10 июня 2014Искусство
220

Школа Родченко вышла вовне

Мультимедиа Арт Музей сменили на «Ударник», а современное искусство подвинуло фотографию

текст: Сергей Гуськов
Detailed_pictureГригорий Сельский. Русские Духовные Скрепы. 2014. Инсталляция© Colta.ru

В прошлую среду состоялась защита дипломов студентов Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Результаты совместной работы начинающих художников и их мастеров можно до 15 июня увидеть в «Ударнике», бывшем кинотеатре и будущем музее, принадлежащем Breus Foundation — фонду, который ранее назывался «АртХроника».

Интересно, что пятый по счету смотр выпускных работ Школы Родченко решено было провести в «Ударнике», а не в головной для школы организации — Мультимедиа Арт Музее, как было ранее. Вице-президент Breus Foundation Татьяна Сахокия так объясняет это сотрудничество: «Выпускники школы неоднократно становились участниками и лауреатами выставки Премии Кандинского (которая также принадлежит фонду.Ред.). Наше сотрудничество стало логическим продолжением наших общих задач». Впрочем, намного важнее то, что школьный процесс выведен из «своей», замкнутой среды — на площадку, хоть и ангажированную определенными интересами, все же в данном случае позволяющую взглянуть на дипломные работы вне школьного контекста.

Анастасия Кузьмина. В новый год. 2014. Кадр из видеоАнастасия Кузьмина. В новый год. 2014. Кадр из видео

Давний вопрос — когда же «школа фотографии» превратится в полноценную «школу современного искусства, где студенты работают со всем разнообразием художественных средств и где нет никакого приоритета у фотографии», который волновал многих преподавателей этого учебного заведения, наконец-то де-факто решен. Об этом говорили многие из тех, с кем мне удалось побеседовать во время открытия выставки.

Дипломных проектов в этот раз относительно немного — всего 15 (для сравнения: в прошлом и позапрошлом году их было соответственно 22 и 23). И тут, видимо, сработали фильтры, которые для школы современного искусства необходимы, ведь в арсенале подобных учебных заведений должны быть не только инструменты включения студентов в художественный контекст. Естественно, это может восприниматься как результат «репрессивных механизмов» (псевдокритической риторике довольно рано учатся — и, к сожалению, часто только ей), хотя обычно причиной оказываются просто недостаточные усилия самих начинающих художников. Так, комментируя итоговую выставку, Игорь Мухин, который ведет в школе мастерскую «Непосредственная фотография», недвусмысленно говорит об «избегающих встречи взглядах сошедших с дистанции».

Данила Ткаченко. Закрытые территории. 2014Данила Ткаченко. Закрытые территории. 2014© Данила Ткаченко

Другие, напротив, за время учебы успели многого добиться, и не только в самой школе. Среди нынешних дипломников уже есть лауреаты премий. Данила Ткаченко получил первый приз конкурса World Press Photo 2014 в номинации Staged Portraits с историей об отшельниках, а Саша Пирогова награждена премией «Инновация» в номинации «Новая генерация». У Альберта Солдатова одновременно с выставкой в «Ударнике» проходит персональная выставка в «Манеже».

Альберт Солдатов. Бальтус. 2014


Дипломы совершенно разные. Среди представленных на выставке работ есть и материализовавшиеся в буквальном виде «духовные скрепы» (Григорий Сельский), и история про олимпийских болельщиков (Юлия Абзалтдинова), и абстрактная живопись на бумаге, оставшейся от оракала (Олег Устинов), и история слуг и хозяев (Лилия Ли-ми-ян), и визуализация очереди, вдохновленная произведением Владимира Сорокина (Саша Пирогова).

Анастасия Млеко. АРХТП. 2014. Видео-инсталляцияАнастасия Млеко. АРХТП. 2014. Видео-инсталляция

Один из самых интересных проектов — у Анастасии Кузьминой из мастерской Сергея Браткова, для которого это первый выпуск. Художница оборудовала небольшой зал, где на трех экранах показывалось видео. Сюжет довольно прост: в новогоднюю ночь Кузьмина совместно со своими друзьями отправилась на поезде из Москвы в Петербург. В плацкартном вагоне они развесили гирлянды (их дублировала специальная подсветка в комнате, где показывалось видео), раздали пассажирам бенгальские огни и вообще устроили праздник. В какой-то момент действие все больше убыстряется, люди, случайно оказавшиеся в этой ситуации, начинают подыгрывать художнице. Все это напоминает советское кино 1970—1980-х, вроде фильмов Рязанова и Михалкова. И если верно, что, как говорят, страна в социальном и культурном плане идет куда-то в похожем направлении, то эстетически именно такого рода работы могут что-то рассказать в будущем о нашей нынешней жизни.

В общем, Школа Родченко показала класс и скорее всего в дальнейшем еще покажет, если, конечно, ее не закроют — времена-то не самые дружелюбные для современного искусства.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244871
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246434
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413025
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419514
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423592
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428899
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429553