22 октября 2020Искусство
155

Во-первых, это искусство

Как Урюпинск меняет конвенциональный образ малых территорий

текст: Анна Железова
2 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureАнгелина Юркина© Анна Железова
    Зачем вам это надо?Личный вклад и мотивация. Момент выбора и работа с проблемой

    Мария Сол: До первой резиденции (в 2020 году Мария Сол стала приглашенным художником во второй раз после успешного опыта резиденции 2019 года. — Ред.), как и многие другие, я думала, что Урюпинск — это миф. Я ожидала увидеть глубокую провинцию, но в реальности это современный город с собственным сформулированным брендом.

    Во многих городах люди живут и будто чего-то ждут, в Урюпинске это совершенно не так. В процессе нам помогало ТОС «Станичный», и это говорит о высокой инициативности жителей совершенно разных возрастов и интересов, что в моей практике работы в разных регионах России является совершенно уникальной ситуацией.

    Ангелина Юркина: Я родилась в небольшой станице и, взрослея, когда уже жила здесь, стала замечать, что в городе есть места, которые отличаются своим внешним видом, потому что за ними никто не присматривает. Тогда мы с одноклассницами покупали краску в баллончиках, ходили по этим заброшенным местам и старались сделать их более приятными.

    В какой-то момент город стал приходить в порядок, но при этом до стен дело так и не дошло. Для меня все изменилось в этот момент. Я люблю рисовать, и любой опыт в этом мне интересен. Мне важно, как выглядит город, потому что я живу здесь и хожу по этим улицам, поэтому еще до резиденции я знала, что делать.

    Сергей Кузнецов: Мне нравится сам процесс, и так я заявляю о себе. Когда рисуешь на листочке, это увидят всего два человека, поэтому приходится выходить на улицу. Поначалу ощущал удовлетворение оттого, что это я и часть меня в городе. Со временем относишься к этому процессу уже как к части жизни. История с Бэнкси очень прозаичная (местные СМИ называют Сергея «урюпинским Бэнкси». — Ред.). Это не потому, что я им вдохновляюсь, и не потому, что я старался быть анонимным. Просто так меня в телефоне записал Василий Дубейковский (специалист по брендингу городов и активный житель Урюпинска) после нашей первой встречи.

    Александр Головин: Развитие происходит здесь очень быстрыми темпами. Лет в 11 я замечал, что в визуальном образе Урюпинска намешано много всего разного, а сейчас город пытается прийти к единому стилю.

    Когда мы делали проект с качелями (проект «Городские качели для Урюпинска», который был реализован молодежным объединением «Пирожки с картошкой» с помощью краудфандинга на Planeta.ru и получил огромный медийный отклик. — Ред.), то познакомились с Василием Дубейковским (он помог разработать концепцию проекта) и Джамалом Поладовым (местный архитектор, который создал макет качелей). Мы даже не верили в то, что проект дойдет до конца, но, когда качели стояли на месте, мы поняли свою силу.

    Городские качели в УрюпинскеГородские качели в Урюпинске© Иван Козлов

    Мы постоянно контактируем с городским пространством и хотим его облагородить. Если я вижу нецензурное изображение и хочу его закрасить, значит, я его закрашиваю — просто потому, что могу. Через год я сам уеду из города, чтобы получить высшее образование (в Урюпинске нет широкопрофильных высших учебных заведений). Мы меняем то, что принадлежит нам сейчас.

    Алла Тращеева: Если абстрагироваться от эмоциональной и личной надстроек, то Урюпинск — это обычный провинциальный город. Однако он глобально выделяется из линейки малых городов благодаря тому, что его жителям не все равно, а любовь к своему городу — образ жизни и позиционируется как часть бренда.

    Конечно, есть свои нюансы. Это не рай уличной культуры на земле, это постоянное преодоление эмоциональных и организационных преград. Нам бы сильно упростило процесс открытие в Урюпинске «Леруа Мерлен» и «Граффити-маркета»: тогда бы не пришлось привозить все необходимое из Москвы.

    Что касается арки, то изначально она была местом с серыми стенами, которое отдельные горожане использовали как общественный туалет, несмотря на то что арка находится на центральной улице города. Арка приобрела настолько дурную славу, что жители дали ей, кхм, обсценное название, а по вечерам там собирались шумные и агрессивные компании. Поэтому, меняя ее, мы отчасти выполняем и социальную функцию, но все же она не основная. В первую очередь художница создала объект искусства, который опосредованно влияет и на позиционирование места.

    На протяжении трех лет существования направления «Уличное искусство» мы руководствуемся теми же принципами, что и группа уличных художников «Фрукты», приглашенные художники первых двух фестивалей. Это принцип обсуждения, соучастия, сотворчества. В этом году объект выбрало ТОС «Станичный»: им понравились опыт прошлого года и конечный результат работы с первой аркой (арка, преобразованная в 2019 году, находится на противоположной стороне проспекта), которая стала местной достопримечательностью, и они попросили таким же образом преобразовать уже более проблемную арку на другой стороне проспекта.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241965
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249772
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416417
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420637
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425906
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427239