Путешествие богини Кибелы в СССР, или Burning Woman на подмостках истории

Историческая драма в пяти действиях

текст: Татьяна Пигарёва
4 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureПапка с гравюрами Гойи и надписью «Народная культура — для СССР» из «Дара испанского народа» 1937 года, хранится в фондах Музея современной истории России
    Действие четвертое: ХХ век«Дар испанского народа»

    В ноябре 1937 года — спустя несколько месяцев после «погребения» Кибелы — в Валенсии, куда переехало республиканское правительство, отмечают двадцатилетие Октябрьской революции и годовщину начала обороны Мадрида, в которой СССР так помог Испании. Валенсийские мастера под руководством художника Жозепа Ренау, генерального директора Управления изящных искусств Республики, создают две фальи — конструкции из дерева и папье-маше — для отправки в СССР: копию скульптуры Кибелы под названием «Оборона Мадрида» и фигуру воина с ребенком на руках. По давней традиции, в марте валенсийцы готовят скульптуры, изображающие разнообразные аллегорические сцены — от грехов и пороков до деяний ненавистных политиков. Эти многометровые фигуры в финале торжеств сжигают на площадях. Жозеп Ренау увидел в этой традиции идеальный образец для новой коммунистической концепции монументального искусства. Народная традиция предпочла иллюзорной вечности камня коллективный ритуал совместного труда, созидания, а затем разрушения, которое освобождает дорогу для нового акта творения. Этой идеей новой эфемерной монументальности Ренау хотел поделиться с СССР, предложив стране победившего коммунизма перенять традицию фальяс. Богиня Кибела стала посланником и манифестом новой монументальности. Фалья присутствует в списке даров, отправленных в Москву по инициативе Ассоциации культурных связей с СССР, поддержанной Союзом антифашистской интеллигенции Испании; сохранилась ее фотография перед отправкой, но о дальнейшей судьбе ничего не известно. Доехала ли Кибела до СССР? Была ли она сожжена?

    Скульптуры-фальи воина с ребенком на руках и фонтана Кибелы, подготовленные для отправки в СССР в 1937 годуСкульптуры-фальи воина с ребенком на руках и фонтана Кибелы, подготовленные для отправки в СССР в 1937 году

    «Дар испанского народа» включал книги, детские рисунки, гравюры и произведения прикладного искусства. Книжное собрание из 1500 томов классических и современных испанских авторов поступило в Библиотеку иностранной литературы и заложило фундамент советской испанистики. Одна из самых трогательных книг коллекции — томик Овидия на латыни и на каталанском языке, переплетенный в красную кожу с тисненым гербом СССР. Рисунки испанских детей вошли в собрание Института художественного образования, а восемь альбомов с гравюрами Гойи — знаменитыми сериями «Капричос», «Бедствия войны», «Тавромахия» и «Пословицы» — хранятся в Музее современной истории России. Все представленные в коллекции офорты были изданы коллекционным тиражом департаментом изящных искусств Министерства народного образования Испанской республики в 1937 году. Печать производилась в Национальных калькографических мастерских в Мадриде на подлинных гравировальных досках и тисках и на оригинальной бумаге того времени. Это был последний отпечаток с досок Гойи, после чего они были музеефицированы. На одной из папок с офортами в фондах Музея современной истории профиль Гойи окружают монструозные порождения его фантазии, ниже надпись: «Народная культура — для СССР». Этому же музею были переданы произведения прикладного искусства: веера, навахи, вышивки, а также серебряный поднос в форме пятиконечной звезды — подарок «советским трудящимся от испанских дворников». В музейной описи есть декоративная статуэтка Кибелы; следов фальи обнаружить не удалось.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249367
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416013
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420330
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425566
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426909