24 ноября 2015Кино
113

Les Dostoïevskis

Ретроспектива Пьера Леона на Новой сцене Александринки

текст: Инна Кушнарева
6 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Комплекс Тулона»(1996)

    Постскриптумом к ретроспективе фильмов Пьера Леона станет показ фильма его друга и учителя Жан-Клода Бьетта «Комплекс Тулона». В этом фильм Леон сыграл одну из своих первых ролей. В забавной сцене, пародирующей синефилию, он изображает одного из аудиофилов, обсуждающих прославленных дирижеров так же придирчиво, как синефилы обсуждают своих кумиров-режиссеров. «Комплекс Тулона» может послужить комментарием к «Два Реми, два». К фильму Бьетта отсылает множество мелких деталей: кошка на титрах, реплика незнакомца на площади («князя Мышкина») о том, что вещь нужно отдать тому, кто в ней больше всего нуждается, намек на маоистское прошлое начальника Реми, в роли которого снялся Жан-Кристоф Буве, фамилия Мерси. И двойники в «Комплексе Тулона» тоже есть: два театра, два режиссера, герой с двойной биографией (и даже не один)…

    «Комплекс Тулона» представляет собой характерную для Бьетта историю о призвании. Поначалу все вращается вокруг взаимной антипатии двух братьев: Криса (Жан-Кристоф Буве), бывшего маоиста и продюсера рок-группы, и Фреди (Жан-Фредерик Дюкасс), работающего в издательстве. Но по ходу этого полностью импровизированного фильма, сочинявшегося на ходу и снимавшегося по мере возникновения технических возможностей, намечается другая антитеза: не между Крисом и Фреди, а между Крисом и Шарлем Тулоном. В эпоху 1968 года Тулон (в его роли — Ховард Вернон, много снимавшийся у Хесуса Франко, а также в «Молчании моря» Мельвиля и в «Эмпедокле» Штрауба и Юйе) был психоаналитиком и известным интеллектуалом. Он придумал понятие «демократический комплекс»: во время любых публичных дебатов среди спорящих рано или поздно выделяется одна харизматическая фигура, которая претендует на то, чтобы говорить от лица истины и объективности, но на самом деле говорит только о себе. После этого Шарль Тулон резко изменил свою жизнь и ушел в театр, порвав с интеллектуальным миром. Фреди хочет написать его биографию, но Тулон отказывается говорить о своем прошлом. Он погружен в мир театра слова: мечтает, чтобы спектакли во Франции шли на языке оригинала, декламирует «Гамлета» по-английски и Кальдерона по-испански. Но хотя Тулон — легендарный персонаж, зрителей на его спектаклях немного.

    Крис, в свою очередь, не любит ни классический театр (он брал уроки драматического искусства и зло пародирует классический diction), ни классическую музыку. Он откликается на объявление о наборе актеров только затем, чтобы подзаработать. Но в итоге становится участником проекта режиссера-авангардиста по имени Франсуа-Шарль Мань. (Эту роль играет Филипп Шемен, друг и соратник Роберта Уилсона, и в фильм включены отрывки из реальных спектаклей Шемена.) Тут мы снова сталкиваемся с любимыми Бьеттом каламбурами: если Крис называет Шарля Тулона на английский манер Charles Too Long, то в имени второго режиссера зашифрован Карл Великий — Charlemagne, так что они — в некотором роде двойники. Мань исповедует бессловесный театр жестов и звуков, театр как машину, в которой актер — всего лишь мелкий винтик. И Крис, скептик и негативист, приживается именно в таком театре.

    В ключевой сцене «Комплекса Тулона» Крис и Шарль Тулон оказываются спиной друг к другу на скамейке на улице. Теперь уже Крис декламирует вслух, но не классический текст, а английскую газету. Он узнает Тулона, они обмениваются парой фраз. Для Криса это поворотный момент — он тоже меняет свою жизнь, бросает театр и, воспользовавшись случайной возможностью, уезжает в Лондон работать сомелье. Но театр тотален: дегустация вина выглядит как камерный спектакль, а ее заказчиком и зрителем оказывается поклонница театра Шарля Тулона.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244852
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246413
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413007
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419500
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423578
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428886
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429540