Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244928Этот список не претендует на объективность. Он отражает исключительно симпатии его составителя. Вошедшие в него альбомы нельзя назвать определяющими законы жанра, а (не всех) их авторов — влиятельными или даже очень известными. Но их было приятно слушать в 2013-м, они не забудутся и в 2014-м и могут подойти даже для новогодней вечеринки.
Дебютный альбом молодого (несмотря на косматый облик) американца, похожего на родственника Егора Летова и Джерри Гарсии, очаровал в январе своими проникновенными оркестровками — и до сих пор не выветрился из памяти. Как выражаются в англоязычной прессе — «мгновенная классика».
Что получится, если положить бесстыжую откровенность барда-русофила Джона Гранта на физиологический саундпродакшн Бигги Вейра из исландской группы Gus Gus? Что-то вроде эксгибиционистских техно-романсов. Слезы на танцполе.
Сольный альбом грустных и остроумных песен от вокалиста группы The Beta Band, которые не потерялись бы в дискографии The Beta Band — и это лучший комплимент. Мизантропия еще никогда не звучала столь духоподъемно и привлекательно.
Супердискотека под руководством диджея Diplo, на которой инди-поп и регги встречаются с трэпом, Вайклиф Джин — с Бруно Марсом, а рэпер-гопник Тига — с интеллектуалом Дэвидом Лонгстретом из Dirty Projectors.
Превращение Снуп Дога в проповедника раста-культуры, вооруженного косяком размером с бейсбольную биту, кажется, не оценил никто, кроме отборочного комитета «Грэмми». Слишком серьезно отнеслись к тому, что Снуп решил спародировать Боба Марли. А ведь это просто очень смешная пластинка с великолепным поп-звуком — снова от диджея Diplo.
Два живых гиганта техно издали совместный альбом на знаменитом немецком техно-лейбле, выдав результат, которого от них можно было ожидать, — деликатно-монотонную музыку пограничных состояний между сном и бессонницей.
Один из забавнейших альбомов 2013-го, парад-алле циркового электрофанка с участием Дэймона Албарна, был записан бельгийцем Мартином Тирлинком (Martijn Teerlinck) — он же Коул Уильямс, он же The Child of Lov, он же Sun Patzer, который ушел из жизни 10 декабря 2013-го, не перенеся хирургической операции. Певцу было 26 лет. Дебютный сингл The Child of Lov по жестокой иронии судьбы назывался «Heal».
Нойз-поп групп с сан-францисского побережья The Oh Sees и Crocodiles наводит на мысль о том, что скрестить ужа с ежом — не такая уж безумная идея. В их случае уж — это Beach Boys, а еж — это My Bloody Valentine.
Лейбл «Мирумир» удивлял в 2013-м переизданием затерянных шедевров, которые в России не могли выйти десятилетиями, — «Банановых островов» Чернавского и Матецкого, «Автоматического комплекта» Чернавского, саундтреков к «Сталкеру» и «Солярису» Эдуарда Артемьева. Историческая справедливость восторжествовала.
Бывший главред журнала «ОМ», артист-трикстер провоцирует российскую общественность альбомом, записанным на сотню тысяч фунтов. Жаль, что общественность туговата на ухо и не может оценить, что Игорь Григорьев — это Die Antwoord российского разлива. Если по справедливости, то пара песен с «Корнукопии» должна бы войти в золотой запас репертуара российских свадебных ансамблей. Разумеется, с цыганами.
Самая неожиданная пластинка в русском мейнстриме — оказывается, что большой стиль советской эстрады 60-х и дух Эмиля Горовца могут жить в песне «Bowie».
Вы не поверите — певец Людвиг Персик (имя настоящее), наш человек в Бруклине и перспективный автор прилипчивой и незашоренной поп-психоделии, родился в СССР. Альбом Персику продюсировал фанк-интеллектуал Джейми Лиделл, у которого Людвиг играет в ансамбле. За этим парнем надо следить.
Маэстро Боуи в 2013-м, в котором его канонизировали музейными выставками и переизданиями, безупречно отработал предшествовавшую возвращению декаду молчания — концептуальным диссонантным альбомом и киношного качества видеоклипами, а также внезапным послесловием к «The Next Day» — жизнелюбивой мини-пластинкой, на которой вдоволь пошутил и порезвился.
Пластинку, которую я лично ждал в 2013-м от группы Daft Punk вместо летнего блокбастера, записал их соотечественник, электронщик Джексон Фурго (Jackson Fourgeaud): футуристический звук, мелодический романтизм и гротескный пафос. Все то, что привлекает в традициях французской электроники — от Жан-Мишеля Жарра и Фредерика Мерсье до M83 и Kavinsky. «Френч тач» XXI века.
«Endless Planets» — затягивающий и бездонный, как колодец, в который провалилась Алиса, — вышел в 2011-м, но о нем и его авторе, виртуозном джазовом пианисте и композиторе Остине Перальте, безвременно покинувшем этот мир в 22 года, я узнал только в 2013-м — из печальной статьи его друга и коллаборатора, дальнего родственника Джона Колтрейна, продюсера Flying Lotus, который считает, что Перальта мог бы стать новым Телониусом Монком. Увы, судьба распорядилась иначе.
Альбом Beyonce, свалившийся как снег на голову под конец года, — это что-то вроде отчетного декабрьского выпуска Vogue, полное собрание fashion- и музыкальных трендов под одной суперглянцевой обложкой. Безупречный большой американский поп-альбом. К тому же других видеоальбомов в этом году и не было.
2013-й был удачным годом для новой русской музыки. Любимые песни, которыми запомнился этот год, я объединил в одну предпраздничную компиляцию, составленную по тем же правилам, по которым раньше писали для друзей сборники на кассеты. Даже обложку рисовал сам. С этого релиза начнется забег нового лейбла «Темные лошадки», посвященного русской инди-музыке, — хочется верить, на долгую дистанцию.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244928Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246484Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413073Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419557Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420225Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422874Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423633Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428805Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428936Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429590