22 февраля 2017Академическая музыка
158

Хор на отлично

Российские премьеры Берио и Невского в Перми

текст: Дмитрий Ренанский
Detailed_picture© Антон Завьялов

В небольшом промежутке между конкурсными показами «Травиаты» на «Золотой маске» и подготовкой премьеры «Свадьбы» Аны Соколович — Антона Адасинского Теодор Курентзис успел продирижировать в Перми очень важным концертом — прошедший вдали от фестивальной суеты и медийной шумихи, но в атмосфере сосредоточенной напряженной работы по обе стороны рампы, он стал в итоге одной из очевидных кульминаций российского музыкального сезона-2016/2017.

Остроумную программу Курентзис выстроил на травестии традиционной филармонической матрицы: вместо увертюры — «Komm, Jesu, komm» Баха, вместо классико-романтического концерта — «Cloud Ground» Сергея Невского, вместо симфонии — «Coro» Лучано Берио. Три сочинения — три состава музыкантов — две долгие перестановки на сцене: кроме сугубо производственной необходимости в этих паузах трудно было не заметить желания дать публике время не только для того, чтобы прийти в себя после погружения в диаметрально противоположные акустические миры, но и чтобы отрефлексировать их сумму и разность.

© Антон Завьялов

Формально роль main course была отведена российской премьере «Coro», хотя на статус центрального события концерта мог претендовать, в сущности, каждый из номеров программы — в том числе и восьмиминутный баховский мотет: уж слишком редко Теодор Курентзис играет музыку лейпцигского кантора. Это был очень непривычный Бах — протестантская строгость целиком растворилась в игривой барочной танцевальности, — после которого было бы очень любопытно услышать уже дважды планировавшееся musicAeterna и оба раза отменявшееся исполнение «Страстей по Матфею». Ждать осталось недолго: баховский пассион значится в ближайших совместных планах Курентзиса и лейбла Sony Classical.

«У нас Берио известен только профессионалам. Не было никаких заметных попыток организовать исполнение его больших опусов. Вообразить себе, чтобы кто-то справился с грандиозным полиэтническим “Coro”, решительно невозможно. Таким образом, нам неизвестен эталон, по сравнению с которым большая часть современной world music — лишь концептуальное повторение», — писал в 1995-м Петр «Ъ» Поспелов. Описанная 22 года назад ситуация начала меняться лишь в нынешнем сезоне: в минувшем ноябре Владимир Юровский первым в России сыграл легендарную Симфонию (1969), теперь Теодор Курентзис ввел в отечественный концертный обиход мультикультуралистский «Coro» (1974—1976). Лучше поздно, чем никогда: из эпической часовой партитуры впоследствии выросло много новой музыки, а идеи Берио были взяты на вооружение целым сонмом авторов, в том числе и из позднего СССР.

© Антон Завьялов

Главным героем этого впечатляющего акта восстановления художественной справедливости предсказуемо стал хор musicAeterna: вместо того чтобы беречь свои ангельские голоса для Перселла и Моцарта, подопечные Виталия Полонского с самурайским бесстрашием ринулись в атаку, не жалея ни связок, ни диафрагм. Весной musicAeterna повторит эту часовую батальную сцену в Мюнхене, Кельне и Гамбурге, на этот раз вместе с легендарным Малеровским камерным оркестром. Курентзис со товарищи продолжают последовательно бороться с западными стереотипами в восприятии российских музыкантов: хор из Перми, привозящий в Германию классику второй волны авангарда, — репертуарное предложение еще более неожиданное, чем пресловутый «уральский Моцарт».

На фоне исполнения «Coro» ничуть не потерялась вторая премьера вечера — написанный для одной из лучших российских скрипачек Елены Ревич «Облачный граунд». Копродукция Пермской оперы и статусного фестиваля ECLAT — в определенном смысле тоже вполне себе историческое событие: академическая музыка создается у нас в основном в расчете на ансамблевые составы, чтобы писать для большого оркестра, нужны заказы, а их — кроме того же Владимира Юровского да екатеринбургского фестиваля «Евразия» — никто в последние годы особенно не стремится инициировать.

Курентзис сыграл Невского как живого классика.

Слушая кружевной выделки музыку «Cloud Ground», трудно поверить в то, что это первое симфоническое сочинение Сергея Невского. Композитор работает здесь как архитектор, переосмысливающий в современном контексте традиционную форму — не только инструментального концерта, но и характерной для эпохи романтизма одночастной структуры, внутреннее членение которой соответствует четырем частям сонатно-симфонического цикла. В облачное хранилище партитуры Невского загружена вся генетическая память жанра — увлекательно наблюдать за тем, как за модернистским фасадом «Cloud Ground» постепенно проступает привычный рельеф с оркестровыми лирическими отступлениями, лихими сольными трюками и кунштюками, чисто барочными запилами и отчаянной, будто бы заимствованной из какого-нибудь концерта середины XIX века каденцией. Это взаимное притяжение и отталкивание канона и эвристики очень точно чувствует Елена Ревич, актуализирующая в своей интерпретации все гиперссылки «Cloud Ground».

© Антон Завьялов

Российская премьера «Облачного граунда» — вообще тот редкий в современной академической музыке случай, когда подробного разговора заслуживает не только сама партитура, но и ее исполнение. Интерпретация Курентзиса интересна не ювелирной техникой оркестра musicAeterna — к этому в Перми уже успели приучить, — а неожиданным системным подходом. Когда греческий маэстро исполняет репертуар двух- и трехсотлетней давности, от него уже привычно ждешь властного присвоения, пересочинения. Парадокс в том, что с музыкой, написанной в позапрошлом году, он обращается в точности так же — по-своему расставляя акценты, отстраивая парадоксальные динамические балансы, жонглируя звуковыми планами. От мировой премьеры, проведенной в Штутгарте специалистом по музыке ХХ века Эмилио Помарико, прозвучавшая в Перми версия отличается достаточно радикально: Курентзис сыграл Невского как живого классика — и слушавшая затаив дыхание, а потом разразившаяся стоячей овацией публика это, кажется, поняла и оценила.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244878
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246437
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413030
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419518
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423598
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428902
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429556