22 сентября 2016Кино
119

Что смотреть на «Послании к человеку»?

Лучший в мире док и не только — выбор COLTA.RU

текст: Алексей Артамонов, Василий Корецкий, Денис Рузаев, Максим Семенов, Наталья Серебрякова
4 из 9
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Тони Эрдман»
    Фестивальные хиты в программе «Кино сверхреальности»

    Специальная программа Андрея Плахова, укладывающая латиноамериканский магический реализм рядом с румынским натурализмом и «берлинской школой», конечно, имеет свое замысловатое теоретическое обоснование (впрочем, единственное, что действительно объединяет эти фильмы, так это то, что они являются репрезентацией реальности — как и практически все кино вообще). Но нам, простым зрителям, она интересна в первую очередь тем, что все здесь — сливки фестивального кино.

    «Тони Эрдман» Марен Аде — это очень странный и очаровательный, неотразимо неправильный трехчасовой фильм, который можно отнести к «берлинской школе» — в первую очередь, благодаря тому удивительному чувству паузы и микрожеста, которое развила в себе Марен Аде со времен своей чеховской мелодрамы «Страсть не знает преград». А кроме того, это еще действительно смешная комедия с переодеваниями, перевоплощениями, социальной карикатурой и одной из дичайших и комичнейших секс-сцен в кино.

    Кадр из фильма «Сьераневада»Кадр из фильма «Сьераневада»

    Еще более гомерическое зрелище — это «Сьераневада» Кристи Пую, потрясающе точный портрет постсоветского общества, которое совершенно одинаково везде — что в России, что в Румынии. Православие и ностальгия по «совку», диванная конспирология и социальная дезинтеграция — и, конечно, комические старики и старушки. А если конкретнее — большая семья собирается на поминки в тесной «трешке» и в ожидании приезда батюшки, который должен освятить пищу, ссорится вусмерть. Благо поводов для гражданской войны у нас всегда масса — от разницы политических взглядов между коммунистами и монархистами до банальной ревности и расхождений по поводу того, кто взорвал башни-близнецы. Такое кино должно было вырасти у нас на месте фильмов Крыжовникова!

    Кадр из фильма «Она»Кадр из фильма «Она»

    Совсем другого рода — «Она» Пола Верховена. Один из лучших его фильмов назывался «Плоть и кровь»; с плоти и крови начинается и новое кино 77-летнего голландца. То есть буквально — кровоподтек на упругой ляжке, багровая струйка на сдержанном лице Изабель Юппер. Мишель, ее героиню, только что изнасиловали. Как — Верховен тут же покажет во флэшбеке, чтобы затем эту мощную сцену с разными вариациями повторить еще несколько раз. Но поражает «Она» другим: изнасилование служит для этого бравурного, ернического фильма не центральным эпизодом, который бы сотрясал очень, невозможно герметичный мир Мишель, но точкой входа в этот мир как для автора, так и для зрителя. «Она» — не столько триллер (личность насильника раскроется уже минут через сорок), сколько роман воспитания. Методично выстроенный, непроницаемый — и не очень счастливый, судя по всему, — мир Мишель трансформируется не из-за самого акта вторжения другого (о насилии и о Другом Мишель может рассказать миру, пожалуй, больше, чем он ей самой), а из-за опыта отстранения, который она обретает в процессе. С отстранением приходит и ирония — и воспитательную, облагораживающую функцию несет здесь именно Она. Вот и открывающее фильм изнасилование, если присмотреться, показано глазами котика.

    Кадр из фильма «Бесконечная поэзия»Кадр из фильма «Бесконечная поэзия»

    Несколько особняком среди фильмов программы (а в ней еще плакатный соцреализм «Я, Дэниел Блейк» Кена Лоуча, «Персональный покупатель» Ассаяса, «Раненый ангел» Эмира Байгазина, «Выпускной» Кристиана Мунджиу и «Танна» Мартина Бутлера) стоит «Бесконечная поэзия» Ходоровски, вторая часть его автобиографической трилогии. Здесь юный Алехандро переезжает в Сантьяго, вырастает в кудрявого юношу, уходит из дома в арт-коммуну, с радостью убеждается в собственной гетеросексуальности, влюбляется в корпулентную валькирию-поэтессу и, наконец, покупает билет до Парижа.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20246171
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412758
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417513
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422710
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424376