27 марта 2017Искусство
219

«Я Екатерина! И я возмущена!»

Сексизм, ориентализм и The Foam Paul Huf Award

текст: Ольга Бубич
Detailed_picture© Romain Mader

«Я Екатерина! И я возмущена!» — с такой подписью несколько дней назад фотограф Екатерина Анохина поделилась на своей странице в Фейсбуке новостью о победе на престижном конкурсе The Foam Paul Huf Award проекта молодого автора из Швейцарии Ромена Мадера «Екатерина». В течение четырех дней более двух сотен фотографов, художников и арт-критиков из разных стран мира публично выразили свое категорическое несогласие с решением жюри, назвав серию «женоненавистнической» и «бесчувственной», отражающей «тотальное невежество относительно ситуации в Восточной Европе» и в очередной раз воспроизводящей колониальный «западный взгляд» на этот регион. Ответ, полученный от жюри премии, продемонстрировал лишь одно: нежелание институции, уютно расположившейся в башне из слоновой кости, вести дискуссии с теми, кто не дорос до высокого (белого, западного, мужского…) искусства.

Кто такая Катя?

История The Foam Paul Huf Award началась в 2007 году, когда амстердамский Музей фотографии Foam учредил приз, которым было решено награждать талантливых фотографов, не достигших 35 лет. Премия носит имя голландского фотографа-новатора и одного из основателей музея Пола Хафа. Главный критерий при выборе победителя — наличие «выразительного авторского языка, концепции и визуальной составляющей». Ранее награды в 20 000 евро и персональной выставки в Музее фотографии были удостоены такие выдающиеся авторы, как Дайсукэ Йокота, Тэрин Саймон, Питер Хьюго, Александр Гронский и другие.

Формально проект «Екатерина» — «документация» вымышленной поездки персонажа Ромена на Украину летом 2009 года. Цель поездки герой эмоционально определяет как «первое путешествие в славянскую страну, родину Миллы Йовович», которую он называет «роскошной рыжей из “Пятого элемента”». С первых кадров (и первых «шуток») под монотонные комментарии на французском мы понимаем, что проект задумывался как юмористический, однако чем дальше протагонист уводит зрителей в дебри Восточной Европы, в неизвестность темных трасс в стиле «Шоссе в никуда», тем отчетливее мы осознаем, что юмор у швейцарца весьма специфический.

Воображаемая Украина представлена фотографиями современного Минска, населенного девушками по имени Екатерина. «Екатерина, Екатерина, Екатерина» — до изнеможения повторяет страдающий герой, вываливая на зрителя тонны снимков блондинок в «микроюбках» и в будуарах. Рефрен звучит так настойчиво, что перестает восприниматься как имя человека. Бинго! Именно этого эффекта фотограф и добивался: ведь визуальный дневник — история Ромена не о девушках, любви и счастливом «хеппи-энде» на обломках империи. Проект о нем и только о нем — обеспеченном белом мужчине с Запада, заставляющем весь мир вертеться вокруг его сексуального желания. Екатерина, Ирина, Наташа — он же ясно дает понять, что ему неважно, как зовут длинноногое существо женского пола. Та, которая «из “Пятого элемента”! Рыженькая!» Милла-Екатерина. Вам еще не смешно? Ну, это искусство не для вас.

Не смешно — почему же? А вот европейское жюри шутки про секс-туризм оценило в 20 000 евро.

Превращение Екатерины в объект активно цементируется дальнейшим ходом развития истории. После заполнения «визы» для въезда в город женщин, где герою было предложено указать желаемый тип девушки — для брака, конечно («я ставлю галочки напротив позиций “блондинка”, “высокая” и указываю желаемый размер груди»), — он, взяв на себя роль журналиста, начинает опрашивать подходящих «екатерин».

И здесь бойца заносит еще больше. Юмор и приколы ниже пояса сменяются фиктивными интервью с украинками, которые описывают ему правила жизни в стране (как их видит белый западный брат, конечно же): «Единственная хорошая причина уехать из страны — конечно же, замужество! Единственный выход, предлагаемый нашим университетом, — брак с иностранцем!.. Нас учат ровно стоять, ухаживать за собой и за своим будущим супругом. У моей мамы, выросшей в СССР, было другое образование. То образование, которое получаем сейчас мы, было улучшено всей европейской и американской культурой. Сейчас девушки знают, как готовить пиццу и картошку фри, раньше такое было просто невозможно».

Не смешно — почему же? А вот европейское жюри шутки про секс-туризм оценило в 20 000 евро. Первое место из «тщательно отобранных» проектов престижной арт-институции. Над чем бы еще таким поржать, м? Может быть, над принуждением девочек в Армении вступать в брак, над каждой четвертой женщиной, страдающей от насилия в Белоруссии, над легализацией домашних побоев в России? Отличные темы для шуток — при условии, что вы понимаете всю «глубину и тонкость» подачи.

Теперь в проекте звучит уже не голос мальчика, играющего в автопортреты Мартина Парра, — ему можно было бы простить дурновкусие. «Екатерина» становится кривым зеркалом, отразившим печальную картину реальности, в которой обеспеченный европейский мужчина приезжает жировать в Восточную Европу, присматриваясь к «товару», который ему там услужливо сервируют.

«Они подают мне массу молодых девушек, подходящих моим стандартам», — звучит невинный закадровый голос героя проекта, в то время как на экране мелькают рекламные каталоги женского белья с изображениями «меню» моделей. Использование в титрах английского глагола serve, наверное, даже не нуждается в комментариях. Именно его обычно употребляют при разговоре, например, о «сервировке блюд в ресторанах». Проект Мадера «не для всех», вы же понимаете. Почему-то вспомнился Пьер Паоло Пазолини.

Шовинизм, трампификация и сексизм

Возмущение художественного и фотографического сообщества относительно мудрого решения уважаемого жюри присудить премию проекту «Екатерина» и предоставить ему пространство Музея фотографии Foam для проведения персональной выставки показывает, что, к счастью, не все интеллектуалы в мире пока поражены юмором в стиле нового американского президента. Комментарии в социальных сетях от фотографов, кураторов и критиков из разных стран мира переливаются 50 оттенками гнева.

«Я не вижу в проекте ничего “смешного, наивного, абсурдного и легкого”, как его описывает жюри The Foam Paul Huf Award, — отмечает неоднократный призер World Press Photo, фотограф и преподаватель Дональд Вебер, — меня поражает как раз обратное. Бесчувственность и жалкая ирония, которая греется в лучах европейского шовинизма, полное непонимание ситуации в Восточной Европе и глубокое женоненавистническое отношение к украинкам — жительницам страны, которая достаточно настрадалась от патриархального и покровительствующего общества».

«Для меня основная проблема — не в работе. Как художник Мадер может заниматься чем угодно, — пишет фотограф Борис Элдагстен. — То, что невозможно понять, — это сам факт награды и символическое значение, придаваемое проекту. По мере того как мужской персонаж получает то, что хочет, “Екатерина” использует клише и стереотипы, не придавая им дополнительной ценности. Удостоить работу премии означает оценить ее как произведение искусства, нечто, на что молодым студентам стоит равняться, за чем следить. Перед нами трампификация фотографической премии».

Проект о нем и только о нем — обеспеченном белом мужчине с Запада, заставляющем весь мир вертеться вокруг его сексуального желания.

Британская журналистка и исследовательница Китти Брэндон-Джеймс отмечает: «В культурном и политическом плане мы живем во времена, когда более, чем когда-либо, такие институции, как Foam, обладающие “мягкой властью”, должны использовать свою публичность для вызова доминантным нарративам, противостояния разделению, а не укрепления его поддержкой “непрозрачной” работы. “Екатерина” делает сексистские и расистские утверждения, она работает с набившими оскомину предрассудками, которые в этот решающий момент времени являются именно тем, что такие культурные маячки, как Foam, как раз и должны разоблачать, а не преподносить как норму посредством их продвижения».

Возмущены и многочисленные представители восточноевропейского арт-сообщества. Фотограф и фотокритик Наталья Резник пишет: «Проект четко представляет собой “западный взгляд”, напоминающий мне об Эдварде Саиде и ориентализме. Кажется, что автор не имеет ни малейшего представления о критических исследованиях. Что касается используемого им визуального языка — я совершенно не возражаю против любительского стиля в фотографии; когда с ним мастерски работают, он может выглядеть замечательно, я обожаю хорошую иронию. Но то, что мы видим в этом проекте, — всего лишь дурной вкус».

Не смешно? Ваша проблема!

Ответ на адресованную жюри The Foam Paul Huf Award петицию пришел несколько дней спустя и, к сожалению, вызвал еще большее разочарование в политике институции относительно ее целей и задач в области искусства. Аргументы, выдвинутые представителями арт-сообщества, так и остались без объяснений. Жюри настойчиво описывало «Екатерину» в абстрактных терминах «неожиданной манеры» подачи, «сатиры», «визуальной привлекательности, умелой фотографии, одновременно — провокационности и тревожности» и фактически так и оставило без ответа претензии двух сотен подписавших обращение профессионалов.

«Работа не заявляется как документальная или журналистская, и один из основных моментов, представляющих интерес, — то, как для создания вымышленной истории в ней сочетается широкий спектр реальных источников и мест», — начинают свой ответ на петицию члены жюри, фактически игнорируя обвинения в сексизме и объективации и демонстрируя хрестоматийный пример одной из простейших уловок из «библии типичных ошибок аргументации», известной всем специалистам в области риторики как «соломенное чучело», — представь аргумент собеседника в искаженном «под себя» виде и с помпой разгроми его. Авторы петиции не первый день в фотографии и арт-критике и прекрасно понимают, что проект не «документальный», без дополнительного напоминания со стороны «экспертов»: об этом, собственно, было подробно написано в тексте самой петиции в следующем предложении (цитирую дословно): «Мы прекрасно понимаем, что подразумевалось, что серия будет представлять “выдуманную историю”, и она была задумана как юмористическая…»

Но зачем же комментировать реальные аргументы и реагировать на некомфортные вопросы? Гораздо проще еще раз повторить, дружески потрепав по плечу разгневанных девочек из Восточной Европы: «Катенька, тебе не смешно? Ну, это искусство не твоего уровня! Не печалься, иди учи иностранные языки и ищи белого мужа не из страны третьего мира!»

Или, быть может, жюри не видело проект целиком (хотя он размещен в открытом доступе на официальном канале фотографа в YouTube с 2012 года) и попросту не смогло составить быстрое, но верное представление о глубине и тонкости таланта автора по неполной, но многообещающей выборке фото, присланной на конкурс?

Тем временем одна из «екатерин» и авторов петиции, фотограф и арт-критик Ксения Юркова, помещает ответ на вердикт жюри. Свою реакцию она определяет так: «Официальный ответ жюри Foam меня расстроил. Но не сильно».

— Катенька, тебе не смешно? Ну, это искусство не твоего уровня! Не печалься, иди учи иностранные языки и ищи белого мужа не из страны третьего мира!

Ксения выражает сожаление относительно неспособности жюри вести «диалог определенного уровня вдумчивости» и называет полученную инициаторами петиции страницу с общими фразами «формальной отпиской», которая «во-первых, дает основания сомневаться в способности институции к самонаблюдению, во-вторых, показывает маргинальное положение фотографии в поле современного искусства. Вернее сказать, ее выключение из этого поля. Равно как и из поля современного критического подхода».

С Ксенией трудно не согласиться, если учесть, что на открытое требование объясниться в связи с сексизмом, объективацией восточноевропейских женщин и распространением стереотипных шовинистских представлений о странах по ту сторону от ЕС как о рынке сексуальных услуг жюри ответило следующее: «Мы понимаем: проект Мадера не для всех. Но мы, как члены жюри, также с уважением предполагаем, что не все искусство является предметом консенсуса широкой публики». Перевести на русский язык?

Более двух сотен фотографов, кураторов, лекторов, арт-критиков из стран от Венесуэлы до Японии «не доросли» до юмора швейцарца, отправившегося в воображаемую страну, чье название «случайно» совпадает с названием страны, частично оккупированной войсками соседней сверхдержавы, и представляющего в том числе фотографии из города, где арестовывают стариков, женщин и детей за прогулки по центральной улице.

Более двух сотен представителей интеллектуальных кругов не находят смешными шутки про женщин, которых «подают» или «подбирают» в соответствии с «галочками напротив позиций “блондинка”, “высокая”» и желаемым размером груди.

Более двух сотен человек, все еще верящих в силу и гуманизм искусства и фотографии, в ответ на свои претензии получают отписку: «Мы понимаем: проект Мадера не для всех».

Мне, не Екатерине, но Ольге, живущей более 30 лет в одной из стран, по которым гуляет молодой персонаж Мадера, интересно: «А для кого тогда этот проект?»

Кому сегодня смешно от такой фотографии?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245234
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246842
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413322
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419779
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423849
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429148
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429817