В этом году программа «Перекрестки» предлагает зрителям MIEFF встретиться с главными представителями японского киноавангарда последних лет. Событие тем более важное, что о японской экспериментальной традиции в России говорят непозволительно мало. Между тем программа не ностальгическая: кураторы фестиваля Image Forum убеждают, что на смену Тосио Мацумото, Такаси Ито и Сюдзи Тэраяме пришли новые, не менее интересные авторы. Фильмы как будто специально подобраны так, чтобы картографировать наиболее популярные направления экспериментального кино.
«Ночная лошадь» единственного неяпонского режиссера программы Еруна Ван дер Стока изучает особенности устройства киноглаза. Ван дер Сток монтирует found footage камер видеонаблюдения и тепловизоров; эти изображения не соответствуют норме человеческого взгляда и потому очуждают каждый объект, попавший в поле зрения камер. Центральный образ фильма — лошадь, превратившаяся в пучок теплового излучения, едва-едва напоминающий контурами предкамерного референта.
Тиэми Симада в фильме «Чиё» предпочитает личную интонацию: экспериментальное кино может не только препарировать инструмент съемки, но и иначе увидеть любимого человека. Симада, как и двумя десятилетиями раньше Наоми Кавасэ, в качестве объекта наблюдения/прикосновения выбирает родную бабушку. Точнее, ее тактильный образ — морщинки на коже, похожие на шкурку пожухлых яблок или «сыпь», появляющуюся на старой кинопленке.
Третье направление, отчего-то скудно представленное в этот раз в программе MIEFF, — экспериментальная анимация. «Различие и повторение и кофе» Масы Кудо — пятиминутный пробег нарисованных кадров, создающий иллюзию панорамирования. Несуществующая камера расположена в центре маленькой кофейни и совершает одно и то же круговое движение (повторение), с каждым оборотом добавляя в размеренную жизнь ее обитателей несколько новых деталей (различие). Претенциозность отсылки к тексту Делеза тонет в теплоте сценок, уют которых притягивает: хочется оставить плоть и кровь собственного тела и побыть карандашным наброском.