2 марта 2018Искусство
413

Верещагин. 20 лет спустя

7 марта в Новой Третьяковке на Крымском Валу открывается ретроспективная выставка Василия Верещагина

текст: Людмила Лунина
Detailed_pictureВ.В. Верещагин. Побежденные. Панихида. 1878—1879© Третьяковская галерея

С Василием Васильевичем Верещагиным (1842—1904) у меня связана личная история: в 1997—1998 годах меня за него судили. Несколько лет в журнале «Огонек» существовала рубрика «Золотая середина»: на развороте в середине журнала публиковалась репродукция шедевра Третьяковской галереи, а я сочиняла к ней 40 строк комментария. И так вышло, что в полемическом задоре про картину Верещагина «Апофеоз войны» я написала, что, дескать, ее автор был «первым русским некрофилом». (Это личное оценочное суждение.) Но оказался жив внук художника, который к тому же носил громкую фамилию Плевако. (Как уверяют сотрудники Третьяковской галереи, Александр Сергеевич жив до сих пор, шлю ему привет.) Российский суд не мог не принять иск от самого Плевако, и мы начали судиться.

Полгода ушло на то, что мой оппонент доказывал, что он — действительно внук. Наш с «Огоньком» адвокат — человек многих талантов Евгений Данилов (ныне, увы, покойный) уверял, что это почти невозможно, что вряд ли сохранились церковно-приходские книги. Но книги таки уцелели. И мы перешли к прениям по существу.

Истец и его адвокаты, потрясая статьей о некрофилии из Большой советской энциклопедии (Википедии еще не было), доказывали, что такое слово в отношении Верещагина — мягко говоря, ложь и она принесла истцу невероятные страдания. Мы, со своей стороны, как икону, несли книгу Эриха Фромма «Адольф Гитлер и клинический случай некрофилии», в которой автор, известный немецкий социолог, трактовал термин «некрофилия» несколько шире — как стремление к смерти и любование ею.

В соседних помещениях люди судились из-за наследства или потому, что холодильник не чинили по гарантии, — мы же спорили о высоком. Экспертами со стороны Плевако были известные искусствоведы, сотрудники Третьяковской галереи. Единственным человеком, который согласился выступить на моей стороне (хотя я обращалась к нескольким модным философам), был профессор МГУ Михаил Михайлович Алленов, за что я ему до сих пор глубоко благодарна. Он написал эссе в свойственной ему изящной манере о том, что художник — фигура публичная и, выставляя свои произведения перед зрителем, должен быть готов к разным точкам зрения, не всегда политкорректным.

В.В. Верещагин. Апофеоз войны. 1871В.В. Верещагин. Апофеоз войны. 1871© Третьяковская галерея

На истории все пиарились как могли: вышло несколько статей в юридических журналах и сюжет в программе «Человек и закон». Наша молодая судья призналась, что ходила в музей посмотреть работы Верещагина. Адвокат Евгений Данилов в своем финальном выступлении был верхом красноречия и железной юридической логики. Тем не менее нас с «Огоньком» признали виновными и обязали опубликовать опровержение. Ну и выплатить истцу некую сумму в качестве компенсации страданий. Городской суд, куда мы все, естественно, обратились с апелляцией, прозаседав больше обычного, минут 40, оставил это решение в силе.

Сейчас я понимаю, что мне со всей этой историей сказочно повезло. Она случилась в самое либеральное время, нас засудили, но сумма выплат была невелика. Значительно меньше, чем у Юрия Самодурова и Людмилы Василовской за выставку «Осторожно, религия!». Мне не пришлось уезжать в эмиграцию, как Авдею Тер-Оганьяну, не светил реальный тюремный срок, как Pussy Riot, я не столкнулась с широкой общественной ненавистью, какая выпала поэту Анне Альчук и какую она не смогла пережить.

Прошло 20 лет. На повестке — выставка Василия Верещагина. Она будет большой: 500 произведений из 20 музейных и 4 частных коллекций. Мы увидим самые известные серии художника — туркестанскую, балканскую, индийскую, японскую и палестинскую. В видеотизере, выпущенном ГТГ, перечислены новые, не учтенные ранее ипостаси Верещагина: сюрреалист, репортер, сценограф, человек мира — и это в дополнение к привычному верещагинскому амплуа баталиста-пацифиста.

Изменилось ли мое мнение о художнике за 20 лет? Сейчас я вижу несравненно больше его достоинств. Прежде всего — человеческих; бог с ним, с искусством.

Жизнь Василия Васильевича Верещагина была так насыщена событиями, о нем осталось столько воспоминаний — да он и сам превосходно писал, — что при желании можно найти множество примеров как его миролюбивого нрава, так и, скажем, бунтарского характера. Он родился в Череповце в семье предводителя дворянства. В 8 лет был отдан в кадетское училище, через 10 лет выпустился лучшим учеником и должен был стать морским офицером, но написал прошение об отставке и поступил в Академию художеств, где проучился три года. Чуть позже несколько лет он будет учиться в Академии изящных искусств в Париже. Следующие два десятилетия станут чередой опасных, нередко военных путешествий: Кавказ (1863, 1865), Средняя Азия (1867—1868, 1869—1870), Индия (1874—1875, 1882), Русско-турецкая война (1877—1878), Сирия и Палестина (1884), Россия (1888), США и Куба (1891, 1902), Филиппины (1903), Япония (1903), Русско-японская война (1904). На последней, как известно, он и погиб.

В.В. Верещагин. Два факира. 1874—1876В.В. Верещагин. Два факира. 1874—1876© Третьяковская галерея

Из странствий он привозил эскизы, наброски, которые у себя в мастерской за довольно короткий срок превращал в гигантские полотна. Его интересовали война, колониальные завоевания, экзотический быт труднодоступных стран.

В 1860-е он жил в Мюнхене, потом на 14 лет перебрался в Париж, в 1891 году окончательно поселился в Москве. Дважды был женат, имел пятерых детей, из которых до старости дожил сын Василий.

Верещагин во многих вопросах был первооткрывателем: он реформировал батальную живопись, показав самые неприглядные стороны войны — превращение людей в пушечное мясо. Это то, что через 100 лет будут ловить военные репортеры, победители World Press Photo. В каких-то своих эпохальных полотнах (например, в «Панихиде») от фиксации событий Верещагин подымался до вселенских, пронзительных даже сегодня обобщений.

Он первым начал устраивать международные турне своих выставок, завершая их грандиозными аукционами, причем стремился продавать не одну картину, а сразу серию. Он провел более 70 (!) персональных выставок. Он первым озаботился экспозиционным дизайном: развешивал для антуража восточные ковры и ткани, расставлял предметы быта, использовал электрическое освещение, музыкальный аккомпанемент. Получались выставки-бестселлеры. В Нью-Йорке ли, в Чикаго или в Лондоне и Париже — на них всегда стояли очереди. В области арт-менеджмента Верещагин минимум на полвека обогнал время.

Он собрал колоссальную информацию и в своих картинах воспел искусства неевропейского круга — этнику от Средней Азии до Японии и Филиппин. Весь этот мир для него был не варварским, но — другим, со своими ценностями и достижениями. Это тоже было новым подходом — устранением дискриминации региональных культур, вылившимся через сто с лишним лет в создание музея неевропейского искусства на набережной Бранли в Париже.

Судя по многочисленным воспоминаниям, Верещагин был образованным европейцем, отважным, несгибаемым человеком, последовательным атеистом (за это отдельный респект), убежденным пацифистом (отказался от «Золотой шпаги» за участие в Русско-турецкой войне), не вступал в творческие альянсы ради финансовых выгод (манкировал Товариществом передвижных художественных выставок, хотя дружил со Стасовым, отказался от профессорского звания Академии художеств), не старался угодить императорскому двору в надежде на выгодную продажу.

В.В. Верещагин. Смертельно раненный. 1873В.В. Верещагин. Смертельно раненный. 1873© Третьяковская галерея

Пиши я те самые 40 строк сегодня, я бы обошлась без акцентных слов типа «некрофилия». Они, как вспышка, ослепляют читающего. Я бы написала более обтекаемо об одержимости Верещагина войной. При осаде Самарканда в 1868 году он делал то, что другие отказывались: «Когда трупы убитых людей и лошадей, гнившие под самыми стенами, грозили болезнями и буквально отравляли воздух, почти никто даже из солдат не хотел притронуться к этим трупам, представлявшим какой-то кисель, — я втыкал штык и проталкивал мертвечину со стен». Во время Русско-турецкой войны он посылал денщика с лошадью в обход, а сам спешивался и шел по полю, усеянному трупами, по колено проваливаясь в гниющую людскую плоть.

За эту одержимость войной семья Верещагина дорого заплатила. Невозможно без волнения читать воспоминания сына художника — как они, дети, прощались с отцом перед его отъездом на Русско-японскую войну. Василию Васильевичу было за 60, у него на иждивении находились молодая жена, трое детей и большое хозяйство. Финансовое положение семьи было далеко не блестящим. Супруга, Лидия Васильевна, была настолько против этой экспедиции, что даже не вышла с ним проститься. В 1911 году у нее найдут онкологическое заболевание, и она застрелится из подаренного мужем пистолета. Дочь Анна умрет от тифа в 1917-м, Лидия — в 1930-м родами, а ее младенца усыновит семья знаменитого адвоката Плевако.

…20 лет назад я смотрела на Василия Верещагина изнутри бушевавшего в стране капитализма: это было время авантюристов, храбрецов и экстравагантных художников. Слово «некрофил» было на слуху не только из-за Эриха Фромма, но еще и потому, что в Питере была молодая арт-группа «некрореалистов» (ее основатель Евгений Юфит умер в 2016 году). Маркируя Верещагина таким вот образом, я записывала его в наш современный мир, делая большим авангардистом, чем он когда-то был.

А сегодня мы смотрим на художника изнутри общества, втянутого в гибридную войну, где на 23 февраля малышей в детских садах наряжают в военную форму, а военная риторика властей заставляет вжиматься в кресло и крутить пальцем у виска. Представьте, что в интернете кто-то выложит фотографии русских солдат, погибших под Дейр-эз-Зором, поле трупов. Ну вот, наверное, такое же впечатление производили на современников батальные картины Верещагина. И знаете что: сегодня мне важнее, что он был пацифистом и его выдвигали на Нобелевскую премию мира.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245123
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246672
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413232
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419696
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423762
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429064
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429712