22 марта 2017Искусство
304

Максим Боксер: «Не вижу, не понимаю, не верю… какая тут этика!»

О коллекционировании предметов искусства, галерейной деятельности и российском арт-рынке

текст: Анастасия Волкова
Detailed_pictureМаксим Боксер© Борис Коган

COLTA.RU открывает серию материалов о коллекционировании искусства. О своем опыте рассказал Максим Боксер.

— Максим, вы — человек, известный в трех ипостасях: коллекционера, дилера и галериста. Как все они сочетаются в вашей жизни?

— Про эксперта забыли… На самом деле все то, о чем вы говорите, — практически одно и то же. И никакого раздвоения личности. Если вещь «моя» — просыпается коллекционер и совершает глупости, если нет — холодный расчет. Удовольствие приносит, пожалуй, только первое, когда что-то меняется в домашней компании предметов, появляется какая-то новая нота в разномастном хоре, причем мною выбранная, и кайф именно в этом.

— Какое искусство вы собираете для себя?

— Собираю — искусство. То, что для меня является искусством — ну и соответствует моим финансовым возможностям. Поэтому в коллекции есть несколько тем, и может даже показаться, что я отношусь к тем, кого старики-коллекционеры снисходительно называли интерьерщиками. Но это не так: если мебель — то отборные образцы эпохи классицизма, которые отражают достоинство, скромность и элегантность людей того времени. Их тягу к прекрасному. К просвещению. Если стекло или серебро — то еще чуть раньше — середина XVIII века, когда русские мастера создавали самобытные произведения, вторя европейским образцам, но никогда не видя ни львов, ни пальм, ни греческих и римских видов и скульптур, ставших теперь и их сюжетами. Наивные и прекрасные. Особая история с работами на бумаге начала ХХ века. Серебряный век, просвещенные западники, они словно иллюстрировали ту далекую эпоху, о которой я только что говорил. Иллюстрировали с тоской. «Мир искусства», «Голубая роза», Союз русских художников — примерно такой круг.

Лев Бакст. Сатир и нимфа. 1895. Собрание Максима БоксераЛев Бакст. Сатир и нимфа. 1895. Собрание Максима Боксера

— А что покупаете как дилер и представляете в своей галерее?

— Галерейная коллекция (Максим Боксер — сооснователь галереи Ravenscourt. — Ред.) состоит из парижской школы, поздних фовистов и импрессионистов. Эти вещи заведомо покупались для продажи, для московских и лондонских коллекций, но это отнюдь не значит, что выбирались они менее тщательно. Кроме того, существует еще и уникальная коллекция костюмов, которые мы с моим компаньоном по галерее Елизаветой Мешквичевой купили по наитию. Когда-то в них выступали артисты балета «Русских сезонов» в Монте-Карло. Удержаться было невозможно; правда, мы не ожидали, что их не только безумно сложно хранить, но и страшно дорого реставрировать. И все же это наша любимая коллекция, она путешествует по миру — от Третьяковки до Сарагосы, участвует не только в выставках, но и в музыкальных событиях.

— Где предпочитаете покупать: на аукционах, в галереях, у дилеров или коллекционеров?

— Мне абсолютно все равно, где покупать картины, готов за ними ехать на край света, лезть и на чердак, и в подвал или биться в аукционном зале с разодетой публикой. Когда-то рынок еще помнил подпольные советские времена и был окутан тайной и романтикой, еще существовал обмен, а не только всеобщий эквивалент, а сделки сопровождались длинными беседами за чаем или бутылкой — тогда, разумеется, я предпочитал общество старых коллекционеров, пусть даже они меня по-доброму и обманывали. Учили.

Кес Ван Донген. Эскиз гобелена. 1920-е. Собрание Максима БоксераКес Ван Донген. Эскиз гобелена. 1920-е. Собрание Максима Боксера

— Часто обращаетесь за экспертной оценкой?

— Для себя — никогда. Даже больше того: иногда удается купить неподтвержденную подлинную работу. Дешево, разумеется. А вот с галереей совсем другая история. Я знаю, что покупатель наверняка попросит экспертизу, да еще и конкретного эксперта (хорошо, если мою), которому доверяет. Люди хотят иметь гарантии, это правильно и понятно. Приходится возиться.

— Что бы вы сказали о различии коллекционера и дилера с точки зрения психологии, философии, логики и этики поступков? Ну, если начать с философии, некой главной цели всего действа?

— У дилера цель, безусловно, меркантильная, но я не могу сказать, что это менее азартно и увлекательно, — постоянный поиск и риск, точно так же побеждают знания и глаз. Ну и наглость, конечно. С коллекционерами все сложнее, есть разные типы коллекционеров. У одних превалирует тщеславие, других назовем архивариусами, потому что собирают системно, а есть люди, которые сами точно не знают, что собирают. К последним я отношу и себя. Для них суть в самом процессе, в изучении и познании предметов, которые потом оказываются в необходимой, незаменимой компании друг друга. Если про философию, то — сублимируют все три типа, точно по Фрейду; надеюсь, никто не обидится.

Андре Дерен. Франция. Провинция. 1920-е. Собрание Максима БоксераАндре Дерен. Франция. Провинция. 1920-е. Собрание Максима Боксера

— Процесс идет до тех пор, пока не соберется весь пазл?

— А он никогда не соберется!

— А что скажете о психологии покупки и собирательства?

— Коллекционером чаще управляет сильная эмоция, дилер действует более хладнокровно. Коллекционер может позволить себе хулиганские жесты — например, заплатить неразумно дорого. И другие — романтические (улыбается). Однажды Соломон Шустер показал мне небольшую очаровательную картинку в старинной тонкой деревянной рамке с закругленными углами. «Кто это?» — я замялся. «Дарю, разберешься потом». Разобрался — чудесный Чехонин. Потом еще разобрался — фальшивый. Висит дома много лет, единственный и любимый фальшак. Он все знал.

— Этическая сторона вопроса?

— Этическая? Этика для всех одна. Искушение присутствует в любом деле, а уж кто и как с ним борется, зависит от породы и воспитания. Лично я считаю, что обманывать невыгодно — репутация дороже. Это, конечно, не значит, что я буду кого-нибудь убеждать, что его вещи стоят больше, чем он просит. И еще я верю, что вещи выбирают хозяев и любовь к ним бывает вознаграждена, так что вести себя с ними стоит деликатно. У кого-то по-другому, бывают и весьма преуспевающие люди, с которыми едва здороваются, хотя они часто успешнее тех, кто руководствовался моральными принципами. Единственное отличие от других профессий в том, что многое построено на доверии, а проверить правильность субъективной оценки качества живописи невозможно, во всяком случае, на начальном этапе коллекционирования, и отсюда — погоня за бумажками, мнениями, экспертизами — аналитическое коллекционирование — не вижу, не понимаю, не верю… какая тут этика!

Константин Сомов. Аллея. 1904. Собрание Максима БоксераКонстантин Сомов. Аллея. 1904. Собрание Максима Боксера

— Что бы вы сказали о российском арт-рынке? Мне приходилось слышать, что имена хороших экспертов и дилеров держатся в секрете и не светятся в медиа.

— Видимо, они держатся в таком строгом секрете, что даже я их не встречал. Может быть, у нас никак нельзя без флера. На самом деле все известны, и известно, кто чего стоит. Тот, кому надо, найдет. Например, в свое время группа известных и серьезных галеристов организовала конфедерацию арт-дилеров, одной из задач которой была сертификация экспертов, ее проводят ежегодно тайным голосованием, и список «доверенных» висит на сайте конфедерации. Спад русского рынка и ажиотажного спроса сильно повлиял на ситуацию с экспертизой: люди стали серьезнее относиться к покупкам, а эксперты после ряда скандалов — к своей работе. Это не значит, что не осталось слепых искусствоведов и восторженных теоретиков, которые, искренне заблуждаясь или за деньги, подтверждают всякую дрянь, но их число точно сокращается. А ваша этика, нет, скорее наша фальшивая корпоративная этика не позволяет их топить, но это не страшно… в конце концов, и новые коллекционеры должны учиться, в том числе на ошибках, это же просто плата за обучение.

* * *

COLTA.RU обратилась также за комментариями к коллекционерам.

Мэрили ван Даален

коллекционер, основатель и президент Young Artist Check-in (программа по поддержке молодых талантов в изобразительном искусстве и классической музыке), член совета управляющих Bard College, Берлин

Мой вкус с течением времени не сильно менялся, я остаюсь верна своему внутреннему чутью. К примеру, я бы никогда не купила работу Дэмиена Херста, даже если это очень модная вещь или хорошее вложение средств. Вообще искусство как инвестиция мне неинтересно. Мне важна фигура художника, я люблю общение с авторами и всегда интересуюсь, откуда он родом, на каком этапе жизненного пути он находится и какое социальное положение занимает, потому что все эти факторы так или иначе влияют на создаваемое им искусство. Перед покупкой я не собираю мнения разных экспертов, а прислушиваюсь к своему галеристу. Например, если говорить о российских художниках и трендах на этом рынке, то я консультируюсь с Frolov Gallery. Но даже галерист не решает все за меня — последнее слово предпочитаю оставить за собой. Помнится, только однажды я пошла на поводу у дилера, хотя работа не была мне близка изначально. Продавец знал о моей страсти к музыке и убедил меня купить недешевую работу одного китайского художника — бюст Вагнера, сделанный из книг, большой и очень тяжелый. Сейчас эта вещь, как и многие другие из моей коллекции, находится в Нью-Йорке. Только есть один нюанс — она не располагается у всех на виду, как прочие, а хранится в подвале. Скорее всего, в скором времени я передам ее какой-нибудь музыкальной школе или другой институции.

Денис Окулов

коллекционер, генеральный директор компании «ОКИЛ-САТО»

Можно сказать, что я вырос в художественной среде — учился в детской студии при Эрмитаже, потом оканчивал художественную школу. Лет десять назад начал покупать первые работы, потом, правда, случился длительный перерыв, и вот последние пару лет я серьезно занимаюсь коллекционированием искусства. Сфера моих интересов довольно широка — собираю в основном российских авторов, как соцреалистов, так и нонконформистов, современных художников. Недавно начал присматриваться к европейскому искусству — сейчас вот торгуюсь за Вазарели. Как видите, я не ограничиваю себя одним направлением: главную роль в выборе работы играет мое эмоциональное восприятие. Понравившиеся мне цветовые решения, фактура письма могут стать мотиватором для покупки. Галеристов и дилеров я слушаю, но с пониманием того, что каждый из них все-таки преследует свои цели и желание представлять ангажированных художников. Так что полагаюсь на свое внутреннее чутье. Задача инвестировать в искусство передо мной пока что не стоит — я оформляю свое пространство, как личное, так и рабочее. Кроме того, я очень много летаю и во всех странах мира первым делом иду в национальные галереи или музеи современного искусства — ну и отслеживаю в Фейсбуке и Инстаграме интересных художников. Думаю, я выбираю те работы, которые каким-то образом отражают мой вкус и характер, представляя окружающим мой «портрет коллекционера».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245320
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246907
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413373
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419832
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423902
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429201
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429868