8 февраля 2021Кино
228

«Белая дева» (1991): застольная пьеса с пушками и фейерверком

Параллельное кино и видео 90-х из архива Петра Поспелова. Часть 2

текст: Петр Поспелов
Detailed_pictureПерформанс «Кинг-Конг». 1989. Слева направо Борис Юхананов, Евгений Чорба, Петр Поспелов, Евгений Кондратьев, Юлия Кисина
Фото Игоря Алейникова
© Из архива Бориса Юхананова

Продолжаем цикл публикаций об уникальных видео- и киноматериалах, снятых Петром Поспеловым в начале 1990-х. Видео прилагается! Об обстоятельствах и истории создания каждого фильма рассказывает сам автор. В новом выпуске — хроника одного богемного застолья, превратившегося в перформанс.

«Белая дева» — пьеса, сочиненная мною на день рождения моей жены Лены. Гости пришли к нам домой на улицу Дружбы, уселись за стол и в какой-то момент получили листки с ролями пьесы, которую нужно было прочесть вслух. От обычных читок перформанс отличался тем, что полного текста пьесы не имел никто из читающих. Таков был мой принцип в те годы: никто из участников проекта не знает, в чем он принимает участие и что получится в результате. Это знает только режиссер.

Так и здесь: каждый видел только свою роль, но перед каждой репликой исполнителя была вписана реплика другого участника, непосредственно ей предшествующая. Таким образом, нужно было с особым вниманием следить за чтением, чтобы не пропустить чью-то фразу, после которой нужно говорить.

Интрига сохранялась до самого конца. Она была подкреплена еще и тем, что мы подгадали время начала чтения пьесы к ритуалу, творившемуся за окнами на пленэре. День рождения Лены 10 мая, но праздновали мы его 9-го. И я знал, что ровно в 22 часа на Воробьевых (тогда Ленинских) горах, куда выходят наши окна, начнется салют. За пару минут до салюта мы и начали читать пьесу. Пушки и фейерверк за окном — это и есть те огни, которые, согласно тексту пьесы, «мудрый Зазук зажег по всей левой стороне небосклона».

За праздничным столом собралась дружеская компания, сложившаяся естественным образом. Но, оглядываясь назад, я вижу, что это — собрание личностей, каждая из которых — не через одну, а буквально каждая — оказала на меня благое и сильное воздействие, которое продолжается и по сей день.

Вот они.

Игорь Алейников — изобретатель нашего параллельного кино. Интроверт. Визионер. Не знаю больше никого, в ком бы так сочетались пессимизм и чувство юмора.

Борис Юхананов — инициатор, прирожденный лидер. В каждом споре он возьмет ноту еще выше. Зная это, умеет слушать других.

Глеб Алейников — взрывной и эксцентричный по сравнению с братом. Семиотик. Переспорить невозможно.

Инна Колосова — двоюродная сестра братьев Алейниковых. Звезда декаданса, актриса. Позже вышла замуж за режиссера Александра Дулерайна.

Виктория Коршунова — в те годы — фольклорная певица. Теперь отвечает за всю современную музыку, руководя ансамблем. У нее есть дар — собрать отовсюду все лучшее и соединить в один узелочек.

Игорь Зубков — композитор, хитмейкер. Если бы не его левая рука и не его левая пятка в джазе, я никогда бы не узнал, что такое музыка.

Антон Батагов — композитор. Широкая, мощная и прямая дорога сквозь все богатство современной музыки.

Андрей Разин — композитор, импровизатор-виртуоз. В частности, автор песни «Смысл жизни» для параллельного фильма.

Екатерина Поспелова — любимая сестра. Музыкант и поэт.

Игорь Эбаноидзе — мой родственник, отец моей племянницы Лизаньки. Переводчик и издатель Ницше, поэт. Критиковал мою идеологию «удаления противоречий» (см. фильм «Добрый вечер»). Причем не так, а с философских высот.

Леонид Злотин (со спины) — мой редактор в трех газетах.

Святослав Райков (со спины) — мой двоюродный брат, гений во всех областях.

Елена Черемных — виновница события.

К фильму сделаны субтитры. Если они не пойдут по умолчанию, их можно включить кнопкой внизу кадра.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20249279
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202410890
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202416971
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202423287
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202427293
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202432623
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202431957