9 августа 2021Кино
151

Гид по MIEFF-2021

Эволюция киноглаз, 16-миллиметровые фильмы Натаниэля Дорски и новый Мэтью Барни

текст: Дарина Поликарпова
4 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Ночная лошадь»© MIEFF
    Image Forum: кураторская программа японского фестиваля экспериментального кино«Ночная лошадь» (2019), режиссер Ерун Ван дер Сток / «Чиё» (2019), режиссер Тиэми Симада / «Различие и повторение и кофе» (2020), режиссер Маса Кудо

    В этом году программа «Перекрестки» предлагает зрителям MIEFF встретиться с главными представителями японского киноавангарда последних лет. Событие тем более важное, что о японской экспериментальной традиции в России говорят непозволительно мало. Между тем программа не ностальгическая: кураторы фестиваля Image Forum убеждают, что на смену Тосио Мацумото, Такаси Ито и Сюдзи Тэраяме пришли новые, не менее интересные авторы. Фильмы как будто специально подобраны так, чтобы картографировать наиболее популярные направления экспериментального кино.

    «Ночная лошадь» единственного неяпонского режиссера программы Еруна Ван дер Стока изучает особенности устройства киноглаза. Ван дер Сток монтирует found footage камер видеонаблюдения и тепловизоров; эти изображения не соответствуют норме человеческого взгляда и потому очуждают каждый объект, попавший в поле зрения камер. Центральный образ фильма — лошадь, превратившаяся в пучок теплового излучения, едва-едва напоминающий контурами предкамерного референта.

    Тиэми Симада в фильме «Чиё» предпочитает личную интонацию: экспериментальное кино может не только препарировать инструмент съемки, но и иначе увидеть любимого человека. Симада, как и двумя десятилетиями раньше Наоми Кавасэ, в качестве объекта наблюдения/прикосновения выбирает родную бабушку. Точнее, ее тактильный образ — морщинки на коже, похожие на шкурку пожухлых яблок или «сыпь», появляющуюся на старой кинопленке.

    Третье направление, отчего-то скудно представленное в этот раз в программе MIEFF, — экспериментальная анимация. «Различие и повторение и кофе» Масы Кудо — пятиминутный пробег нарисованных кадров, создающий иллюзию панорамирования. Несуществующая камера расположена в центре маленькой кофейни и совершает одно и то же круговое движение (повторение), с каждым оборотом добавляя в размеренную жизнь ее обитателей несколько новых деталей (различие). Претенциозность отсылки к тексту Делеза тонет в теплоте сценок, уют которых притягивает: хочется оставить плоть и кровь собственного тела и побыть карандашным наброском.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249354
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415994
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420320
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425555
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426895