24 ноября 2015Кино
113

Les Dostoïevskis

Ретроспектива Пьера Леона на Новой сцене Александринки

текст: Инна Кушнарева
5 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Два Реми, два»(2015)

    У главного героя фильма Реми (Паскаль Серво) не клеятся отношения с окружающими. Как в «Служебном романе»: «Какой Новосельцев? — Да никакой. Вялый, безынициативный». С коллегами Реми не общается, выпивать после работы не ходит. Работает (в пародийной конторе, занимающейся продажей товаров для кошек Chat va bien) вроде бы и неплохо, но без огонька. В отличие от всех остальных персонажей, он не любит разговаривать; он любит ходить по городу, как персонажи «Селин и Жюли» или «Северного моста» Риветта. У Реми роман с Дельфиной (Люна Пиколи-Трюффо), дочерью патрона (Бернар Эйзеншиц), но отцу не по душе идея этого союза. Дельфина же шутит, что не хочет становиться мадам Пардон. Пардон — фамилия Реми. Игры с фамилиями Пьер Леон позаимствовал у Жан-Клода Бьетта. В фильме, например, есть комический эпизод, в котором Реми чуть не сбивает велосипедист, прокричав ему: «Мерси!» На что тот вынужден ответить: «Пардон!» — как будто представляясь. Персонаж по имени Флора Мерси есть в «Комплексе Тулона» Бьетта.

    Реми живет с братом (Серж Бозон). Соперничества между ними нет. Но у Реми есть двойник. Перед его появлением с Реми заговаривает незнакомец, которого играет Лоран Лакотт, и по его репликам можно догадаться, что это князь Мышкин, становящийся проводником в мир «Двойника» Достоевского. Двойник не скрывается, запросто заваливается сначала к Реми домой, потом на работу. И окружающие воспринимают его как нечто само собой разумеющееся. Как и положено двойнику, Реми-2 легко вписывается в маленькое общество (и обворовывает свой оригинал в прямом и метафорическом смысле), а Реми-1 реагирует на происходящее по-детски и плачет на плече у матери (Жаки Райналь).

    Но Реми все-таки приходится вступить в схватку с двойником. Леон выстраивает фантазматическую сцену поединка, начинающуюся как танец, в волшебном ночном освещении, напоминающем фильмы Жака Турнера или «Дуэль» все того же Риветта. Двойник и субъективен, и объективен. Он — порождение кошмаров Реми, чувства исключенности, ощущения того, что он не совпадает с самим собой и не живет, а существует на птичьих правах рядом с настоящей жизнью. Но в финале двойник не рассеивается, а сбегает, уходя быстрым шагом по ночным улицам Парижа.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244850
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246411
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413005
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419499
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423577
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428885
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429539