смысла развивать различные направления — скажем, танец, музыкальные кружки или кружки живописи и моделирования. Для меня это, скорее, такой автономный реди-мейд, который может быть сейчас актуализирован именно по модели ДК, и именно ваша «Педагогическая поэма» и была таким имплантатом ДК в эту структуру — производство выставки, мастерские лепки, семинары и проч. Но это возможно только при наличии политической воли и социального планирования, которых сейчас в России не может быть в этих структурах. А, скажем, в современном модернистском западном музее есть. Поэтому они и претерпевают этот этап трансформации. Сурковская идея «домов новой культуры» (ДНК) очень мне нравится, тем более она как раз была сделана для распространения определенного типа современной культуры в провинции, где у нас полная пустыня, сравнимая с тем, что было до прихода советских ДК. Даже если учесть ее политические ограничения, все равно в какой-то момент она могла бы стать рассадником «нового диссидентства», опять же как стали некоторые советские ДК в 1960-е годы. Но оказалось, что в условиях резкого нарастания консерватизма, реакции и экономии на культуре даже этот жест не мог быть осуществлен, что демонстрирует полный провал хоть какой-то культурной политики. А с началом мегакоррупционного скандала в Министерстве культуры можно с радостью добавить, что, похоже, и консервативный проект «культурных скреп» тоже оказался грандиозной фикцией для распила бабла. Поэтому и приходится брать ситуацию в свои руки и самим создавать микроинституции, как наш ДК Розы на деньги швейцарской Академии искусств.

Советские музеи революции могли только отчасти выполнять функции ДК, скорее, в плане политического образования и ритуала.

Жиляев: Да, ДК Розы — довольно необычная институция для культурного ландшафта современной России. Первый вопрос, который возникает в этой связи: как это вообще возможно? В той расстановке сил, с теми политическими трендами, которые есть? Расскажи подробнее: как функционирует сегодня ДК Розы, как вам удается сохранять открытость и относительную независимость? Удивительно, насколько ваше решение об организации школы и в некотором смысле возвращении в Россию с более активным включением в местный контекст идет вразрез с общественными настроениями. Ведь кажется, что никакие критически артикулированные политические инициативы на территории современной России невозможны, а вы будто бы специально стараетесь доказать, что это не так. Это сознательное решение? Какую роль вы отводите себя уже не просто как художественному коллективу, но как институции, старающейся активно формировать в том числе политический контекст как минимум Санкт-Петербурга?

Виленский: Ну, во-первых, мы никогда никуда не уезжали — просто все прошлые попытки «закрепиться» и сделать программу в каком-то реальном месте проваливались, но это не значит, что мы их не делали. Признаюсь, что иметь свое пространство, пусть даже малюсенькое, — это совершенно иной уровень ответственности и возможностей. У нас провалился проект Лаборатории критического искусства, которая полтора года работала в Европейском университете, провалились регулярные программы в ГЭЗ на Пушкинской, 10, провалилась совместная попытка с Эмили Ньюман создать Форум современного искусства в Смольном колледже, да много чего еще не получилось. И не из-за каких-то там политических преследований: на том уровне видимости, на котором задумывались эти проекты, навряд ли бы они вышли на какие-то серьезные конфликты в широком публичном пространстве (внимание прессы, казаков, полиции и проч.) — все блокировалось по причине гегемонии очень консервативных взглядов на искусство даже со стороны «продвинутой» местной либеральной общественности и параноидальной самоцензуры, когда просто связаться со «Что делать» для некоторых выглядело как связаться с какими-то опасными экстремистами, по следам которых ходят шпики из отделения. Это не совсем так, но правда в том, что наша жесткая критика ситуации вполне легитимно воспринималась как высокая степень бескомпромиссности и недоговариваемости. Что отчасти верно, только стоит учитывать, что речь идет скорее о принципиальной разнице в подходах к искусству и соблюдении элементарных принципов уважения к работе художника.

«Об источниках и составных частях коллектива “Что делать”»«Об источниках и составных частях коллектива “Что делать”»© Михаил Григорьев

Почему это вдруг получилось сейчас, когда, как ты правильно заметил, общая ситуация в России стала гораздо более удушающей и активистская сцена и сцена критического искусства находятся в серьезной дезориентации? Я думаю, что сработала совокупность факторов — попробую их перечислить.

1) Произошло определенное накопление символического капитала до такого уровня, что это стало уже невозможно полностью игнорировать на местной сцене. Можно сказать, огрубляя: все то, что не проживает дольше десятилетия, не принимается всерьез. Все тут думали: вот скоро они «сдохнут» — а «они» жили и развивались, и на фоне стенаний местной арт-среды мы оказались в позиции независимости и уверенности в себе, утвердив очень широкий международный нетворкинг и добившись поддержки от ряда влиятельных игроков. Конечно, это по-прежнему мало кого волнует, но все уже чувствуют, что что-то не так. И возникает все чаще расхожий вопрос: если «Что делать» есть и что-то делает, то чем тогда мы тут занимаемся?

2) Этот символический капитал сработал на привлечение нового поколения, которое вдруг поняло, что есть определенный рецепт выживания в России: важно делать что-то интересное и интегрироваться в интернациональные формы кооперации и производства. Таким образом, возникла камерная, но достаточно широкая и качественная публика для нашей школы и работы.

3) Наши предыдущие пролеты были связаны еще и с тем, что мы не могли обеспечить финансовую состоятельность начинаний. «Что делать» — это не НКО и вообще не зарегистрированная организация. В российской ситуации это очень сложно сделать, да и, как показала недавняя зачистка этого пространства, очень правильно, что мы не стали в это играть. Мы никогда не получали институциональных грантов — только проектные деньги на конкретную работу. Более того, этих грантов для российской ситуации просто не существует. И сейчас вдруг удалось найти поддержку для проекта, который может работать в России, — мы получили опять очередное проектное финансирование от Академии искусств в Цюрихе, отдела исследований, который инициировал глобальный проект о формировании искусством новых форм публичности. И с нашей стороны вкладом в этот проект стало развитие ДК Розы.

4) Почему вдруг ресурсы на эту нашу старую идею нашлись сейчас? Я думаю, это связано отчасти с тем, что сейчас возникает новый интернациональный фокус на местные маргинальные самоорганизованные инициативы в искусстве. Есть ощущение, что глобализированная модель производства искусства стала таким конвейером событий с миллионами зрителей и при этом полным отсутствием хоть какого-то смысла. Вроде бы он там есть и должен быть, но вся машина отчуждения, туризма, корпоративных интересов и давления оголтелого арт-рынка лишает его важнейших основ политической и социальной легитимности, эстетического эксперимента и риска. Похоже, что сейчас этими качествами будут обладать скорее маргинальные институции в серой зоне публичности (с бюджетами до 1 миллиона евро в год и количеством публики до 50 000 человек). Понятно, что шансов на выживание у них намного меньше, чем у институций, привлекающих миллионные аудитории и сотни миллионов спонсорских денег. Но именно они занимаются тем, что мы еще способны оценивать как искусство, — это места, где могут быть выработаны последовательные внерыночные и внезрелищные критерии качества работы: это и есть, собственно, важнейшие катализаторы появления контрпубличности. Сетовать на то, что выжить будет сложно, — это сотрясать воздух: такие пространства всегда появлялись и умирали без всякой поддержки и известности. И это уже вопрос к каждому, где тебе интересно быть. Нам сейчас интересно делать ДК с мизерным бюджетом, которого едва хватит еще на год вперед.

5) Ну и некоторые совпадения: так получилось, что в 2014 году практически все члены «Что делать» переехали в Петербург, и это, конечно, создало совершенно новую концентрацию кадров, приведшую к разрастанию активностей. Можно сказать, что карты легли правильно, хотя уверен, что ничего случайного не бывает и нам опять же за долгие годы удалось создать определенную привлекательность локального пространства и начать его обживать.

Кооператив «Швемы» в ДК РозыКооператив «Швемы» в ДК Розы

Ну и, конечно, что же такое ДК Розы? Нас интересует, насколько способно критическое и левое искусство формировать свою новую вовлеченную аудиторию. Особенно важно понять, что происходит с новыми формами публичности искусства именно сейчас, когда они все больше криминализируются и испытывают давление как со стороны консервативной власти и публики, так и в процессе инструментализации со стороны обезумевшего капитала. Проект опирается не только на историю домов культуры в социалистических странах, но и на текущий опыт антикапиталистического развития социальных центров в Европе и Латинской Америке и тенденции прогрессивных арт-институций, ориентированных на развитие альтернативных аудиторий современного искусства.

В современной российской реальности модель ДК может существовать только как создание контрпубличной сферы — «подобные проекты могут существовать только как пространства исхода и перегруппировки, как пространства для образовательной и агитационной деятельности, ориентированной на дальнейший выход (различных маргинализированных групп) на широкую публику». Именно такое пространство должно способствовать распространению альтернативных (counter) форм знания, которые развивают эти группы, и провоцировать их взаимодействие друг с другом. Важнейшим результатом этих процессов должны стать выстраивание новых композиций солидарности и вовлечение в общее дело.

В настоящий момент в пространстве ДК Розы проходят встречи нового профсоюза IT-работников и профсоюза «Учитель», проходили театральные репетиции феминистских спектаклей («Монологи вагины»), работает школа вовлеченного искусства «Что делать», кооператив «Швемы», разрабатывается формат активистского хора и ряд других образовательных гражданских левых инициатив.

Не думаю, что нам удается влиять на политический контекст — это слишком масштабная задача. Но как-то противодействовать очевидному коллапсу активистской среды мы можем, и, кажется, это получается, так как пространство востребовано рядом инициатив и они попадают не в ситуацию съемного пространства в каком-то хипстерском лофте, а в круг единомышленников — и в этом существенная разница.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244858
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246419
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413015
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419505
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423583
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429544