9 августа 2021Кино
152

Гид по MIEFF-2021

Эволюция киноглаз, 16-миллиметровые фильмы Натаниэля Дорски и новый Мэтью Барни

текст: Дарина Поликарпова
5 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Письма о конце света»© MIEFF
    «Письма о конце света» (2021) / «Неудавшаяся пустота. Время» (2021)Режиссер Дина Караман / Режиссер Мика Таанила

    Кажется, ни одна фестивальная программа 2020-х не сможет обойтись без рефлексий о пандемии — не обязательно как о событии социальном и политическом. Напротив, в чести более интимные повествования. «Письма о конце света» Дины Караман работают с карантинным локдауном как пространственным явлением: когда область, открытая взгляду, внезапно сузилась до рамы домашнего окна. К тягучим кадрам нецентральных петербургских улиц прикладываются данные того органа чувств, которому оказалось по силам преодолевать ограниченное пространство, — уха. Караман собирает со всего мира рассказы о приватных грезах и сновидениях, не вмешиваясь в аутентичность звучащих голосов и уличных шумов. В теории кино не раз отмечалось, что слышимое, в отличие от видимого, лишено пространственной определенности: у него нет подобия «кадра», опирающегося на замкнутые границы. Вряд ли когда-либо еще наше восприятие пространства так сильно напоминало кинематографическое. Неподвижная точка взгляда и охота за звуками, дающими надежду: где-то там, за пределами видимого, что-то дышит, живет, становится.

    Фильм Мики Таанилы — частого гостя российских экспериментальных фестивалей — тоже резонирует с превращениями пандемической чувственности, но работает со временем, а не с пространством. «Неудавшаяся пустота. Время» точно нуждается в герметичности кинозала: бóльшую часть хронометража зритель поглощен черным/белым экраном. По замыслу Таанилы, эти условия должны спровоцировать переживание темпоральности, где ничего не происходит, где всякое движение лишено прогресса и цели, а привычные маркеры временного течения (вроде шкалы или секундомера) ничего не значат. Многие мечтали о таком времени — «открытом поле», освобождающем, вырывающем из убогой одномерности последовательных шагов, — но его же, ощутив, испугались сильнее замкнутой комнаты.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249357
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415996
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425557
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426897