25 декабря 2013Литература
118

Итоги года: литература

Елена Рыбакова вспоминает уходящий литературный год

текст: Елена Рыбакова
Detailed_picture© Colta.ru
Надежда Толоконникова

Два письма Надежды Толоконниковой из мордовской колонии (письмо первое, письмо второе), написанные и опубликованные этой осенью, принадлежат литературе в буквальном смысле. Дистанция между реальностью и называющим ее словом сведена в этих письмах к минимуму — именно такого прямого слова о сегодняшнем изо всех сил избегает современная русская проза. Наивно было бы утверждать, что после описания отмороженных рук и ног или тухлого картофеля из зэковского рациона писать так, как писали по-русски раньше, нельзя. Однако читать писателей-современников так, как читали до Толоконниковой, несомненно, больше нельзя — слова резонируют совсем по-другому, и их право звучать в изменившемся воздухе, их легитимность еще нужно доказывать.

Михаил Шишкин

Политические взгляды живущего в Швейцарии Михаила Шишкина до этого года никак не были конкретизированы и вполне укладывались в определение «порядочный человек». В феврале писатель заявил о нежелании ехать на Нью-Йоркскую книжную ярмарку в составе официальной российской делегации. «Мне, как русскому и гражданину России, стыдно за то, что происходит в моей стране. Участвуя в книжной ярмарке в составе официальной делегации и пользуясь преимуществом писателя, я взял бы на себя полномочия представителя государства, чью политику я считаю гибельной для России, представителя системы, которую я не приемлю. Страна, где власть захватил коррумпированный преступный режим, где государство представляет собой воровскую пирамиду, где выборы превратились в фарс, где суды служат власти, а не закону, где есть политические заключенные, где государственное телевидение занимается проституцией, где шайка узурпаторов принимает безумные законы, возвращающие народ в Средневековье, — такая страна не может быть моей Россией», — говорится в письме Шишкина в Роспечать. В писательской среде на это частное решение отреагировали неожиданно бурно. Признать за собратом по перу право на свободный выбор сложнее всего оказалось именно «порядочным людям», и вместо того, чтобы обсуждать, как оставаться писателем в стране, где существуют пытки и политзаключенные, российские литераторы предпочли обидеться на самого Шишкина — за то, что неправильно понимает свободу.

Классики

Поражающая мощь русской классики оказалась самым востребованным сюжетом года. Правда, никаких прорывов в изучении и издании литературы XIX века уходящий 2013-й не принес, зато наглядно продемонстрировал, что для показательной порки современников эта литература вполне сгодится. В январе общественное негодование обрушилось на сотрудников Российской академии образования, предложивших ввести в круг изучаемых в школе авторов Виктора Пелевина, Людмилу Улицкую, Асара Эппеля и Фазиля Искандера. За честь классиков позапрошлого столетия вступились «Единая Россия» и «Справедливая Россия», Минобрнауки спешно открестилось от крамольных методичек и вынуждено было давать объяснения. На фоне продолжавшейся весь год битвы за XIX век свежо прозвучала инициатива члена Общественной палаты Павла Пожигайло оградить молодежь от Салтыкова-Щедрина и Белинского, а самым вредным произведением русской литературы признать «Грозу» Островского — девушке эпохи триумфа духовных скреп положено делать жизнь с Татьяны Лариной, но никак не с Катерины Кабановой.

Трижды Евтушенко

В уходящем году восьмидесятилетний Евгений Евтушенко стал лауреатом премий «Поэт» и «Большая книга» (за вклад в литературу), но запомнился главным образом как герой телевизионных бесед с Соломоном Волковым. Ничего принципиально нового ни о самом Евтушенко, ни о вечном его антагонисте Бродском зрители этих бесед не узнали (не считать же, в самом деле, новостью запоздалые неподтвержденные воспоминания о том, как Бродский не хуже любого советского человека умел сводить счеты, а значит, его антисоветскость сильно преувеличена). Новостью, пусть и не слишком свежей, по-прежнему остается спрос на человека известного и небесталанного, ничуть не стыдящегося близко подходить к власти. Чтобы об этой роли напомнить, не пожалели ни премиальных, ни телевизионных денег, но старика, кажется, напрасно потревожили.

Премия «Различие»

Поэтическая премия «Различие» появилась в 2013 году по инициативе Игоря Гулина, Льва Оборина, Кирилла Корчагина и Дениса Ларионова, первым лауреатом стала Фаина Гримберг (за книгу «Четырехлистник для моего отца», НЛО, 2012 г.). Четверо молодых людей предлагают перечитать поэта, принадлежащего к совсем иному поэтическому поколению, нежели основатели премии. Как следует из статей и комментариев, сопровождавших присуждение, награждена Фаина Гримберг скорее за непринадлежность к числу авторов, чьи художественные решения определяются поколенческой, идеологической или какой угодно иной общностью. Одна из самых обнадеживающих литературных инициатив прошедшего года, имена создателей премии — лучшая гарантия того, что впереди у «Различия» осмысленная история. Хочется думать, что она окажется долгой.

Премия «НОС»

Премия «НОС» завершила первый сезон с новым составом жюри, по итогам прошлого года звание лауреата досталось Льву Рубинштейну за эссе и колонки, собранные в книгу «Знаки внимания» (Corpus, 2012 г.). Искренне неловко за победителя, чьей книге пришлось состязаться с «Юными годами медбрата Паровозова» (Алексей Моторов, Corpus, 2012 г.) — сочинением откровенно вторичным и попавшим в премиальные списки исключительно по недоразумению. Дело не только в одной неудачно выбранной книге, финальные дебаты «НОСа» в феврале 2013 года в целом оказались провальными. Новое жюри предпочло вести разговор о литературе на уровне обывательских реакций, а не филологической критики. «Это Овсянико-Куликовский какой-то», — воскликнул в разгар дебатов член жюри прошлого созыва Кирилл Кобрин, его раздраженная реплика и оказалась самым точным итогом первого года новой жизни «НОСа». На то, чтобы выйти из XIX столетия и освоить гуманитарную мысль XX и XXI веков, у членов жюри есть еще месяц — итоги 2013-го премия «НОС» будет подводить только в конце января.

Сто лет формализму

О гуманитарной науке XX века в августе говорили участники международного конгресса, созванного по случаю столетия русской формальной школы. Масштабным научным симпозиумом отмечен юбилей события, с которого, по формуле Томаса Манна, в новом столетии началось столь многое, что потом оно уже не переставало начинаться. В 1913 году на вечере в «Бродячей собаке» двадцатилетний Виктор Шкловский прочел доклад «Место футуризма в истории языка» — выпад недоучившегося студента против академиков положил начало разговору о литературе как литературе, без обязательных кивков в сторону идеологии и психологии. Вяч. Вс. Иванов, Юрий Цивьян, Михаил Ямпольский, Игорь П. Смирнов, Оге Ханзен-Лёве, Мариэтта Чудакова, Георгий Левинтон, Нина Брагинская, Михаил Мейлах, Ханс Гюнтер — под одной крышей в Москве такая компания собирается крайне редко. Спасибо Шкловскому.

Олимпийский огонь в Ясной Поляне

Сбылась мечта советских руководителей — одеть писателей в униформу, причем так, чтобы сами писатели чувствовали себя при этом облагодетельствованными. Осуществлению мечты поспособствовал советник президента Владимир Толстой, организовавший октябрьскую пробежку литераторов с олимпийским факелом по Ясной Поляне. Сюрреалистический забег хорошо вписался в общий сюжет заигрывания с классикой и нового ее присвоения через прямых наследников; второй акт этого спектакля, куда менее веселый, разыгрывали уже не на свежем воздухе, а в стенах Института дружбы народов в присутствии Владимира Путина, советских писателей-статистов и представителей литературных фамилий. Любопытный штрих к портрету писателя Водолазкина: до яснополянского пробега многим читателям романа «Лавр» хотелось думать, что его автор ценит себя несколько выше.

Несвятые прибыли

Бум душеспасительной литературы этого года, безусловно, связан с прошлогодним успехом книги Тихона Шевкунова. Непритязательные, бедные по мысли и языку, предлагающие нетрудную христианскую истину в легкой, почти развлекательной форме — бесконечные «Райские хутора» и «Ведра незабудок» наследуют «Несвятым святым» со школярской дотошностью. В спросе на подобную литературу издатели, видимо, уверены: «Ведро незабудок» — сборник рассказов публициста сайта Pravoslavie.ru вышел тиражом 30 тыс. экземпляров (для справки: тираж «Теллурии» Владимира Сорокина на 10 тыс. экземпляров меньше). Соперничество АСТ и «Эксмо» действительно осталось в прошлом, борьба за самого нетребовательного читателя сегодня идет между другими гигантами российского книжного рынка — издательством Сретенского монастыря и группой «Олма».

Наталья Горбаневская (26 мая 1936 г. — 29 ноября 2013 г.)

Поэт, правозащитница, переводчик. Собеседница Ахматовой, Бродского, Милоша, Гавела. Основатель, составитель, первый редактор, корректор и первопечатник «Хроники текущих событий». Человек, через одно — свое — рукопожатие связывавший нас с августовской демонстрацией 1968 года. Задолго до лавины некрологов Томас Венцлова написал о ней: «Единство поэзии и жизни имеет свою цену».

Это я не спасла ни Варшаву тогда и ни Прагу потом,
это я, это я, и вине моей нет искупленья,
будет наглухо заперт и проклят да будет мой дом,
дом зла, дом греха, дом обмана и дом преступленья.

И, прикована вечной незримою цепью к нему,
я усладу найду и отраду найду в этом страшном дому,
в закопченном углу, где темно, и пьяно́, и убого,
где живет мой народ без вины и без Господа Бога.

Изгнание гуманитариев

Наступление на гуманитарную науку и гуманитариев, начавшееся в прошлом году, продолжилось в 2013-м. После смены директоров лишились работы десятки сотрудников Российского института истории искусств и Российского института культурологии, сам РИК, как стало известно в конце года, скоро будет слит с Институтом природного и культурного наследия. Непредсказуема дальнейшая судьба гуманитарных институтов, функционирующих в системе РАН. Не лучшие времена переживает РГГУ, против сокращения бюджетных мест на филологических и философских факультетах ведут борьбу другие вузы. Упразднена Книжная палата, ведущий библиографический орган России. Под угрозой хранилище Российской государственной библиотеки, а значит, работа тысяч читателей, ежедневно приезжающих в РГБ, — из центра Москвы библиотеку активно выталкивают на окраину. Туманно будущее московского Музея Маяковского — научные сотрудники и экскурсоводы уволены, знаменитая экспозиция демонтирована, администрация музея откровенно демонстрирует нежелание ее восстанавливать. Впрочем, еще есть что разрушать, и из перспективы 2014 года все эти беды могут показаться несерьезными — как знать, каких новых жертв потребует триумфальное укрепление духовных скреп после Олимпиады?

Григорий Дашевский (25 февраля 1964 г. — 17 декабря 2013 г.)

Смерть, пришедшаяся на самый конец года, как всегда бывает с большими потрясениями, вернула событиям и именам их подлинный масштаб. Григорий Дашевский был поэтом, без которого не смогло бы состояться его поэтическое поколение, переводчиком, давшим русский голос Жирару и Ханне Арендт, литературным критиком, чьи тексты оправдывали существование этой профессии. Его поэтические сборники не выходили больше десяти лет, и сейчас, на пороге 2014-го, кажется, уже понятно, какая книга станет самой ожидаемой в новом году.

У МЕТРО

— Посмотри, не мелькнуло ли да
в как всегда опоздавших глазах?
— Нет, там карий закат, иногда
светло-карий же страх.

— Дай пройти ее тихим слезам,
фразам, паузам, пережидай,
как не тех, поднимавшихся там,
пропускал, пропускай.

— Но пока оно не раздалось
и пока я не встретился с ним,
от не тех, от молчанья, от слез
разве я отличим?

— Оттого-то с нее не своди,
словно с лестницы, пристальных глаз:
не блеснет ли оно посреди
снизу хлынувших нас?

— Ты как будто имеешь в виду,
что и клятва клянется придти
в сердце пообещавшей приду
около девяти.

— Для меня и для медлящих клятв
нету этого сердца милей:
так прилежнее, жалобней взгляд:
с ними свидимся с ней.

— Но привыкнув к навеки, к навек,
им и жизнь проволынить не жаль:
мил — не мил, что для них человек,
вздохи или печаль?

— Ждать и жить — это только предлог
для отвода неведомо чьих,
чтобы ты не спускать с нее мог
глаз невечных своих.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244926
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246481
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413070
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419556
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423632
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428934
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429589