29 ноября 2013Академическая музыка
116

Царь, балет, гламур

«Пиковая дама» к 400-летию Романовых

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Московский театр «Новая Опера» им. Е. В. Колобова

В московском театре «Новая опера» появилась «Пиковая дама» Чайковского в постановке Юрия Александрова. Этот режиссер все время ставит как рецензентов, так и отборщиков фестиваля «Золотая маска» (а также, я думаю, театральные бухгалтерские службы) в сложную ситуацию. В наше время придирчивого соблюдения копирайтов он с какой-то совершенно беззастенчивой легкостью в разных уголках неохватной страны выпускает более-менее идентичные спектакли, всякий раз называя их премьерами. Кто хочет, может искать десять отличий в его «Князьях Игорях» или «Пиковых дамах». Но поскольку речь идет не о Большом и Мариинском театрах, а, скажем, о Ростове-на-Дону и камерном театре «Санктъ-Петербургъ Опера», то энтузиастов таких крайне мало.

В принципе, в репертуаре небольшого и бойкого питерского театра «Санктъ-Петербургъ Опера», основанного Александровым в 1987 году, «Пиковая дама», посвященная (как сообщает сайт) «ХХ веку России: эпохе войн, страданий, ностальгии», идет по сей день, рецензии на этот спектакль уже давно написаны, все его поражающие воображение смелости пересказаны.

© Московский театр «Новая Опера» им. Е. В. Колобова

Госпитальные койки эпохи Первой мировой, Лиза с Полиной среди других сестер милосердия, похоронка, расстроенное господское пианино для аккомпанемента к фронтовой песне «Подруги милые». Сталинское бутафорское застолье, дружба народов, «Свинарка и пастух», зарифмованные с пасторалью «Искренность пастушки». Дорогая и уставшая от жизни кремлевская проститутка Графиня (которая баба еще очень даже ничего), чекисты и обыск после ее смерти. Блокада, Нева, Лиза. Азартные игры, успешные мужчины, валютные девочки, Герман.

В 2001 году этот спектакль даже привозили в Москву на «Маску». Но кто ж помнит? Одно дело — фестивальная публика, другое — аудитория «Новой оперы». И одно дело 2001 год, другое — 2013-й. Нынче, кстати, за такое можно и по мозгам получить за надругательство над классикой.

Или, наоборот, хорошую кассу. В данном случае — скорее второе. Все-таки «Новая опера» — это не сакральный Большой театр, а режиссер Александров, в «Пиковой даме» которого, как в черняковском «Руслане», тоже вроде лезгинку пляшут под совершенно для этого не предназначавшуюся музыку, — не режиссер Черняков, который не смешит, а довинчивается до нервных окончаний зрителей. Да и Сталин с трубкой в спектакле — совсем не проблемная и страшная фигура российской истории, а этакий безобидный симпатяга из скетч-шоу «Шесть кадров».

© Московский театр «Новая Опера» им. Е. В. Колобова

Тем более с «Пиковыми дамами» в нашем городе не разбежишься: в Большом — очень скучная, в Стасике — очень старая. А тут такое смелое и прикольное трэшовое шоу, не чуждое, между прочим, западных трендов — пару лет назад Стефан Херхайм, признанный кумир современного европейского театра, тоже разглядел «Евгения Онегина» сквозь аксиомы русской жизни: царь, красноармейцы, балет, гламур.

Впрочем, александровской «Пиковой даме» 2001 года сделан апгрейд. Теперь спектакль посвящен 400-летию Дома Романовых, и в Летний сад первой картины запущена хорошо узнаваемая семья в белых одеждах с четырьмя дочерьми и одним сыном. Начало действия — открыточный 1913 год. Конец — гораздо более пресная современность. Заменена и сценография. Вместо художника Зиновия Марголина теперь штатный художник «Новой оперы» Виктор Герасименко, любящий агрессивное видео и крупные, броские образы. На сей раз — крупнее некуда: многократно увеличенные и абсолютно голые «Амур и Психея» из Летнего сада то грудью, то задницей, то пяткой нависают над всеми перипетиями русской истории.

© Московский театр «Новая Опера» им. Е. В. Колобова

Однако «Пиковая дама» — редкая в современном мире опера, когда первым вопросом про ее постановку все же является не «кто режиссер», а «кто Герман». Партия Германа — одна из самых сложных в теноровом репертуаре, и умельцев ее исполнить становится все меньше и меньше. Скоро их можно будет пересчитать по пальцам одной руки. За несколько дней до премьеры в «Новой опере» разгорелся локальный скандал — Владимир Галузин, многолетний эталонный исполнитель этой партии, мировой гастролер, на которого здесь рассчитывали, снял свою кандидатуру, сославшись на несогласие с режиссурой. Другая версия — его молодую жену не утвердили на роль Лизы.

Так или иначе, пришлось обходиться своими силами. И они нашлись — в очередной раз удивив богатством закромов неглавного столичного театра. Германа на предпремьерном спектакле уверенно спел Михаил Губский. Василий Ладюк (неожиданно обнаруживший еще и плясовые способности) в роли Елецкого и Анджей Белецкий в роли Томского тоже не вызвали возражений. Галине Бадиковской партия Лизы далась с некоторыми потерями к финалу. Графиню, от которой в данной постановке требуется не только меццо-сопрано, но и отсутствие комплексов, отважно исполнила Александра Саульская-Шулятьева. Мужская часть хора радовала больше женской. За пультом стоял надежный молдавский маэстро Александр Самоилэ, которого, наверное, проще представить российским меломанам в качестве папы скрипачки Татьяны Самуил и оперной берлинской звезды Анны Самуил. Оркестр в его руках был грубоват (что, в принципе, хорошо сочеталось с происходящим на сцене), но упруг и динамичен. Вполне крепкий музыкальный уровень новой московской «Пиковой дамы» — уж точно не меньшее ее достоинство, чем комиксная режиссура. А может, даже ее оправдание.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241945
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249763
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416410
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420626
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427234