Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241397Дети в трудной жизненной ситуации и чтение — чаще всего мы представляем себе абсолютно не читающего ребенка. Либо он просто не способен читать, либо у него нет такой возможности (нет книг, образ жизни совершенно не предполагает чтения).
У благотворительного фонда «Культура детства» и детского книжного автобуса «Бампер» есть программа поддержки детей в трудной жизненной ситуации — это поездки в детские дома и приюты: сотрудники «Бампера» читают с ребятами книги. Благодаря спонсорской помощи самых разных людей — обычно это просто покупатели, которые, оплачивая книги для себя, покупают еще одну и оставляют ее в коробке с книгами, предназначенными для детей из детских домов и приютов, — могут подарить книги ребятам. Судьба этих книг в разных учреждениях складывается по-разному. Все зависит от взрослых, работающих с детьми. Чаще всего книги «куда-то пропадают». Книга, как и многое другое, подаренное ребенку из детского дома, никогда не станет ЕГО, ребеночьей. Потому что главное, что отнимает детский дом, — это ощущение дома. Собственного угла. Приватной, личной жизни. А чтение — это ее часть.
Но бывают и исключения. Есть в Подмосковье приют. С очень говорящим названием, которое я тут упоминать не стану. По этическим причинам я также скрою имена ребят, давших мне интервью. Но слова — их. Мысли и чувства, вызванные чтением, — свидетельства того, что для них приют стал вторым домом. Местом, где их уважают, поддерживают.
Небольшое объяснение: в детский дом попадают дети, оставшиеся без попечения родителей — сироты или изъятые у родителей, лишенных родительских прав. Приют — это помощь тем, у кого есть сложности в семье. Но прав родительских маму и папу пока не лишили. Бывают случаи, когда родители сами пишут заявление на помещение ребенка в приют. Бывает так, что подростки предпочитают оставаться в приюте (пишут об этом заявление сами) даже тогда, когда они могли бы вернуться домой. И чем больше появится таких мест помощи и поддержки семей и детей, тем меньше будет в нашей жизни сирот — людей, для которых нет дома, угла. Нет веры этому миру и этому обществу.
Предыстория. Месяц назад в приют приезжал «Бампер». Его пригласили сотрудники приюта. Ребята читали книжки в «Бампере». Получили книги в подарок. И Ольга — сотрудник «Бампера» — договорилась о встрече через месяц: было очень интересно узнать, какие книги будут прочитаны и что о них скажут ребята.
Я поехала вместе с Олей на эту встречу и попросила дать мне интервью. Согласились четверо подростков, с которыми я говорила о том, почему взрослым так важно, чтобы дети читали, и почему они сами читают.
Похожа ли литература на жизнь? Какие книги читать интереснее? Есть ли другие увлечения — кино, музыка? У кого можно узнать про интересную книгу?
В их ответах — удивительная правда и о чтении, и о том, как в нем отражается наша жизнь.
— Почему взрослые считают, что детям важно читать?
— Чтобы развивались, может быть. Поэтому маленьких детей заставляют читать-читать-читать.
Если я буду больше читать, то я знать буду больше. Развиваться лучше. Буду писать лучше. Без ошибок. Я буду знать, как правильно пишутся слова.
— Может быть, тогда не важно, что читать?
— Нет, это не так. Кому-нибудь нравится эта книга, а мне нет — я ее совсем не запомню.
— Читаешь и думаешь о том, что будешь хорошо говорить, писать и думать?
— Когда я читала «Чудаки и зануды» (повесть Ульфа Старка, вышедшая в издательстве «Самокат». — Ред.), я думала… О Симоне думала: мне было немножко жалко Симону. Когда она с мальчиком подружилась (который в одном классе с ней учился, я не помню, как его зовут). А потом она в него влюбилась и не знала, что сделать. Жалко было.
Мне кажется, я не думаю о себе, когда читаю. Я думала о Симоне. Мне было ее жалко: и класс новый, и мальчиком назвали, и собака потерялась. А еще она переехала — друзей потеряла.
Бывают такие ситуации, когда все в один раз накипит — и будет все равно на все. И можно сказать, что я в этом видела себя.
Взрослые по-другому размышляют. Им важно, чтобы я вычитывала идею — правильную мысль, училась. Чтобы понимала, как поступать правильно. И мы читаем не так. Мы совсем другие. А взрослые часто нам говорят: вот мы были такими. Они в другое время жили. А мы сейчас живем в свое.
Я больше люблю современную литературу. Я бы не стала читать литературу XIX века. В школе мы что только не читаем! Но мне не нравится то, что мы читаем в школе. Это не мое. Не люблю. Мне нравятся герои, которые похожи на меня.
Когда я читаю, я отдыхаю. Особенно после учебы. Ложишься и читаешь.
Я такой человек, что если что-то со мной произошло, то мне важно поделиться. Не могу в себе держать. И про интересную книжку обязательно хочется рассказать. Про «Чудаков и зануд» я рассказала своей подруге в школе, и она ищет эту книгу, чтобы купить.
И для меня эта книга первая любимая. До этого я не любила читать.
После этой книги мне захотелось читать. А то, что раньше заставляли читать, типа «Капитанской дочки», «Недоросля», «Горя от ума» — не могу такое читать. Несовременное мне не нравится.
Теперь я буду спрашивать у подруги про новые книги: она любит читать. И читает современные книги. Вот у нее я спрашиваю, и она мне рекомендует.
Читать нужно, чтобы развивать свой ум, чтобы узнать больше о том, что есть на Земле. Больше знаний получить от этих книг. Узнать какой-то другой мир, который еще есть.
Когда читаешь, проще понять, можно много чего узнать.
Мне кажется, что читать хорошо и полезно. Если я буду сидеть в телефоне, телевизор смотреть, то у меня не будет возможности что-то об окружающем меня мире узнать. Но можно и на улицу пойти — это тоже хорошо.
Например, в классе. Все читают книги, а я не читаю. И что у меня с ними будет общего? А если никто не читает, то нужно им посоветовать, чтобы они что-то прочитали. Чтобы читали в свободное время, а потом пошли погулять с друзьями и обсудили эту книжку. И что-то еще.
Можно книжку посоветовать. Можно сказать, что вот эта книга плохая.
Например, человек — писатель — он может написать о своей жизни, но заменить имена. Но ты все равно узнаешь об этом человеке больше.
Когда читаешь, можешь узнать ситуации, как у тебя в жизни. И то, что написано на бумаге, ты можешь сделать вживую.
Книга может помочь в жизни. А фильмов очень мало таких, чтобы они помогали. У нас есть фильмотерапия. И мы обсуждали, что фильмов, которые могут помочь, очень мало.
«Время всегда хорошее» (книга Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, вышедшая в издательстве «Время». — Ред.) — это как раз такая книга.
В ней меня многое удивило. Сначала было совсем непонятно: почему именно время всегда хорошее? Поняла только в самом конце. А понравилось очень, как на пионерском собрании Оля (героиня книги) так смело выступила против. Она просто не понимала, что происходит. А еще самое странное в этой книжке, что герои всерьез обсуждают на собрании, что Бога нет. Теперь же все знают, что есть.
Когда я была маленькая, у меня была такая мысль, что я буду писать каждый день, что со мной произошло. А когда вырасту, то сделаю из этого книжку.
Чтобы выбрать новую книжку для чтения, можно спросить у подружки. Больше всего мне мама советует. Ну и учителя — сейчас мы в классе читаем «Капитанскую дочку». Это очень хорошая книга. Называется «Капитанская дочка», а речь идет совсем о другом. Читая ее, можно и о себе узнать. И о прошлом. И о своем будущем.
У меня есть любимая книжка «Маруся». Мифическая книга. Марусе 14 лет. Она жила у бабушки в Сочи. И теперь она приезжает в Москву. А ее мама работала в химической лаборатории в тундре (она в камнях была закопана). В аэропорту Марусе подкинули маленькую ящерку — саламандру. В руках эта ящерка холодная. И Маруся узнает, что ящерка эта дала ей дар бессмертия. Она не может умереть. И там есть такой смешной случай: профессор, который ей рассказал о бессмертии, привел ее специально на какую-то базу, где летали какие-то болванки. И одна такая болванка пролетела сквозь Марусю — получилась дыра, но не было крови. А потом дыра затянулась. Так она узнала, что не может умереть.
Мне нравится сама суть. Это не волшебство. Я верю в это — все это где-то есть.
У меня есть книжка из этой же серии про Гитлера. Оказывается, у него тоже была такая же штучка. Только это был орел, который давал дар убеждения. И это на самом деле было. Эта книжка на реальных событиях.
Если плохо говоришь, плохо читаешь на уроках — тогда взрослые говорят, что нужно читать-читать-читать.
А я читаю для интереса. Взрослым надо, чтобы я хорошо говорил и писал, а я читаю, чтобы узнать что-нибудь, — читаю для себя.
Например, в энциклопедиях написано о том, чего я не знаю, поэтому я их читаю. Самая интересная была последняя — энциклопедия про технологию: там про «Титаник», про все такое — про первый самолет, про первый спутник. И читать интереснее: как устроено, где чего прикручено. Это интереснее, чем потрогать. Точные факты: кто изобрел, когда именно было сделано — все важно.
Художественная литература не очень интересна. Книги о жизни, истории про мальчиков и девочек мне не нравятся. Я люблю познавать мир без людей — техника, природа, животные. А переживания мне не очень интересны. Я чаще сам с собой. Я задумываюсь о будущем, но сейчас же этого в моей жизни нет.
Историческая литература мне интересна только тем, что и когда было изобретено. И человек мне интересен тем, что он изобрел.
Еще я хожу на разные кружки, смастерил на технологии себе меч. Рисую на студии, что зададут. Или рисую, что я вижу, если ничего не задали.
В подарок бы хотел энциклопедии про анатомию, про природу. Про животных. А в будущем я бы хотел стать ветеринаром.
Я люблю смотреть кино. Мультики. Мой любимый — «Гадкий я». Он мне понравился тем, что в первой части герой был злодей, а во второй части у него появилась семья. В первой части он много чего изобретал — всякие оружия. А во второй он завел семью, чтобы украсть секретное оружие. Потом он понял, что ему нужна семья. А дети попали в беду — и он спас их. Во второй части он стал пекарем. И он встретил агента Люси, и они поженились.
Мне кажется, что это важно, что он нашел семью.
Про книжки спрашиваю совета у мамы.
Чтобы мы развивались, чтобы развивался наш словарный запас. Мне, во-первых, это нравится. Во-вторых, развивается мой словарный запас: я не говорю два слова. Я могу поддержать беседу. Могу разговаривать с разными видами людей. И в русском языке это помогает очень.
Вообще, взрослым тоже важно, чтобы мне нравилось читать. Они хотят продвигать наше поколение вперед. Им важно, чтобы не было деградации.
Раньше мама мне покупала те книги, которые на первый взгляд мне не нравились. Но потом только уже нравились. Я любитель фантастики. А мама покупала классику — Вениамина Каверина. Но я потом как-то смирился.
А фантастику, интересные книги для себя я брал в библиотеке, у друзей.
Недавно прочитал книгу Грибоедова «Горе от ума» (нам задавали в школе) — и она мне очень понравилась. Потому что с тех времен ее герои не очень-то и изменились. Герои, которые там, есть и в нашей сегодняшней жизни. Тот же Чацкий. Сейчас их мало. А вот представителей дома Фамусова — у нас их много. Я себя приравниваю к Чацкому. И не побоюсь это сказать.
Таким людям, как Чацкий, нелегко по жизни. Но они нужны. Без них будет плохо. Чацкий хоть и не совсем, но смог Скалозуба на свою сторону поставить. Тот не очень умный был. Но он смог его переправить. Однако той же Софье он не смог мозги на место поставить. За три года отсутствия Чацкого она отвыкла от таких людей. И когда в доме появился Молчалин… А он ведь добивался титула у Фамусова. И одновременно пытался понравиться Софье, хотя сам ее не любил. И Чацкий, когда приехал в дом, ждал встречи с Софьей — любовью его детства. А тут — бац — и Молчалин. Он даже не знал, кто это.
Мне лично не нравятся такие люди, как Молчалин. И в Софье уже ничего поменять нельзя. Она уже сформировалась. Но в ней можно было бы что-то поменять, если бы у нее была мать. Она бы могла понимать «хороших» и «плохих» людей. Отличать таких, как Молчалин, которые прилизываются ко всем. У Чацкого есть фраза такая: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин «рад прислуживаться». И Скалозуб такой же. И мама, наверное, не дала бы ей быть с такими людьми.
Иногда литература помогает в жизни. То, что написано в книге про героя, сложилось примерно как и у тебя. И ты можешь либо взять пример с героя — как он поступил. Либо взять его как эталон. Для меня это главный герой из «Двух капитанов» Вениамина Каверина. «Бороться и искать, найти — и не сдаваться!»
Я читаю сейчас одновременно две книги. Начал читать «Пусть танцуют белые медведи» (Ульф Старк, издательство «Самокат». — Ред.) и еще книгу «Сталкер». И просто оторваться от нее не могу. Она — мой любимый жанр. И, наверное, я лучше сначала прочитаю ее, а потом другую — серьезную.
Любимые книги — «Белый Бим Черное ухо» и «Мухтар», Кир Булычев про Алису. Я много их прочитал.
Чтение для меня — это определенный вид отдыха. Полезного отдыха. Не за компьютером: сидеть пялиться и никакой полезной информации не получать. Телевизор я практически не смотрю. А кино люблю. Комедии и фэнтези.
Редакция благодарит Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» за поддержку при работе над этим материалом.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241397Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249475Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416155Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416863Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419569Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420424Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425480Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425670Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427021