8 августа 2014Кино
204

Говорит государство

Козни Вашингтона, русские сироты и низкопоклонство перед Западом: шесть актуальных фильмов сталинского малокартинья

текст: Максим Семенов
7 из 7
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    За антисоветскую Украину«Об этом нельзя забывать» (Леонид Луков, 1954 г.)

    Западная Украина. Простые советские граждане поют от счастья на улицах Львова. Но среди них затесались враги. Их цель — уничтожить писателя-коммуниста Гармаша, который в своей последней книге разоблачает разжигателей войны. Одновременно шпионы распространяют среди студентов местного вуза книги историка Грушевского и крадут комсомольские билеты.

    Жанр этого фильма очень сложно определить. Перед нами этакий гезамткунстверк, тотальная инсталляция с музыкой и прибаутками. Начинается он как мюзикл, потом вдруг оказывается политическим детективом, но уже сцену спустя последовательно становится комедией, мелодрамой и производственным фильмом. Большую часть экранного времени мы наблюдаем за жизнью писателя Гармаша и его жены. Они ходят на дни рождения, шутят с домработницей и ведут благополучную советскую жизнь, однако что-то всегда не так. Вроде бы есть и дом, и личный шофер, а счастья все равно нет. Однако мы не в фильме Антониони, в советском кино у этого смутного беспокойства есть вполне понятная причина — всюду враги. Именно враги отравляют быт советских граждан, не дают им слиться в веселом хоре с остальным народом. Но советские граждане помнят о врагах. В любую минуту они готовы дать отпор. Вот молодой поэт (под влиянием шпионов) пишет стихотворение о любви к Украине и ее истории. И все вокруг пугаются и бледнеют. «А где же здесь Пушкин? Где Белинский? Где Москва — важнейший город украинской истории?» — кричит писатель Гармаш.

    В «Об этом нельзя забывать» большой стиль достигает своего апогея. Всюду висят портреты вождя, но Сталин уже умер, и нужно всего несколько лет, чтобы на смену поющим передовицам газеты «Правда» вновь пришли живые люди, возвращая советскому кино подзабытое человеческое измерение.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241455
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249491
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416186
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420434
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425685
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427033