Западная Украина. Простые советские граждане поют от счастья на улицах Львова. Но среди них затесались враги. Их цель — уничтожить писателя-коммуниста Гармаша, который в своей последней книге разоблачает разжигателей войны. Одновременно шпионы распространяют среди студентов местного вуза книги историка Грушевского и крадут комсомольские билеты.
Жанр этого фильма очень сложно определить. Перед нами этакий гезамткунстверк, тотальная инсталляция с музыкой и прибаутками. Начинается он как мюзикл, потом вдруг оказывается политическим детективом, но уже сцену спустя последовательно становится комедией, мелодрамой и производственным фильмом. Большую часть экранного времени мы наблюдаем за жизнью писателя Гармаша и его жены. Они ходят на дни рождения, шутят с домработницей и ведут благополучную советскую жизнь, однако что-то всегда не так. Вроде бы есть и дом, и личный шофер, а счастья все равно нет. Однако мы не в фильме Антониони, в советском кино у этого смутного беспокойства есть вполне понятная причина — всюду враги. Именно враги отравляют быт советских граждан, не дают им слиться в веселом хоре с остальным народом. Но советские граждане помнят о врагах. В любую минуту они готовы дать отпор. Вот молодой поэт (под влиянием шпионов) пишет стихотворение о любви к Украине и ее истории. И все вокруг пугаются и бледнеют. «А где же здесь Пушкин? Где Белинский? Где Москва — важнейший город украинской истории?» — кричит писатель Гармаш.
В «Об этом нельзя забывать» большой стиль достигает своего апогея. Всюду висят портреты вождя, но Сталин уже умер, и нужно всего несколько лет, чтобы на смену поющим передовицам газеты «Правда» вновь пришли живые люди, возвращая советскому кино подзабытое человеческое измерение.