Путешествие богини Кибелы в СССР, или Burning Woman на подмостках истории

Историческая драма в пяти действиях

текст: Татьяна Пигарёва
3 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureФонтан Кибелы с поврежденной в результате бомбардировки мордой льва. Фото из Archivo Vaamonde
    Действие третье: ХХ векБоги и люди в огне Гражданской войны

    С осени 1936 года франкистская авиация постоянно бомбила Мадрид. Гражданская война в Испании была одним из первых конфликтов, в которых бомбардировки с воздуха приобрели стратегическое значение. В первые месяцы войны город был погружен в хаос, республиканское правительство оказалось неподготовленным к вооруженному конфликту. Кибела — защитница столицы — появляется на республиканских плакатах вместе с руководителем обороны Мадрида генералом Хосе Миахой. И вскоре получает ранение: морда одного из львов была расколота осколком снаряда. Правительство ставит вопрос о защите исторических монументов. Сначала собирались демонтировать памятники и перевезти их в безопасное место, но большинство памятников Мадрида — это скульптуры королей, и демонтаж мог быть воспринят как жест политический: «красные пользуются случаем, чтобы уничтожить следы монархии». Республиканцам было важно доказать мировому сообществу, что они заботятся о культурном наследии (сожжения церквей левацкими группировками уже напугали Англию и Францию, которые отказались помогать Испанской республике). Акт консервации памятников должен был стать актом политическим и заметным. Мадридские архитекторы разрабатывают проекты защитных «саркофагов» различной конфигурации.

    Защитная конструкция фонтана и скульптуры, сооруженная в 1937 году. Archivo Vaamonde. Instituto del Patrimonio Cultural de España, MCDЗащитная конструкция фонтана и скульптуры, сооруженная в 1937 году. Archivo Vaamonde. Instituto del Patrimonio Cultural de España, MCD

    Первой под курганом из мешков с песком и кирпичной конструкцией в виде многолучевой звезды была спрятана богиня Кибела. Эта экспериментальная защитная конструкция сохраняла историю (фонтан Кибелы) от воздушных налетов, но одновременно изменяла традиционный вид Мадрида. В итоге «саркофаг» сам по себе стал памятником архитектуры и вошел в историю как эффектный образ обороны Мадрида. Защитные сооружения стали столь же знаковыми, как и спрятанные под ними памятники. Курган Кибелы, подобный тем, что воспевали древние фригийцы, теперь возвышался в центре современного города. А республиканская пропаганда использовала фотографии конструкции как символ сохранения художественного наследия в противовес обвинениям в иконоборчестве.

    Республиканский плакат. Изображен руководитель обороны Мадрида генерал Хосе Миаха рядом с фонтаном Кибелы. Текст плаката: «Народ Мадрида — своему герою-защитнику генералу Миахе»Республиканский плакат. Изображен руководитель обороны Мадрида генерал Хосе Миаха рядом с фонтаном Кибелы. Текст плаката: «Народ Мадрида — своему герою-защитнику генералу Миахе»

    Погребенную под песком Кибелу мадридцы прозвали «Красотка под вуалью», обыгрывая название знаменитой комической оперетты, популярной в довоенные годы. По городу ходила шутка, что, если иностранец хочет посмотреть на Кибелу, он может это легко сделать, купив билет за одну песету: республиканское правительство выпустило «денежные сертификаты» с изображением фонтана. Согласно республиканской пропаганде, Кибела и другие божества на бульваре Прадо, спрятанные под защитными «саркофагами», напоминающими модернистские скульптуры, временно покинули Землю и вернутся лишь в мир, очищенный от фашизма. История распорядилась иначе. За несколько дней до конца войны на мешках с песком появилась рукописная табличка: «Раскройте меня! Хочу видеть, как они войдут». Франко победил в войне и превратил процесс раскопок Кибелы в пропагандистский перформанс.

    Раскопки Кибелы. Фотограф: Мартин Сантос Юберо. Archivo Regional de la Comunidad de MadridРаскопки Кибелы. Фотограф: Мартин Сантос Юберо. Archivo Regional de la Comunidad de Madrid

    На роль «археологов» позвали детей, и в апреле 1939 года они начали радостно растаскивать песок и кирпичи. На фотографии Мартина Сантоса Юберо вокруг головы «освобожденной» Кибелы девять мальчишек вскинули руки в фалангистском приветствии. Самый левый из них — это дедушка Фернандо Санчеса Кастильо, художника и одного из трех кураторов выставки в Москве. «Саркофаг», разобранный дедом, Фернандо воспроизведет из песка и кирпичей в масштабе 1х18 на выставке «Слепые монументы» в Толедо в 2011 году вместе с шестью другими защитными сооружениями для памятников времен Гражданской войны. Макет «саркофага» Кибелы купит в свою коллекцию современного искусства Coca-Cola España (чем не ирония истории). А новый макет — фанерный — Фернандо Санчес Кастильо привезет в Москву летом 2019-го: «Все помнят, что Испания стала экспериментальной площадкой разрушений во время Гражданской войны (Герника тому пример), но очень важно не забывать, что Испания одновременно была первой страной, разработавшей систему защиты памятников. Во время войны за консервацией мадридских монументов наблюдали специалисты из Англии и Франции: они понимали, что им это тоже скоро может понадобиться». Макет «саркофага» Кибелы, привезенный в Москву, объединяет два сюжета: это не только памятник обороне Мадрида и защите монументов во время Гражданской войны, но и напоминание о первом путешествии Кибелы в столицу СССР в 1937 году.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249366
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416012
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420329
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425564
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426907