17 июня 2015Искусство
159

Связывая единицы хранения

О выставке произведений из собрания Газпромбанка

текст: Сергей Гуськов
Detailed_pictureДмитрий Гутов. М. 2005. Courtesy of ООО «Арт Финанс» / Газпромбанк© Colta.ru

В Государственном центре современного искусства проходит выставка «Присутствуя в городе явно и незримо» — на ней представлены работы российских и украинских художников из собрания ООО «Арт Финанс» / Газпромбанка, одной из крупнейших корпоративных коллекций современного искусства в России. В ней 650 единиц хранения, по словам исполнительного вице-президента банка Марины Ситниной. Правда, куратор проекта Андрей Паршиков отобрал лишь малую часть из того, что имеется у Газпромбанка, поскольку и пространство, где выставка проходит, и экспозиция, которая была сконструирована исходя из очень конкретного прообраза, предполагали определенный минимализм, что может создать обманчивое впечатление о размерах собрания.

Моделью экспозиции для куратора стал храм розенкрейцеров — оттого пространство разделено проходами, вместе образующими крест, который венчает смотрящий вверх треугольник. На нем висит картина Дмитрия Гутова из проекта «Все, что я сделал до семидесяти, не считается» (2005), где изображена горящая в темноте кривоватая литера «М», логотип Московского метрополитена. В центре пересекающихся линий-коридоров — там, где у розенкрейцеров была роза, — располагается овальный стенд с серией «Изделия» (2006) Анатолия Осмоловского. Эти бронзовые скульптуры повторяют форму танковых башен, а тут они к тому же становятся своего рода лепестками. Остальные работы находятся в осях креста и угловых комнатах, этим крестом образованных.

В тексте к выставке Паршиков сообщает, откуда взялось название проекта: «В 1622 году Париж наполнился афишами, наклеенными на стены домов. Надпись гласила: “Мы, Представители Высшей Коллегии Розы-Креста, действительно присутствуем, явно и незримо, в этом городе…”». Современное искусство здесь сравнивается с орденом розенкрейцеров благодаря характерному для того и другого «неформализованному распространению знаний», а также парадоксальной открытой закрытости. Кроме того, куратор указывает на возможность найти ритуальные и культовые черты в деятельности современных художников, что также должно роднить их с тайными обществами и эзотерическими традициями: «Магия города — то, с чем художники сталкиваются чаще обывателя не только в силу внимательности и любопытности, но и потому, что искусство вобрало в себя и реинкарнировало образы и коммуникационные послания предыдущих эпох. Работы, выбранные для экспозиции, так или иначе очерчивают отношения личности и города в системе определенных зашифрованных знаков (Монастырский, Захаров, Лейдерман), формируют особые “иные” пространства внутри имеющихся и узнаваемых (Братков, Алимпиев, Чернышева, Чуйков, Паперно), создают новые ритуальные системы (Гуткина, Лаборатория городской фауны, Алимпиев) либо сами становятся предметами культа (Осмоловский)». В общем-то зрителя усиленно настраивают на такое восприятие.

Андрей Монастырский. Из серии «Земляные работы». 2005. Courtesy of ООО «Арт Финанс» / ГазпромбанкАндрей Монастырский. Из серии «Земляные работы». 2005. Courtesy of ООО «Арт Финанс» / Газпромбанк

Серия черно-белых фотографий «Земляные работы» Андрея Монастырского сделана при участии Елены Елагиной в 1987 году, позже эти снимки были показаны на выставке Монастырского в Stella Art Foundation в 2005 году. Главный мотив — вдохновение, но не в туманно-поэтическом смысле, а вполне как у розенкрейцеров — то есть то, что в различных эзотерических текстах принято называть «духовным влиянием». Подход самого Монастырского, для которого разговор о сакральном и символах обычен, это подтверждает; и не важно, умело имитирует он подобный язык или действительно во все это верит — внутри любого нарратива начинает работать порождаемая им логика, как однажды доходчиво объяснил Умберто Эко. «Земляные работы» состоят из снимков мест и объектов, которые названы у Монастырского «инспираторами», причем не только его самого, но и других художников — Ильи Кабакова или участников группы «Коллективные действия». Это дома, эстакады, строительные площадки и прочее — «кондоры» и «павлины», как подразделяет их художник. Город в такой перспективе действительно становится схемой инициатического путешествия вроде описанного в каноническом для московского концептуализма китайском романе «Путешествие на Запад», хотя, конечно, у Монастырского эта история настолько фрагментарна в свойственном художнику и его кругу ключе, что всегда можно переиграть и отвергнуть любую интерпретацию. Но в рамках данной выставки эта фотосерия вопросов такого рода не вызывает.

Другая работа на выставке — картина «Репка и кашалот» (2013) Юрия Лейдермана, хотя и проблематизирующего в последнее время свои отношения с концептуализмом (1, 2), но все же представителя концептуализма одесского, однако выделяющего в нем прежде всего «одесскость», что понятно в свете последних политических событий. Любопытно, что на выставке художник назван «гостем из другой реальности, наблюдателем из параллельной вселенной, описывающим нашу — но не для нас, а для своих “соплеменников”». Хоть из общего контекста и понятно, что имеются в виду вовсе не нынешние взаимоотношения России и Украины, — все же в столкновении с реалиями сегодняшнего дня эти слова обретают неожиданное звучание (добавим, что Газпромбанк находится в санкционном списке). Нарушающий привычную картину мира — или, как сказано в экспликации, «сюрреалистический» — принцип живописи Лейдермана продолжает концепцию проекта, основанного на обращении к символической логике тайных сообществ: изображение мира у художника строится в духе герметической поговорки obscurum per obscurius, ignotum per ignotius — «[объяснять] темное через еще более темное, неизвестное через еще более неизвестное».

Юрий Лейдерман. Репка и кашалот. 2013. Courtesy of ООО «Арт Финанс» / Газпромбанк.Юрий Лейдерман. Репка и кашалот. 2013. Courtesy of ООО «Арт Финанс» / Газпромбанк.© Colta.ru

Важное свойство экспозиции заключается еще и в том, что некоторые из выбранных куратором работ отделены не только от контекста, в котором были созданы, но и от родственных произведений, будь то части одной серии или проекта. Это справедливо по отношению как к графическому циклу Ивана Чуйкова (серия «Виды Москвы»), так и к проекту коллектива «Лаборатория городской фауны» (Анастасия Потемкина и Алексей Булдаков). Все становится на свои места, если сравнить такой подход с тем, с чем сталкиваются читатели, например, алхимических или гностических трактатов и даже сочинений отцов церкви. Символы, образы и отсылки к тем или иным предшествующим текстам и событиям тасуются там как карточная колода, которая при этом оказывается какой-то совсем уж безграничной. Выбирается только то, что требуется данному конкретному ходу мысли, каким бы извилистым он ни был, — прежние связи разрываются, создаются новые, чтобы потом опять подвергнуться очередному перераспределению.

Что касается «Лаборатории», то от их большого проекта «Экспансивные виды МЭЛЗ», ранее показанного в параллельной программе Архитектурной биеннале в Венеции в 2012 году (в полном объеме с ним можно ознакомиться здесь), остаются лишь две серии — найденные на электрозаводе схемы и серия рисунков Потемкиной на плитках. По всей видимости, они выбраны как наиболее эмблематичные и таким образом органичные в этом «розенкрейцерском» контексте, а все остальное (огромное фабричное окно, календари с котиками, папки с изысканиями «Лаборатории» и другие предметы) оказывается за пределами выставки. В результате говорить об «Экспансивных видах МЭЛЗ» как о чем-то цельном вряд ли получится. Надо заметить, что, например, оккультистские сочинения — взгляните на тексты авторов вроде Папюса или Станисласа де Гуйата — во многом состояли из осколков древних учений, сохранившихся фрагментов легенд и вообще обрывков (плюс всякие додумывания от себя и прочее литературное творчество). Проект «Лаборатории», конечно, не потерян, и остальные его части вполне доступны, но само его настроение (он строится по большей части на находках и остатках) позволяет выдергивать из него отдельные элементы, а прочее представить как бы несуществующим.

Лаборатория городской фауны. Фрагмент инсталляции «Экспансивные виды МЭЛЗ». 2012. Courtesy of ООО «Арт Финанс» / ГазпромбанкЛаборатория городской фауны. Фрагмент инсталляции «Экспансивные виды МЭЛЗ». 2012. Courtesy of ООО «Арт Финанс» / Газпромбанк© Colta.ru

Такое вычленение работ из контекстов довольно символично, если учесть историю этого собрания. С коллекцией все было не так просто, и основную роль сыграла ее связь с компанией «Газпром», хоть и не то чтобы совсем прямая. Два года назад открытию выставки в Вене, где были представлены работы из этой коллекции, предшествовал конфликт с Леонидом Тишковым, который потребовал убрать свою работу из экспозиции в знак протеста против ареста команды судна Arctic Sunrise (там были экологи из Greenpeace и фотокорреспондент Денис Синяков) за акцию на одной из газпромовских платформ в Баренцевом море. Выступление художника вызвало широкое обсуждение результатов такого демарша, а также правовых возможностей в подобной ситуации. С одной стороны, Тишков заявил: «Работы “Частная луна” без моего ведома были проданы из частного собрания в коллекцию Газпромбанка. Банк имеет полное право владеть ими, но публичный показ и воспроизведение работ с фотографией меня самого без моего разрешения невозможны». С другой стороны, и те, кто занимается коллекцией, и хорошо знакомые с юридической стороной дела комментаторы (например, владелец Viennafair Дмитрий Аксенов) утверждали, что «легальные вопросы с приобретением всех прав были решены». И, как теперь выясняется, в документах, связанных с дальнейшей судьбой работ, есть пункт о том, что художники не вправе запрещать владельцам показывать их и вмешиваться в процесс экспонирования. Выставка в итоге состоялась, но вот произведение Тишкова было решено снять с экспозиции. Впрочем, решение это принял не Газпромбанк, а принимающая сторона — Музей Альбертины по согласованию с владельцами. В связи с нынешней выставкой никаких открытых писем не было. Но любопытно именно это, осознанное или нет, сочетание опыта такого рода правовых коллизий с кураторской идеей выбрать довольно герметичную концепцию, из которой вытекают не только экспозиционное решение и список выставляемых проектов, но и выделение из них отдельных фрагментов.

На выставке можно найти также две картины и видео Виктора Алимпиева, в работах которого в свое время критик Валентин Дьяконов увидел отличительное свойство, похвальное, по его мнению, и свидетельствующее о специфическом радикализме: «В его видео есть сюжет — описать его невозможно. Его картины существуют как объекты в физическом пространстве — что они значат, непонятно. На Западе такая герметичность еще с послевоенных времен считается признаком высочайшего мастерства». Хоть мне и кажется такой вывод довольно спорным по отношению ко всему, сделанному Алимпиевым, но в некоторых работах эту предельную автономность, замкнутость на себе можно обнаружить — особенно в тех двух его картинах, которые оказались в коллекции Газпромбанка и показываются теперь в ГЦСИ. И они могут служить образным выражением сути данной выставки: нам известен сюжет, определивший то, как построена и из чего собрана выставка, но дальше этого, поскольку перед нами очень личная, а потому и не слишком проницаемая кураторская история, наложенная на обстоятельства, мы продвинуться не сможем — если, конечно, не решим, как продолжатели дела розенкрейцеров, погрузиться в эти символы, фрагменты и схемы отличным от принятого сегодня способом. Но я не думаю, что это возможно.

Виктор Алимпиев. Пять раз. 2012. Courtesy of ООО «Арт Финанс» / ГазпромбанкВиктор Алимпиев. Пять раз. 2012. Courtesy of ООО «Арт Финанс» / Газпромбанк

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244951
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246502
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413091
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419573
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423646
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428949
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429603