22 сентября 2016Кино
119

Что смотреть на «Послании к человеку»?

Лучший в мире док и не только — выбор COLTA.RU

текст: Алексей Артамонов, Василий Корецкий, Денис Рузаев, Максим Семенов, Наталья Серебрякова
9 из 9
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Улыбка без кота: ретроспектива Криса Маркера

    Крис Маркер — человек-легенда. За 60 лет своей кинематографической и политической активности (вторая началась еще во французском Сопротивлении) он неоднократно объехал весь мир, следя своей камерой за творившейся историей. Он был одним из первых европейцев, отправившихся снимать коммунистический Китай. Он видел Советский Союз в 50-е («Письмо из Сибири») и видел первые годы после его распада. Он видел свободную Кубу и то, что с ней стало потом. Видел социалистическую Чили и помогал Патрисио Гусману с текстом и монтажом «Битвы за Чили» — главного кинодокумента борьбы безоружного народа против Пиночета, проигранной борьбы. Он был в Корее 50-х и снял там одну из самых известных своих фотосерий — «Кореянки». Не был во Вьетнаме, но монтировал коллективный киноманифест «Далеко от Вьетнама», в котором принимали участие Годар, Варда, Рене и другие; этот фильм до сих пор остается одним из лучших образцов политического кино, сам Маркер документировал для него штурм Пентагона демонстрантами. Он видел освобожденную Гвинею-Бисау и привез туда первые видеокамеры; ими в короткий период независимости было снято практически все революционное кино. Он видел 68-й и снимал, как на демонстрациях маоисты дерутся с коммунистами. Но еще раньше он был на заводах и помогал рабочим взяться за камеры — организовал группы «Искра» и «Медвед-кино». Создателю легендарного кинопоезда Александру Медведкину, другу, режиссеру, коммунисту, он, конечно, посвятил отдельную ленту «Гробница Александра» — одновременно критический анализ и погружение вглубь большевистской мечты под музыку Альфреда Шнитке. На показе этого фильма Николай Изволов, один из его героев, в начале 90-х работавший в Музее кино, поделится своими воспоминаниями о Маркере и его визите в Москву.

    Можно было бы сказать, что Маркер — один из самых известных документалистов, но это не будет целиком правдой. Во-первых, потому что у нас его все еще не знают, а если и знают — то в первую очередь как автора научно-фантастического фотофильма «Взлетная полоса». Хотя Россия всегда была для Маркера одним из главных источников вдохновения: например, другой его самый известный фильм — «Без солнца» — получил название в честь вокального цикла Мусоргского. Даже свою приемную дочь он назвал Марусей. А во-вторых, все работы Маркера являются литературой не в меньшей степени, чем кино. Это эссе, свободные и независимые, не подчиненные диктату объективности, а значит — художественные. В умении соединить проницательность взгляда с личной рефлексией, слово с изображением, политику с любовью сложно найти равных ему. Его фильмы — «исторические и политические, но снятые поэтом» (так Андре Базен писал про «Письмо из Сибири», последнюю увиденную им киноработу Маркера).

    Маркер предугадал многое из того, что стало сегодня нашей медиареальностью. Человек XXI века, он сделал для анализа событий века двадцатого больше, чем кто бы то ни было. Чего стоит только его трехчасовой историко-политический эпос «Цвет воздуха — красный» о взлете и падении революционного движения в 60—70-е — тот период, который он называл Третьей мировой войной. Всю свою жизнь Маркер исследовал парадоксы памяти, а главной проблемой считал возможность сосуществования различных концепций времени. Он — режиссер, лучше других знавший о той власти, которую имеют над нами образы.

    Последние три показа программы представит друг и соратник Криса Маркера Этьен Сандран, глава отдела медиаискусства Центра Помпиду, помогавший ему делать фильмы «Level 5» и «CD-ROM Immemory». Сандран расскажет о том, как работал кинематографист, который почти не давал интервью и вместо своих изображений отправлял журналистам фото своего кота.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20246171
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412758
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417513
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422710
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424376