24 ноября 2015Кино
113

Les Dostoïevskis

Ретроспектива Пьера Леона на Новой сцене Александринки

текст: Инна Кушнарева
3 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Октябрь»(2006)

    «Октябрь» находится на стыке фикшн и нонфикшн. Это и документальный видеодневник с точной временной привязкой — октябрь 2004 года, и история о том, как три француза познакомились в поезде Варшава — Москва. Манера съемки настолько документальная, что не сразу понимаешь, что это не Пьер и Владимир Леоны, а Бенуа Барном, музыкант, и Жером Мартен, работающий в нефтяном бизнесе. Анекдот понравился бы Жан-Клоду Бьетту: трое французов встречаются в купе поезда, у двоих с собой роман «Идиот» в разных переводах, а третий — его любитель и знаток. Завязывается оживленное обсуждение романа, все трое с нетерпением ждут приезда в Москву, грядущих приключений. Но самое интересное происходит в поезде, а в Москве не происходит ничего. Вместо улиц — тесные гостиничные номера, кажется, еще более неуютные, чем купе поезда, и виды из окна на крыши. В финале возникает щемящее чувство чего-то, что могло быть, но так и не свершилось.

    «Октябрь» был подготовкой к «Идиоту». Лейтмотивом фильма служит пассаж из четвертой части романа, в котором Достоевский рассуждает о том, что делать писателю с ординарными героями. Два раза этот пассаж звучит вслух по-французски, и персонажи как будто примеряют его на себя. Третий раз его читает по-русски Наум Клейман, и это как будто становится кульминацией фильма, тем, за чем, собственно, и приехал в Москву герой Леона. Читка — еще один способ дистанцироваться от материала. Она отсылает к идее бесконечного приближения к тексту, репетиций, представленных вместо готового спектакля.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244852
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246413
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413007
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419500
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423578
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428886
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429540