1 июня 2015Искусство
143

Елена Руденко: «Они страшно напоминают Гофмана и Гоголя»

Главный куратор фонда In Artibus о Жаке Калло

текст: Сергей Гуськов
Detailed_pictureЖак Калло. Серия «Большие бедствия войны». Повешение© In Artibus

В московском фонде In Artibus открылась выставка «Я хотел работать в манере Калло», где встретились Жак Калло, мастер гравюры и рисунка, не менее знаменитый писатель Э.Т.А. Гофман и еще нескольких известных художников и писателей. Куратор этой выставки и главный куратор всего пространства In Artibus Елена Руденко рассказала COLTA.RU о проекте.

— Я увидел в пресс-релизе фразу про офорты Калло, «до недавнего времени принадлежавшие венской “Альбертине”».

— Не совсем до недавнего времени. Они принадлежали ей давно. Ну да, частный коллекционер купил на аукционе вещи, которые принадлежали «Альбертине». По-моему, в 1972-м музей их продал. На обороте есть штампик: «выпускное из музея “Альбертина”». Так бывает: некоторым музеям разрешают продавать часть коллекции при пополнении фонда, у них, наверное, были такие же серии.

— Все работы на выставке — из частных коллекций. Понятно, что при сотрудничестве с музеями свои сложности, но в случае частных коллекционеров большую роль играет человеческий фактор, бывает сложно договориться, хотя, конечно, тут большинство произведений принадлежат основательнице фонда, организовавшего выставку. Но все же были сложности?

— Нет, наоборот, коллекционеры предлагали сами, им хочется показывать (не всем, конечно). У нас на выставке представлены работы из нескольких собраний. Все рисунки старых мастеров и художников XIX века — из коллекции Инны Баженовой (меценат, учредитель фонда In Artibus и владелец международной сети The Art Newspaper. — Ред.); гравюры частично из ее же собрания, а также от московских коллекционеров Максима Толстикова и Григория Константинова. Вся ручная, непечатная графика — Баженовой. Инна как раз всегда открыта и рада показать произведения из своей коллекции на выставках.

Жак Калло, портретЖак Калло, портрет© In Artibus

— А как родилась идея все это собрать и продемонстрировать?

— Калло нас интересовал давно, и Инну, и меня саму, и когда появилась возможность показать его гравюры в каком-то таком внятном объеме — три основные серии: «Бедствия войны», Balli di Sfessania, то есть персонажей комедии дель арте, и «Страсти», — то как-то само собой сложилось ощущение, что готова выставка. Гравюры же нечасто показывают, да и вообще графику — ее нельзя долго экспонировать, хранится она по кабинетам графики. Потом, это такой отдельный вид коллекционирования со своими сложностями — мне кажется, это (пусть никто не обижается) сродни филателии. А Калло — это столп, великий художник, очень удобная фигура, чтобы поговорить об искусстве вообще. Во-первых, он художник переломной эпохи — от Ренессанса к Новому времени, а во-вторых, он пограничный художник: в начале своей деятельности вдохновляясь какими-то визуальными находками северных художников (Брейгеля скорее всего, но опосредованно, через Йооса де Момпера и других учителей), вобрал в себя их традиции, а потом долго жил в Италии, учился там у Антонио Темпесты, тем не менее тоже ученика фламандских художников. Да и сам он был лотарингец, из города Нанси. В нем очень много всего сошлось. Разные пластические традиции, как в фокусе, собрались и, помноженные на его умение, дали новый толчок искусству, и последующие 400 лет его все цитируют. Калло — это до сих пор такой учебник.

— То есть потому что Калло — это призма, в которую входят лучи искусства прошлого и потом выходит уже новое искусство, вы решили добавить работы других художников?

— Да, именно поэтому. Может быть, не всегда очевидно фотографическое сходство, но какие-то пластические мотивы всегда прослеживаются. Что-то можно увидеть даже просто невооруженным глазом. Рядом с рисунком Калло — большой рисунок Момпера, также есть младшие современники Калло, не последователи, но просто художники той же традиции: Ливенс или ван Гойен. Но у нас все это простирается вплоть до XIX века (мы уже не стали копаться в веке ХХ, это сложная история) — рисунок Жерико, к примеру, напоминает рисунки Калло в высшей степени: та же манера с отмывкой и пером, такая же экспрессия и такая же простота. Большим поклонником Калло был Домье, который иногда просто его цитировал. У нас представлен его рисунок, он вряд ли напомнит Калло напрямую, но здесь та же тема: Домье строит три пространственных плана, это рабочий рисунок по построению этих планов — а это основная пластическая тема Калло, с которой он справлялся абсолютно идеально и дал подсказки, как это делать, последующим художникам-графикам. Это очень хорошая школа. За это Домье его и любил.

Жак Калло. Серия Balli di Sfessania. Капитан Кардони – МарамаоЖак Калло. Серия Balli di Sfessania. Капитан Кардони – Марамао© In Artibus

— В название выставки вынесен еще и Гофман. Это крайне интересный момент, поскольку Гофман был своеобразно принят и поглощен российской культурой — через переводы и подражания; можно сказать, что существует особый русский Гофман. Нет ли такой же попытки адаптировать Калло к восприятию современного российского зрителя?

— Безусловно, мы же показываем именно этому зрителю. Обилие текстов на выставке — это уступка литературоцентричности сегодняшней аудитории. Это беда не только современности: всегда изобразительное искусство пытались как-то объяснять, невзирая на то, что это отдельный, самостоятельный язык. Тут музыке всегда везет больше, ее меньше объясняют (в рамках выставки пройдет несколько лекций, в том числе одна, связанная с музыкой, подробности — на сайте фонда. — Ред.).

У нас получилась игра, на которую провоцирует сам Калло и своими театральными сериями, и тем, что его фигура за все эти четыре столетия остается двоякой. С одной стороны, он один из отцов всего экстравагантного, всяких фантасмагорий. И неспециалисты его в основном таким и знают. Но с другой стороны, он просто великий художник, мастер, который дал искусству очень многое. И художники его воспринимают тихо, без словесных комментариев — они как работают в манере Калло, так и молчат об этом.

Двойственность — основа равновесия, и художники лучше всего об этом знают, потому что равновесие, баланс — это их хлеб.

Спасибо Гофману: он вербализовал такое восприятие Калло, да, как эксцентрика и фантаста, но в тексте писателя («Фантазии в духе Калло». — Ред.) есть одна оговорка, ее чаще всего пропускают: великий мастер, к которому он обращается, может из многообразия разнообразнейших деталей жизни создать нечто целое («Никакой другой мастер не сравнится с Калло в умении втиснуть в самые узкие пределы столь несметное изобилие явлений, кои с удивительной ясностью предстают нашему взору, соположенные друг с другом и неотделимые друг от друга, так что каждая единичность, себе довлея, вместе с тем встраивается и в совокупность». — Ред.). То есть Гофмана интересовала больше всего эта способность, она была самому ему не чужда, поскольку его тексты достаточно сложные, но они тоже в конце концов становятся единой тканью — настоящим искусством. Так же как и у Калло, фантастика у Гофмана — это заказ, нас же больше интересует, как это исполнено.

Чтобы показать, что мы, как и все остальные, воспринимаем его в обеих плоскостях, мы подбирали эти тексты. Некоторые из них достаточно провокационные, есть ироничные, есть, напротив, трагичные — но такова жизнь. Наша выставка состоит из трех частей: это театр; война, что, собственно, является таким зеркалом — «театр военных действий», это жизнь ненастоящая, внешняя; а между ними — сакральная часть, три религиозные серии Калло, показанные, чтобы напомнить, что он не всегда работал как ремесленник, по заказу, а все-таки всегда осознавал, что он делает в любой момент, в любой черте, проведенной по доске. Это для него основное, и благодаря этому осознанию и пластическим способностям он оказал на всех такое влияние.

© Colta.ru

— Вы говорили, что для выставки подбирались работы, чтобы показать, что они формально имеют генеалогию, восходящую к Калло. Но, судя по выставке, есть и сюжетные сопоставления: с ужасами войн, грабежами и казнями у Калло соседствуют «Воображаемые тюрьмы» Пиранези, например. Вы подбирали тематически?

— Скорее атмосферно. Мы же живые люди. Потом, это не академическая выставка, мы не музей. Хотелось как-то театрализовать, создать сюжет и вести по нему зрителя. Но мы не забыли при этом о Калло — в каталоге у нас есть прекрасные комментарии к сериям, есть научные кадры, которые этим занимаются. Не какие-то научные открытия, но мы себе и зрителям напоминаем, что это серьезный предмет для изучения.

Еще очень хотелось бы напомнить, что художник, когда он становится более или менее успешным и знаменитым, приобретает маску. Для большинства он становится маской — о нем знают немного, но что-то особенное, как в фильме «Бабетта идет на войну», где героиню Брижит Бардо тренируют на интеллектуалку, ее просят запомнить композиторов («Моцарт... божественен, Бетховен — олимпиец, Дебюсси — чистый ручеек, Вагнер — бурный поток». — Ред.). Остальное остается исследователям, которые кропотливо изучают и делятся между собой информацией. Все-таки хотелось бы посмотреть вглубь и напомнить, что за маской скрывается живой художник, который делал не только то, что ему приписывает молва.

Когда держишь в руках, видишь гравюры и рисунки — чаще, чем раз в три года на выставке, — возникает больше ассоциаций. Выставка открывает больше смыслов, чем мы от нее ждали. Когда зритель входит на выставку, он видит на ширме двух смотрящих врозь персонажей, взятых с гравюры Калло из серии Balli di Sfessania. Не мне одной это пришло в голову, что они страшно напоминают Гофмана и Гоголя, который был гофманианцем. Большинство воспринимает Гоголя как маску: длинный нос с усами. То же с Гофманом: угрюмый фантаст с горбатым носом и баками. И две такие маски нам буквально подарил Калло, который сам стал маской. Маска сродни теме двойника: в серии Balli всегда два персонажа, потом эта важная тема появляется у Гофмана, откуда она навсегда перекочует в литературу и вообще в культуру. Двойственность — основа равновесия, и художники лучше всего об этом знают, потому что равновесие, баланс — это их хлеб.

— Вы попытались снять эти маски или заглянуть за них?

— Нам, конечно, не по плечу их снять, но заглянуть хочется.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241705
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249645
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416293
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420532
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425779
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427125