Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244871Два года назад мне посчастливилось поучаствовать в создании «газеты-паразита», где основной действующей силой были художники, входившие в неформальное и безразмерное объединение «Супостат». Делалось издание на волне эйфории от ожившей публичной сферы и носило название «Общее место». Большая часть материалов соответствовала духу происходящего вокруг, работали мы на фоне многотысячных митингов на Болотной площади и проспекте Андрея Сахарова. В марте 2012 года газета вышла как приложение к гламурному художественному журналу «Артхроника», тогда еще не закрытому владельцем, и была во многом созвучна настрою не столь редких на тот момент независимых СМИ. Многие люди, занимающиеся печатными изданиями, справедливо посчитали верстку нашей газеты непрофессиональной, а содержание — несколько наивным, но в тогдашних условиях это было нормально, и наш опыт особо не осуждали.
С тех пор одни российские издания закрылись, другие сменили владельцев, а вместе с тем и информационную политику, третьи переформатировались. Все мы знаем, о чем идет речь, да и высказываний о гибели этой сферы хватает, поэтому расскажу о другом: довольно давно существует такое явление, как газеты, журналы, сайты и интернет-каналы, создаваемые художниками. У них всегда особые отношения с окружающей реальностью, но нельзя сказать, чтобы этот кажущийся герметичным мирок не реагировал на те же факторы, которые приводят к изменениям в профессиональных СМИ, однако реакция эта всегда немного неадекватная, если смотреть глазами рядовых читателей. Может, конечно, это вовсе и не реакция, поскольку художники далеко не всегда хотят отзываться на вызовы окружающего мира (да и не обязаны это делать), но явно что-то общее, атмосферное оказывает на них косвенное влияние.
Газета, так же как и телеформат, интересует художников, как, впрочем, и кураторов с критиками, из-за строгости формы. Там есть свои законы и правила, но есть и лазейки, которыми они не прочь воспользоваться, — это не просто имитация и даже не изучение возможностей медиа, скорее игра, и ей очень легко увлечься, забыв обо всем на свете.
К недавней выставке «ОГЛЯНАЗ» группы «МишМаш» (Мария Сумнина и Михаил Лейкин) была подготовлена газета «Вестник ОГЛЯНАЗа» (1, 2, 3). В этом скромном издании с календарем на развороте напечатаны всего четыре статьи под разными именами, но, по всей видимости, за авторством одного человека — критика Валентина Дьяконова. Открывает номер статья в духе «творческого беспредела арт-журналистики начала 1990-х», как выразился однажды сотрудник научного отдела «Гаража» Максим Крекотнев, а за ней следует, наоборот, строгая «историческая справка» о Всероссийском обществе «Оглядываясь назад» при Министерстве строительства и жилищно-строительного хозяйства (ОГЛЯНАЗ) — начиная с его создания в мифическом для сознания россиян 1913 году. На последней странице опубликованы текст в духе «Художественного журнала», типовая коммерсантовская рецензия, подписанная Дьяконовым, и психоделический кроссворд.
«Вестник ОГЛЯНАЗа» рассчитан прежде всего на читателей из художественного сообщества, если можно сегодня о таковом говорить, — здесь есть и подмигивания, и отзвуки внутрицеховых склок (упоминание о «новой труппе — простодушных адептах “левого дискурса”»), и пародии (на тексты Гройса, например), и фон каждодневных взаимных восхвалений или резких столкновений в социальных сетях. Отчасти газета дублирует проект Антонины Баевер «Поздно ночью с Дьяконовым», в котором, как писала Александра Новоженова, «ведущий рассказывает о “современном искусстве”, на журналистский манер надеясь сделать этот специфический предмет по меньшей мере таким же универсально интересным, как нравственность и сексуальность», и при этом выясняется, что «ни общего, ни специального интереса то, что фигурирует в дискурсе передачи как означающее “искусство”, не представляет».
Понятно, что газета сделана специально для выставки, которая, в числе прочего, иронично обыгрывает эксцессы художественной критики и стилистику пресс-релизов, а потому не может не быть внутрицеховой — автор надстраивает двойную конструкцию, комментируя комментаторов, разоблачая разоблачителей, препарируя препарирующих. И такая замкнутость на себя, вовсе не «порочная», как обычно ее представляют, оказывается важным свидетельством о нашем времени.
Другой проект, возникший совсем недавно, — «Лесная газета» воронежского художника Ильи Долгова, одного из основателей Воронежского центра современного искусства. Для подготовки отдельных номеров (а их вышло уже два) Долгов зовет других художников, успели поучаствовать Алекс Булдаков и Илья Романов. Так же привлекал репортеров советский писатель Виталий Бианки, чей раздел в детском журнале «Воробей» (позже — «Новый Робинзон», начало 1920-х) и одноименная книга вдохновили воронежского художника на создание собственной газеты.
Здесь нет текстов о политике. Время газет, как у группы «Что делать?», прошло, хоть она и продолжает по инерции издаваться. Газет и журналов о политике в России вообще практически не сохранилось, остались, за редкими исключениями, только развлекательные и выражающие точку зрения действующей власти. Часто в такие моменты (а история их знает много) люди уходят в те сферы, где пронизывающий общество ужас можно наименее болезненно пережить: так, советские литераторы начинали писать о природе, а немецкий писатель Эрнст Юнгер, вначале восхвалявший «национальное возрождение» и «вставание с колен», после прихода Гитлера к власти достаточно быстро переориентировался на пересказ снов, метафизические построения и описание жучков, которых он находил для своей энтомологической коллекции.
В «Лесной газете» Долгова можно прочитать о «зарастании и зарослях» или о «разрезах», долго смотреть на гифки с колышущейся флорой и узнать из раздела «События», что «маленькая пегая собачка стоит в серых безлистных кустах», а «черная птица нахохлилась и сидит в сугробе». Какие еще новости из России могут быть столь же нетравмирующими?
Я бы не хотел делать вывод, что после бурного всплеска общественных дискуссий мы погружаемся в эскапизм, хотя, возможно, это и так. Многие не скрывают сильного разочарования и чувства, что мы не можем ничего изменить. Но не думаю, что создатели «Вестника ОГЛЯНАЗа» и «Лесной газеты» хотели таким образом уйти от кошмаров сегодняшнего дня, хотя не почувствовать их они не могли. В любом случае все это — про сегодняшнюю Россию.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244871Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246434Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413026Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419515Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420183Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422836Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423592Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428763Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428899Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429553