Из ХХ века с любовью

Томас Манн на велосипеде, с Эйнштейном и за граммофоном. Выставка редких фотографий

текст: Ольга Мамаева
Detailed_pictureТомас Манн на вилле Мондадори, Мейна, Италия, 1953© AFP / East News

В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке открылась выставка «Томас Манн. Жизнь писателя в фотографиях», посвященная жизни и творчеству одного из самых прославленных немцев XX века. Рассказывает Ольга Мамаева.



Эта выставка официально закрывает Год немецкого языка и литературы в России и проходит как бы вдогонку к остальным проектам его культурной программы, однако заслуживает не меньшего внимания, чем многие другие. 60 уникальных снимков из швейцарского архива Томаса Манна впервые выставляются в России. Наследие великого немца, которому 6 июня исполняется 140 лет, хранится в Цюрихе и включает внушительную коллекцию фотографий — порядка 5500 оригинальных снимков. Самые важные из них представлены на московской выставке, которую швейцарцы подготовили вместе с московским Гете-институтом.

Биография Манна — история ХХ века в непривычном для нас, человеческом измерении. Крах Германской империи, уничтожение старого уклада жизни, две мировые войны, трагедия немецкой интеллигенции, разделение страны, холодная война — все это нашло отражение в семейном альбоме и официальной хронике, равно представленных на выставке. Экспозиция поделена на пять условных тематических блоков: детские годы Манна в Любеке, мюнхенский период — начало литературной деятельности и женитьба на Кате Прингсгейм, швейцарская эмиграция, переезд в США и возвращение в Швейцарию, где писатель провел последние годы жизни.

Я почти ни шагу не делал пешком и даже в проливной день, надев пелерину из грубого сукна и калоши, по всем своим делам ездил на этом драндулете.

И хотя рассказ о жизни писателя Манна, дополняемый его дневниковыми записями и биографическими отступлениями, занимает ничуть не меньше места, чем хроника частной жизни, важнее всего здесь Манн как человек. Сын, муж, отец, друг. Вот они с братом Генрихом путешествуют по Италии; именно в это время Томас начинает работу над своей главной книгой — романом «Будденброки». А через сорок лет Манн, уже нобелевский лауреат, будет встречать его в аэропорту Нью-Йорка, куда Генрих эмигрирует после оккупации Франции гитлеровскими войсками. Рядом воспоминание об еще одном путешествии: Томас и Катя в Египте и Палестине, откуда Манн привез черновики своей знаменитой тетралогии «Иосиф и его братья». Дальше — семейный портрет: Томас, Катя и трое старших детей на идиллическом фоне летнего Бад-Тёльца, в их любимом загородном доме. Следующий снимок сделан уже в мюнхенском особняке, где семья жила с 1914 по 1933 год. Дома вообще занимают особое место в жизни Манна: за свою жизнь он сменил их больше десятка, почти все они запечатлены в семейной хронике. Есть среди них самый важный. Это, конечно, вотчина его деда в Любеке, позже описанная двадцатипятилетним Томасом в «Будденброках». Богатые бюргерские интерьеры с тяжелой мебелью и запахом старины время от времени будут проскальзывать, хотя и легкой тенью, едва ли не на каждом домашнем снимке Маннов. Вот отец семейства в своем рабочем кабинете делает очередную запись в дневнике, который вел всю жизнь. Вот сидит с рукописью на террасе загородного дома. Вот, сложа руки, слушает грампластинку (Манн, вообще любивший музыку, особенно ценил Вагнера) — редкий вечер в кругу семьи обходился без проигрывателя.



Отдельное, хотя и не самое важное, место в экспозиции посвящено отношениям писателя с Россией: здесь и его размышления о русской литературе (работая над «Будденброками», он много читал Толстого, «опираясь на самых великих»), и его путешествия по Кенигсбергу, и долгие месяцы в Ниде на Куршской косе, которую Манн называл своей «летней родиной». Куда более обширная тема (и понятно почему) — Томас Манн и его великие современники. Так, на одном из кадров запечатлена встреча Манна с Германом Гессе в Лугано — именно туда писатель вместе с семьей перебрался из гитлеровской Германии, прежде чем эмигрировать в США. Гессе, живший в Тессине больше тринадцати лет, помогал Маннам обустроить быт и наладить необходимые связи в Швейцарии. Через несколько лет, уже в американской эмиграции, Манна будет так же дружески поддерживать Альберт Эйнштейн, его сосед и добрый друг на протяжении долгих лет. На выставке представлен их совместный снимок в университетской часовне Принстона, где они выступали с докладом перед теологами.

Впрочем, в объектив попадают не только люди — на нескольких снимках запечатлены рукописи Манна. Среди них, например, рукопись «Волшебной горы», которая после отъезда писателя из Германии осталась в Мюнхене и была утрачена в годы войны. Некоторые фотографии сопровождают цитаты из воспоминаний писателя, часто посвященные самым бытовым подробностям жизни. Так, Манн вспоминает, как в начале 1900-х увлекся ездой на велосипеде: «Я почти ни шагу не делал пешком и даже в проливной день, надев пелерину из грубого сукна и калоши, по всем своим делам ездил на этом драндулете». Вот эта обычная человеческая жизнь с ее простыми радостями и нехитрыми переживаниями и есть самое ценное. Потому что, в конечном итоге, именно она оказалась тем немногим, если не единственным, что можно противопоставить всем ужасам ХХ столетия.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241853
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249715
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416367
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420588
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425840
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427185