29 апреля 2014Искусство
137

Обмани меня, обними меня

Опыт продажного критика

текст: Ростислав Блум
Detailed_picture 

На Саввинской набережной я не был с тех времен, когда мы с сестрой ездили в «Дисконт-центр» за шмотками — лет этак шесть назад. И казалось, что другого легкого способа, кроме как добраться туда на машине, просто нет. Но на деле от «Киевской» вполне приятно прогуляться пешком, особенно с плеером в ушах.

«Мы находимся между Soho Rooms и Vi Ai Pi Bar» — звучит так себе.


«Мы оставили для вас конверт на охране» — вот это уже лучше. К тому же мне не придется подсылать вместо себя кого-нибудь посолиднее, чтобы не раскрывать истинного лица. Вопреки тому, что мы, наученные западным опытом, привыкли, что галереи современного искусства открыты для всех, охранник не очень обрадовался посетителю: «Что вы хотели?» (Действительно, что?) Я представляюсь, объясняю, что для меня должны были оставить конверт на охране. Тут из-под стойки ресепшена выплывает девушка, оценивает меня взглядом — сверху вниз и снизу вверх. Потом откашливается и спрашивает, действительно ли это я, известный критик и теоретик современного искусства с регалиями, я подтверждаю и узнаю, довольны ли они моим текстом.

— Да, все просто отлично, большое спасибо. Вот ваш конверт.

— Обращайтесь, если вдруг понадобится что-то еще, — я улыбаюсь. Это наверняка последняя наша встреча.


На этот раз не повезло, хотя смотря что считать везением. Возможно, судьба бережет меня от циничной продажи своего скромного знания. 1000 баксов за страницу текста — это дикие деньги для средней руки интеллектуалов, пишущих тексты к выставкам (по сравнению с газетными гонорарами), и ничтожно маленькие, если учитывать, что такой текст «продает» выставку. Я тут же купил мешок лепестков в цветочном у метро, чтобы устроить салют — вечером сразу у двух подруг был день рождения, — алкоголя, какой-то фигни в «Индийских специях» и отдал долг за вовремя не починенную машину друга. Все. Легко досталось — легко ушло.

Первый раз написав подобный текст о безыдейной и даже пошлой живописи, я встал из-за стола и сказал вслух: «Ну что ж, это было легко». Будто совершил ограбление или настучал на соседа. Легитимация трэша в современном искусстве становится все более востребованной. Люди с деньгами и отсутствием вкуса каким-то образом давно уже приходят к тому, что современное искусство — это модно, престижно и весело. Такие, как я, их веселье призваны обслуживать. Но и выглядеть при этом нужно соответственно. Татуированный, с бритыми висками панк в наушниках — разве он может быть известным, уважаемым, высокооплачиваемым критиком-интеллектуалом? Вряд ли. А вы видели, что у вас на стенах висит? Это может вообще хоть на каких-то правах существовать в поле современного искусства? Тогда какая разница, как я выгляжу — человек, связавший вашу пошлую, неосознанно шовинистскую мазню с исследованием женской сексуальности?


Разница есть. Известно, что такие заказчики платят за то, чтобы их обманывали, и они хотят быть обманутыми. Куда приятнее, не проговаривая, что их выставку нужно хвалить, получать похвалы «просто так», узнавая столько нового о своих художниках, уж тем более от знаменитого специалиста:

«Банальное и условное — вот те категории, в которых работает N, пытаясь с каждой новой работой определить для них новое, более конкретное измерение».

«Можно развивать по-своему мифологию и давать комментарии к тому, что уже содержится в памяти искусства и истории, чем и занимается, тонко и последовательно, художник P».

«Условно частный случай, рассматриваемый в серии живописных работ K, легко перевести в контекст условно глобальной катастрофы, при этом не переходя на банальную критику обыденности».


«Я только что прилетел из Лондона, проводил семинар в Royal College, в 16:00 консультирую одного коллекционера. Давайте я заеду к вам часа в два? Вас устроит?» Такому человеку нельзя не поверить и нельзя не заплатить. Но ситуацию нужно было разгонять и дальше: «У меня совершенно нет времени разъезжать, все уже давно перешли к безналичной оплате, не слышали о таком?» Стал на путь постмодернистского цинизма — будь циником до конца, в такие игры нельзя играть на полставки. Потому что терять в целом нечего — репутации не жалко, ведь ты пишешь под псевдонимом; денег и так нет — их потери ты не заметишь, потому что не рассчитываешь на них; совесть замолчит, облитая бутылкой вальполичеллы. Отрываться — так по полной. Потом еще опишешь свой опыт для приличного издания и будешь совсем молодцом, приличным человеком. С юмором.

Девушка с ресепшена окликнула меня на открытии выставки одного хорошего художника сразу после того, как я высвободился из крепких мужских объятий действительно известного галериста. Я не узнал ее, она сделала круглые глаза: «Вы же писали для нас текст, так приятно снова вас видеть. Как дела?»

Кажется, я погорячился насчет последней встречи. И вообще, критик же может быть немного неформальным? В конце концов, New Balance — не худшая обувь на свете.

Ростислав Блум, кандидат искусствоведения


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245239
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246846
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413326
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419782
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423854
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429153
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429822