Комета Меланхолия

Дмитрий Черняков знает, как из двух сказок со счастливым концом сделать одну с плохим

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Agathe Poupeney / OnP

В парижской Опера Гарнье весь март идет премьерная серия новой работы Дмитрия Чернякова, взявшегося теперь уже и за балетное «наше все». Впервые после мариинской премьеры 1892 года опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик» снова идут вместе в один вечер. То есть, конечно, некая попытка сделать что-то подобное была предпринята Большим театром в начале этого сезона, но эту скромную неудачу странно сравнивать с парижским проектом космических масштабов, взбудоражившим и мировую прессу, и парижских зрителей, и российских интернет-пользователей (запись спектакля уже просочилась в сеть).

«Iolanta/Casse-Noisette» — это огромный трехактный спектакль, калейдоскоп декораций, в которых Черняков (как всегда, не только режиссер, но и автор сценографии) то узнается, то совсем нет. Это написанное им новое либретто, где история слепой девушки Иоланты сохранена, а вот Щелкунчик присутствует в жизни Мари совсем формально, только в виде смешной куклы и безо всяких мышей. Это три известных и стилистически очень контрастных хореографа (Артур Пита, Эдуар Лок, Сиди Ларби Шеркауи) под началом одного режиссера и совместная работа оперной и балетной трупп — что предполагает наличие оперных и балетных зрителей. И еще это, конечно, бездонность замысла. Музыка Чайковского, выскочив из привычных нарядов и фабул, распахивается все дальше и дальше, от бесконечной анфилады голова идет кругом. Самый незаметный участник проекта — аккуратный дирижер Ален Альтиноглу.

Итак, прийти только на оперу или только на балет не получится. Хотя начинается все очень привычно. Фирменный черняковский оперный театр — с неизменно-прекрасной люстрой, филенчатыми дверями и тончайшими психологическим разборками запертых в одном пространстве нескольких людей (хор поет из-за кулис), каждого из которых так и хочется уложить на кушетку к доктору Фрейду. Кружевная скатерть, нарядный чайный сервиз, в одном углу — елка с игрушками, в двух других — вазы с белыми и красными розами.

© Agathe Poupeney / OnP

Плотный мизансценический текст, ни на минуту нельзя расслабиться и просто послушать красивую музыку. Хлопать в ладоши после хорошо спетой арии как-то не с руки, зрительское внимание всякий раз виртуозно уводится режиссером в сторону. На Роберта (Андрей Жилиховский), расхваливающего свою Матильду, в самый рукоплескательный момент для снижения пафоса падает оконная штора; вместо того чтобы сочувствовать мавританскому чудо-лекарю (Вито Прианте), воспевающему сознательное отношение к лечению, наблюдаешь за амплитудой чувств на лице барственного и манерного Рене (Александр Цымбалюк), близкого родственника Гремина из черняковского «Онегина» в Большом.

Фальшивые чувства перемешаны с искренними. Все неоднозначно. Сострадание выколупывается и пробивается больно и трудно. Подруги Иоланты в одежде санитарок времен царской России (костюмы Елены Зайцевой не маркируют определенную эпоху, но обилие меховой одежды выдает северные широты) — скорее просто нанятые работницы, но кормилица Марта (Елена Заремба) не притворяется, а плачет на самом деле.

Первый антракт случается еще до финиша одноактной «Иоланты» — после того как Водемон (Арнольд Рутковский) безуспешно пытается втолковать слепой девушке, чего она лишена, и в конце концов, переходя от отвращения к сочувствию, рыдая и обнимая ее, соглашается, что «да, тебе не нужен свет, чтоб познать красу Вселенной». Это эмоциональная кульминация оперной части и в общем-то ее главная цель.

© Agathe Poupeney / OnP

После антракта история вроде выруливает к счастливому финалу, прозревшая героиня перестает натыкаться на мебель, но рукой деловито останавливает разгорающиеся было аплодисменты зрителей. От ее персонажа — танцующей в темноте Бьорк, почти блаженной, легко закатывающейся в смехе и истерике, — не остается и следа. Оказывается, все, что мы видели до этого, был лишь домашний спектакль, показанный в честь дня рождения Мари. Начинается «Щелкунчик».

Два произведения сшиты невероятно элегантно. Откатывается вглубь уютная и тесная комнатка-клетка Иоланты, превращая хорошо известный нам черняковский театр в картинку в раме. Герои домашнего спектакля бегают туда-сюда на поклоны перед подтягивающимися из-за кулис гостями. В общей праздничной суете происходит подмена оперных солистов на их балетных двойников, сходным образом загримированных и одетых. Становится понятно, зачем нужны были рыжие волосы Водемону — по ним узнается встреченный Мари среди гостей волнующий юноша, весь — комок нервов. Его друг — такой же мажористый и бесцеремонный прожигатель жизни, как Роберт в «Иоланте». Кормилица Иоланты Марта становится матерью Мари. Отец так и остается отцом. И главный связующий персонаж — лекарь Эбн-Хакиа/Дроссельмейер, этакий манипулятор в восточной феске, то так, то эдак подталкивающий ход событий, встреч и чувств.

Только две главные героини внешне не копируют друг друга; вместо этого чуткая, порывистая и нежная певица Соня Йончева передает гибкой танцовщице Марион Барбо в качестве эстафетной палочки красную розу — ту, что чуть раньше слепая Иоланта никак не могла найти для полюбившегося ей Водемона.

© Agathe Poupeney / OnP

Тем временем на сцене разворачивается уже совсем другая жизнь, точнее — целая череда жизней и миров, очень разных и совершенно непредсказуемых, вытащенных Фрейдом—Черняковым совсем уж из глубин подсознания. Тут и яростная метель, и апокалиптические танцы людей в ватниках, и галлюциногенный зачарованный лес с вживленными в него видеосовой, видеоволком и видеобегемотом, и пластмассовый мир советских игрушечных космонавтов и неваляшек, выращенных до устрашающих размеров, и множащиеся девочки Мари и рыжие мальчики, и они же, постепенно взрослеющие, обрастающие детьми и неодновременно уходящие из жизни, и, наконец, пылающая комета, по-триеровски надвигающаяся на зрителей, чтобы разрушить к черту весь этот морок и вернуть Мари в исходный филенчатый уют уже другим, измученным и одиноким человеком.

Три хореографа с разной степенью убедительности придумали движения к предоставленному им подробному либретто (оно напечатано в буклете с указаниями, кто какой фрагмент ставил). Но по плотности высказывания оперная часть заметно перевешивает балетную. А театр художника временами совсем заслоняет хореографию, что никак не может радовать поклонников балетного искусства — главное «бу» на премьере вполне заслуженно получил Эдуар Лок после невыразительного Дивертисмента с советскими игрушками.

Комета тем не менее запущена. Чайковский осваивает театр XXI века, а Черняков — новые территории.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244922
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246478
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413066
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419552
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423629
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428931
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429586