25 октября 2017Искусство
322

Больше чем акционизм

Тоталитарная секта или арт-группа?

текст: Лена Дикая
Detailed_picture 

У них было все, что я так люблю: свобода, религия, секс, искусство и революция. Наша встреча с арт-группой «Краденый Хлебъ» (далее — К.Хъ) была неизбежной. То тут, то там я слышала про загадочный коллектив, который был активен в Воронеже в 2005—2011 годах. Одни называли их художниками-ситуационистами, другие — анархо-сатанистами. Краденохлебовцы делают точное, актуальное, критическое высказывание, не пытаясь изменить мир, не рассчитывая на отклик аудитории, без материального интереса. Они действуют, чтобы действовать. А разве можно иначе, если ты живой?

Я долго пыталась найти этих людей в интернете, но попадала только на запутанный сайт Школы социологии без формы обратной связи и на многочисленные статьи о задержании акционистов в 2010 году. Через пару месяцев поисков я узнала, что членов секты уже нельзя встретить в одном месте: кто-то уехал в Питер, кто-то вышел в окно, кто-то сошел с ума, художник Павел Брат вообще эмигрировал в Черногорию. Я писала разным людям почти без надежды собрать осколки воронежского акционизма. И в один прекрасный день он сам связался со мной. Подозревал в связях с органами, спрашивал, кому я отзваниваюсь, не говорил своего имени и возраста… Впрочем, так даже интереснее.

Преподобный

Пастор Алексей (он же Преподобный Андреас Часовски, Феликс и т.д.) приехал в родной Воронеж в августе этого года не просто навестить духовных братьев и сестер. Он приехал издать редкую книгу времен Октябрьской революции — «Светильник любви» Пимена Карпова. Его лирику издавали большевики, но в 1922 году, прочитав книгу внимательнее, сожгли весь тираж. Карпов был простым, неграмотным человеком, который понимал революцию по-своему: в мистическом, апокалиптическом смысле, неудобном режиму.

«Человек потаенный у меня есть, он работает в архивах, так я нашел рукопись, которая вообще не издавалась 100 лет, — говорит Преподобный. — Я занял денег, накопил денег, заработал денег… Дьявол мне говорил: “Возьми ипотеку, возьми машину…” А я подумал: надо к другому стремиться, растратить деньги так, чтоб не собрать их, — и издал книгу. Книга вышла вчера (20 сентября 2017 года), я уже продал 10 экземпляров стиптизершам и проституткам. И это знаковый момент. Я думал, что моими первыми покупателями будут литературоведы, филологи, люди культурные и интеллигентные. Узнав о выходе книги, они стали юлить вокруг меня и заваливать сообщениями, пытаясь выпросить книжку в подарок или обменять. Меня поразило, что самая первая книга была продана девушке, которая не читала книги вообще — у нее просто добрая душа! Есть такая фраза в Новом Завете, что “блудницы и мытари впереди вас войдут в Царствие Небесное”. Я думаю, это потому, что они ближе принимают боль мира, в то время как книжники и фарисеи остаются на кафедрах. Если я отобью все затраты и отдам долги, то в планах есть еще кое-что редкое издать, чтоб уж разориться на 100%».

Книга, кстати, уже продается в Москве и Петербурге, также ее можно найти в Воронежской библиотеке им. Никитина.

Деятельность арт-группы 2007—2010 годов продолжала традиции дадаистов и ситуационистов, местами по дикости напоминала венский акционизм 1970-х годов. Они устраивали спонтанные выставки, флешмобы на помойках, через пять минут разбегались, оставляя свои картины для всех бесплатно, потому что искусство должно принадлежать народу. Как-то раз художники пришли в Музей им. Крамского с муляжами автоматов, выставили бабушек-смотрительниц за дверь, сняли картины и повесили вместо них свои. Доказали, что для того, чтобы выставиться, не обязательно пробиваться в галерею, есть множество свободных площадок, а если нужно, их можно легко захватить.

Самой громкой акцией, за которой последовал арест, стала развеска 15-метрового баннера с цитатой из Ницше «Спите спокойно. Бог умер» в Страстную пятницу 2010-го на Северном мосту.

Раньше арт-группа занималась публичным акционизмом, со временем все больше уходя в ритуалы, которые делались не для зрителя, а для переживания личного трансгрессивного опыта. Например, была такая акция «Поедание Богородицы в меду». Участники законсервировали иконки Божьей Матери в банках с медом, вошли в православный храм во время богослужения и этим медом причастились. Критика псевдоправославных народных суеверий налицо, но при этом никакой публичности.

«За те вещи, что они делают, душу не потеряешь»

Также известна дикая вечеринка.

— Мы самовольно захватили заброшенное здание в центре города, — рассказывает Андреас Часовски. — Охрана подвинулась, потому что мы пришли с муляжами калашей. Поставили дым-машину, стробоскоп, оплатили работу проституток, чтоб они плясали. Над сценой подвесили замороженную свиную голову, она медленно таяла, в конце вечеринки ее изнасиловали в пятачок. Мы хотели создать пять минут чего-то, выходящего за границы привычного, плюс обмануть тех людей, которые туда придут. Мы бы ушли, а любители искусства, пришедшие якобы смотреть перформанс, были бы схвачены ментами, но этого не случилось. Никто не разогнал вечеринку. Представители органов зашли, заценили все, покивали головами и ушли. Туда были приглашены журналисты, и событие получило резонанс в прессе. На допросе нас спросили: «Зачем вы содомировали свинью?» Мы ответили, что мы — арт-группа и занимаемся современным искусством. К формулировке «арт-группа» мы пришли только для того, чтобы нас не закрыли как секту. Мы делали не перформансы, а ритуалы. А ритуалы — это не для всех. Это для внутреннего опыта. Просто так получилось, что долю принадлежности к искусству это все-таки имеет.

— То есть вы делаете не то же самое, что Павленский и Pussy Riot?

— Это другое. За те вещи, что они делают, душу не потеряешь.

— А зачем вы ее потеряли?

— Так был процесс интересен! Например, Андрей Платонов утверждает, что душа — это выдумка буржуя. Что с ней носиться-то?!

— Вы употребляли наркотики?

— Никогда. И это принципиально. Нельзя связывать революционные ячейки с наркоманами и алкашами.

— Какая ваша последняя акция?

— Мы пикетировали помойку на путч. Это было 19 августа этого года.

После гонений и допросов отделом «Э» художники эмигрировали в Киев, где принимали участие в акции Александра Володарского в Киево-Печерской лавре. На иконе заменили лик Христа на Сталина и во время литургии пронесли ее в храм. Никто из прихожан ничего не заметил. Акция наглядно показывает, с какой легкостью народ заменил христианских идолов на вождей коммунизма, а через 70 лет вернул все обратно. Акционисты беспрепятственно прошли в первый ряд, помолились на икону Сталина и поставили свечи за упокой Путина.

— Почему вы не остались в Киеве? — спрашиваю я пастора. — Ведь там всегда происходит какое-то бурление, на Украине последние 15 лет — вечная революция…

— Там не на что было существовать. Наши запасы подходили к концу, пришлось воровать в магазинах.

— Не ожидала. Ты как Воротников, что ли, в супермаркетах воруешь?

— А как же! Воровать в «Ашане» удобнее всего. Под конец обнаглели так, что стали воровать по цветам. Потом фотографировали это все, выкладывали на сайт, раздавали бедным…

— А сейчас ты тоже воруешь?

— Последний раз я украл пачку масла и попался, но попался очень смешно. На выходе мне сказали, что у меня в кармане пачка масла, я достал ее, и из кармана посыпались деньги, где-то в районе 70 000 рублей (последние шесть лет Алексей работал в Эрмитаже). Я как раз днем раньше получил зарплату. И вот они составляют протокол, удивляются, видят кучу денег и говорят: «Если вы сможете оплатить эту пачку, дальше этого протокола дело не пойдет».

— Как ты относишься к этической стороне вопроса?

— Таскать из больших магазинов я не нахожу большим грехом. Там все заложено на воровство. 80% краж совершается работниками магазина. А если даже недостачу вычитают из зарплаты работника, тем самым они обостряют межклассовые противоречия. Работник сразу становится недоволен, он идет против начальства, и совершается революция. Как-то я отправил письмо работникам «Ашана»: «Спасибо, что разрешаете воровать» — и указал сумму, на которую вынес товаров в этом году. Ответа не последовало. Персонал мне не жалко, потому что люди соглашаются на совершенно скотские условия труда и не ропщут.

«Мы — церковь»

Краденохлебовцы считают, что лучшее, что может сделать современный художник, — это замолчать. В ХХ веке умер автор, а в XXI за ним последовал и зритель. Получается, что искусство существует только для самого себя: искусствоведы пишут для искусствоведов непонятным для людей языком, критики пишут рецензии для посвященных, художники ходят на выставки друг к другу... Значит, зритель стал не так важен, искусство замкнулось в самом себе, и К.Хъ доводит эту ситуацию до гротеска. Они делают документацию акций намеренно плохо, избегают зрителя и любых денежных отношений. Акцию не продашь, плохую документацию — тоже. А искусство их максимально отвратительно.

«Меня интересует процесс трансгрессии, — поясняет пастор. — Я хочу нащупать границу того, что еще можно преступить. Меня интересуют безумие и хаос. В сути мы делаем то же, что и другие в постмодерн: берем старые проверенные символы (кресты, свастику и т.д.), доводим до абсурда и проверяем их прочность. Мы не хотим изменить мир, нам наплевать на зрителя. Наша цель — проверить свои внутренние границы и получить личный опыт. Я могу пояснить, в чем разница между современным искусством и тем, что делаем мы. Мы — церковь, и поэтому мне нравится проводить параллели с западной и восточной формами христианства. Разница между тем, как проходит исповедь у протестантов и у православных, в том, что у первых грешник кается публично, а в византийской традиции, наоборот, раскрывает душу один на один с духовником. Все современное искусство в той форме, в которой мы сейчас его знаем, пошло с Запада. И ему свойственны активные отношения со зрителем, перформативность, публичность (стремление выставить плод своего творчества напоказ, в музейном пространстве, в галерее, стремление продавать искусство или хранить, собирать, коллекционировать). “Краденый Хлебъ” стоит с восточной стороны. Он сам в себе и для себя, он не ищет зрителя, не вовлекает его, не привлекает его и ни в коем случае не стремится ему что-либо продать, показать, донести что-то и этим изменить культурный код».

Отец номер два

Все члены секты занимаются самой разнообразной трудовой деятельностью. Один из них, Павел Брат, — успешный современный художник, сотрудничает с питерской галереей ANNA NOVA, а сейчас проживает с семьей в деревне в Черногории. Псевдоним «Брат» — религиозное имя Павла, полученное еще во время его акционистской деятельности в родном Воронеже.

Пастор Алексей о Павле Брате: «Мы повлияли на него с религиозной точки зрения, потому что он хотел заниматься вот этим безыдейным, бездуховным современным искусством. Он стал копировать вещи столетней давности: например, устроил выставку по дадаизму “Да да смерть” (первая выставка Павла, 2007 год. — Л.Д.) — это было гиперудвоение и нацболовского лозунга, и дадаистского. Паша был единственным из называющих себя современными художниками, кто в одиночку (когда у нас были обыски и репрессии) совершил акцию в поддержку К.Хъ. Он покрасил яйца в черный цвет и залил в них кровь, выставил на Чернавском мосту и клюшкой для гольфа разбивал их, скандируя: “Бога нет!” Потом, когда в Воронеже начались репрессии на нацболов, он переехал в Питер, а вслед за ним переехал и я. Мы долгое время жили вместе. Он делал иконы из бумаги, часть из них стала иконами секты. Павел — художник, и он не может не творить, а если ты творишь достойные вещи — у них непременно будет цена. Тут просто нужно выбрать: если ты творишь вещи антисистемные, то ты не можешь продаваться, а если ты творишь классные вещи — тогда у них есть цена. Просто не нужно называть их контркультурными. И Павел честно признает эту позицию. Сейчас он обслуживает крупный капитал. Его вклад как в искусство, так и в политическую среду большой. Именно его картина висит над кроватью Эдуарда Лимонова. Паша и сейчас остается верным своим взглядам. Просто он не хочет уходить в маргиналии, он не хочет быть этим вечно притесняемым нацболом, которому на улице могут надавать по ушам. Не знаю, насколько эта позиция революционна, но Павел считает, что мы и этот тренд можем оседлать. Повернуть искусство в такую сторону, что оно преобразует действительность. Мне лично не кажется, что денежный поток можно обуздать искусством, скорее, наоборот. У Паши есть что продать, а мы сознательно отказываемся от производства продукта. Поэтому мы даже сейчас ничего не делаем, никаких акций, никаких выставок, потому что, как только ты что-то делаешь, на тебя сразу навешивают ценник “это стоит столько-то” на любом рынке: на рынке современного искусства, на рынке помойного искусства, на рынке примитивистского искусства. Поэтому за последние лет пять я понял, что стоит теоретически осмысливать все, что происходит, но практически нужно перестать существовать в самом радикальном смысле».

А вот что рассказал о себе и своем прошлом сам Павел Брат:

— Считаешь ли ты деятельность К.Хъ совриском и вообще искусством?

— Думаю, это было глубокое явление, в первую очередь, залегающее на уровне культуры и оказавшее влияние на многих авторов, в том числе занимающихся и совриском, и локальным искусством.

— Какое место в культуре они, на твой взгляд, занимают?

— Вот сейчас сижу и думаю, что определение «места в культуре» здесь потянет навешивание лишних понятий. Я проповедую отказ от определения многих вещей и процессов. Если мы что-то пытаемся обозначить конкретно, двумя словами, тремя... создать какое-то новое словосочетание, тем самым найдя незанятую нишу, свое место этому явлению, то нам точно придется отсечь важные элементы. Если мне когда-то надо будет дать определение, то я начну с перечисления слов, которым не будет конца: свобода, крест, земля, храм, трэш, кровь, свеча, книга, вера, тишина, праздник, лопата, лес, взрыв, крот... А еще лучше — зарифмую это все.

— Считаешь ли ты, что «Краденый Хлебъ» искал славы непрямым путем, или это не акции, а действительно ритуалы, которые люди совершали исключительно для того, чтобы пережить какой-то личный опыт, а не внести свои имена в историю мировой культуры?

— Поиск славы и слава как таковая, думаю, лежат в другой плоскости, и другие дорожки к этому всему ведут. Тут дорога в лес, темный, таинственный, а дальше уже из леса кто куда выйдет. Может, кто славы огребет, может, кто просто огреб, а кто-то так в лесу и остался. Вот тоже понятие «слава». Я сейчас транслирую себя из Черногории, и тут «слава» — это когда все приходят в твой дом в определенный день и ты всех угощаешь, а все говорят, мол: молодец ты какой, какой хозяин, славят тебя. Здесь путь к славе очень прост, она более земна, осязаема, церковна.

— Ты себя сейчас считаешь членом секты?

— Я к братьям православным сбежал в итоге, в горы самые. А членом, конечно, считаю, ибо связь с Отче ощущаю, практиками и по сей день занимаюсь.

— А какими практиками, если не секрет?

— Скажем так, это практики ритуальной деятельности. Это повседневность, общение с природой, противопоставление природе, проникновение в нее. И природа, и ее восприятие, и понимание, кажется, в К.Хъ были важным элементом. Храм же никто не рыл в центре города, все же уходили подальше от людей, поближе к себе и своим. Вот сейчас ход прорубаю сквозь лес к горам. Думаю, полез бы я такой ход прорубать где-нибудь под Воронежем — точно попал бы под карандаш центра «Э». И было бы весело, был бы другой контекст, слежка, задержание... и выхлоп, или, как говорят сейчас, хайп. Но это все х****. Думаю так и записать можно прямым текстом.

Мать и отец

Сейчас арт-группа насчитывает пять отцов-основателей, одну мать, некоторое количество диаконис. Плюс братья, сестры и питерские «Нахлебники».

Я поговорила с матерью Натальей:

— Что ты считаешь акционизмом?

— В любом акционизме заложена вера в то, что комплексное использование различных форм искусства, объединившись в единый луч, способно достигнуть какого-либо концептуального, политического, общественного результата.

— Ты считаешь деятельность К.Хъ современным искусством?

— Я мыслю шире. К.Хъ — это форма жизнетворчества. Любая презентация себя в рамках арт-программы подразумевает, что ты будешь волной глобализма лишен кондовости, которую дает классическое искусство, или манифестации полной свободы, которую дает современное искусство. Когда я анализирую совриск — я делаю это с позиции арт-дилера. А К.Хъ никогда не был включен в какие-либо рыночные отношения.

— Какая цель у К.Хъ?

— Я никогда не пыталась найти в этом целеполагания. Это вольноотпущенники. У нас не существует никакого устава и организации. Каждый в рамках своей жизни исповедует определенную линию отцовства. Это общество людей, которые комплементарны друг другу. Это жизнетворчество. К.Хъ — это форма ухода от вопросов, которые мир задает нам ежедневно. Общество хочет, чтобы человек занял свое место в рамках капиталистической системы, чтобы он разложил себя на вес и на число.

— Что для тебя К.Хъ?

— Для меня арт-группа — это предельно искренняя форма реализации своих возможностей. Я не верю в человеческий потенциал, не верю в творчество как в положительный процесс, не верю, что мы движемся от низшей ступени к высшей… Мне эта идея совершенствования личности абсолютно чужда. Я верю в то, что человек может наращивать в себе совершенство только тогда, когда он рассматривает себя как профессионала, как члена семьи и т.д. Но не когда рассматривает себя целостно. Я не имею никакой гражданской позиции вообще. Я ни за что не борюсь, меня не интересуют проблемы мира. Мне кажется, что человек должен стремиться к двум процессам: познанию и удовольствию. А если при этом он еще и старается не причинять боль тем, кого он знает, то мне кажется, что его антропологическая программа полностью выполнена.

Мастер абсурда отец Павликий также поделился своими соображениями:

— Павел, ты считаешь себя художником?

— Едва ли. Я радиотехник.

— А ты душу потерял?

— Пропил.

— Зачем ты принимал участие в акциях арт-группы?

— Мы просто все любили Любаню (почетная диакониса. — Л.Д.).

— Почему вы называетесь «Краденый Хлебъ»?

— Потому что все идеи, смыслы, символы — все это краденое.

«Я самый традиционалистский из них из всех»

Андреас Часовски пять лет ходил в христианские секты самых разных направлений, но не нашел ничего подходящего. Его духовные поиски закончились созданием своей закрытой тоталитарной секты К.Хъ. Все пасторы тут очень разные, говорят каждый по-своему, но их объединяют потрясающая целостность и любовь.

Пастор Алексей Ильинов о своей линии отцовства:

— Я, скорее, не идейный краденохлебовец. Просто друг Преподобного. Я самый традиционалистский из них из всех, поддерживаю контакт с евразийцами и нацболами. Мое краденохлебство не идейное, а семейное. Я считаю, что все мы — граждане Чевенгура. Наш анархизм имеет кровь и почву. Нам присуще ощущение себя частью единого исторического потока, ощущение связи с предками. Краденохлебство — это не идеология, это ощущение себя дома. Мне кажется, самое страшное для системы — это не какой-то нарисованный фаллос, как у группы «Война», а братия. Мы будем жить своей братией внутри системы. Система остается холодной, бесчувственной, безумной, такой, как во все времена. А К.Хъ — это личный выход.

— Ты художник?

— Да. Я художник и поэт.

— Ты читал «Бомбастику» Бренера?

— Нет. Я люблю Клюева, Хлебникова, Тихонова, Платонова, Андрея Белого. Я тяготею к красно-коричневой эстетике. А эта европейская левизна… Она была раньше интересна, но выродилась.

— А вот там упоминается концепция «художник без произведения». Как ты ее понимаешь?

— Была такая арт-группа «зАиБи». Это про них. Наверное, к нам это тоже применимо. В сущности, смысл хаосизма сводится к ничегонеделанию и шатанию по гостям.

— Ты считаешь себя философом?

— Скорее, я считаю себя любомудром. Всерьез интересуюсь русской религиозной философией.

— Как ты понимаешь название «Краденый Хлебъ»?

— Мне кажется, тут есть что-то от таинства христианской евхаристии. Момент совместного преломления хлебов и принятия того, что произойдет потом (предательства Иуды, распятия и воскресения). Мы обращаемся к пластам глубинной метафизики. В отличие от столичных людей, мы лишены некой наигранности, пафоса ради пафоса. В провинции некоторые вещи более искренне получаются. У нас тут нет каких-то столичных соблазнов. Нам приходится вертеться в своем кругу и что-то изобретать, ни на кого не ориентируясь.

— Все это прекрасно, но зачем вы используете мрачную готическую символику и чернушный флер?

— Это было некоторое время назад, сейчас мы уже повзрослели. Возможно, это связано с тем, что мы в 1990-е годы любили тяжелую музыку и переняли эту эстетику. Люди, которые видят пентаграмму и сразу начинают кричать про сатанизм, просто необразованные. Поэтому наша акция «Спите спокойно. Бог умер», сделанная в Страстную пятницу, была воспринята неверно. А она наихристианнейшая.

— Ты потерял свою душу?

— Это интимный вопрос. Это мой личный диалог с Абсолютом.

— Значит, секта — это форма эскапизма?

— Мы же не сбегаем. Мы живем в миру. Мы изучаем то, что вокруг нас.

— У тебя есть моральные принципы?

— Они у всех есть, но у каждого свои. Это проверяется в некоторые моменты жизни, когда человек показывает, человек он или нет.

— А человек — это кто?

— Творение Божье, птица Божья. Древняя китайская мудрость гласит: «Не нужно быть сложным, как бриллиант, а нужно быть простым, как яшма».

— Как можно перестать быть творением Божьим, птицей небесной?

— Крылышки потерять и прижаться к земле, как червячок. Примеров тому великое множество: тогда существование человека становится безрадостным и безвкусным. Для того и преломляем мы хлеб с братьями своими, чтобы приобщиться, чтобы крылышки свои не потерять.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241684
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249636
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416283
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420519
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425773
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427113