10 июля 2017Искусство
277

Как важно быть раздражающим

Размышления о Глазунове и Ко

текст: Сергей Гуськов
Detailed_pictureИлья Глазунов. Раскулачивание. 2010

Скончался Илья Глазунов, один из тех деятелей, в нелюбви к которым традиционно упражняется культурное сообщество. Некролога не будет — если нужен, почитайте Ревзина. Этот текст о другом.

В детстве я часто заходил к соседям, у которых в кухне безвременно висел календарь с репродукцией «Вечной России». Мне нравилось рассматривать детали на картине Глазунова — это крестный ход символизирующих нашу непростую историю фигур, которые художник по большей части редуцировал до одних голов, слипающихся во что-то ангельски-неразличимое в конце шествия. По бокам резвятся ироды и супостаты, отступники и безбожники. Разобрать политическое послание художника во всех деталях я тогда в силу возраста не мог, но на бессознательном уровне улавливал тревогу и возмущение, сквозящие в работе.

Когда позже я познакомился с остальными работами Глазунова, эта история для меня закрылась. Достаточно один раз увидеть, чтобы больше не смотреть никогда. Я заметил пару-тройку простых концептуальных приемов, воспроизводящихся с неуемной энергией на однотипных работах. Еще я увидел, откуда растут уши у этой живописи — из откровенно националистического искусства, подобного «Славянской эпопее» Альфонса Мухи, сказочно-религиозного Васнецова и портретной традиции XIX века плюс небольшое влияние сюрреализма, которого не избежал почти никто из художников, отвечавших за сферу искусства в массовом сознании постсоветского общества. Тут нужно уточнить, что все эти источники были именно источниками, а не составляющими: Глазунов ими когда-то восхитился, но воспроизводил не то чтобы «не дух, а букву» — даже не букву, а какое-то ее предельно формализованное написание. Использование иератического письма — признанного священным, а потому неизменным, но при этом искажающегося до неузнаваемости из-за постоянного копирования с ошибками — указывает на чиновника и жреца, кем Глазунов, по сути, и был.

Для наиболее радикальных современных художников, руководствующихся почти всегда формулой «левее левого», всегда важно понять, как так вышло, что какое-то странное, в общем-то, искусство вызывает такую неприязнь, которая ведь не тлеет, а пылает десятилетиями.

Думаю, сам художник мои соображения не одобрил бы. Ему не был близок структурный подход к художественной деятельности. Он орудовал мифологемами, наносил их широкими мазками. В общем-то они были главными элементами и темами его творчества. Если Достоевский, которым он так восхищался, любил конкретику, случай, детали, словечки, то Глазунова интересовало целое, общее, генеральная линия — в этом он был наследником официальной советской живописи.

Актуальные художественные практики Глазунов буквально ненавидел, никогда не упускал случая пнуть авангард, а в 2012 году на встрече Путина с доверенными лицами перед президентскими выборами он и вовсе предложил «ограничить» современное искусство на территории России. При этом из основанной им кузницы охранителей традиции — Российской академии живописи, ваяния и зодчества — выходят в том числе авторы, которые становятся важны для современного искусства.

Все мы знаем, какую бурю эмоций вызывает в интеллигентной среде деятельность Александра Шилова, Зураба Церетели, Никаса Сафронова, Евгении Васильевой, Екатерины Рождественской, Александра Бурганова, Александра Рукавишникова и Ильи Глазунова. Иногда негодование достигает такого размаха, что образованные, культурные люди начинают призывать к вандализму. При этом в среде современного искусства относятся спокойно, иногда даже с особыми умилением и пониманием, к этим людям, которые за редкими исключениями (Церетели все-таки основал Музей современного искусства) этих самых «актуальщиков» всячески поносят.

Илья Глазунов. Легенда о царевиче Дмитрии. 1967Илья Глазунов. Легенда о царевиче Дмитрии. 1967

Некоторые преподаватели в российских школах современного искусства даже водят своих студентов на выставки или в именные музеи этих персонажей. Делается это вовсе не из известного удовольствия поглумиться и не для того, чтобы показать, как делать нельзя. Умение сделать плохо — бесценно, как правильно указал Борис Гройс, хотя оно, естественно, крайне опасно, когда его обладатели обретают административный и репутационный вес в глазах властей. Но если отбросить Салавата Щербакова, то в остальных случаях крепкая связка с господствующим режимом — не самое главное, что злит общественность. Для наиболее радикальных современных художников, руководствующихся почти всегда формулой «левее левого», всегда важно понять, как так вышло, что какое-то странное, в общем-то, искусство вызывает такую неприязнь, которая ведь не просто тлеет, а пылает десятилетиями.

Все это — опыт и профессиональные секреты. Без шуток. Пройдет время, и гул криков поутихнет, сменятся правители и настроения в обществе. Но среди героев этой статьи найдутся те, чьи произведения будут продолжать злить и раздражать. И, как ни крути, они войдут в историю искусства, займут свои почетные места. Окажется ли Илья Глазунов в их числе? Сильно сомневаюсь. Но я бы не отбрасывал никаких возможностей, будущее таит сюрпризы.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244867
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246430
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413024
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419513
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423591
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429551