21 сентября 2018Академическая музыка
156

«Не обязательно жить табором»

Михаил Юровский представляет «династический» абонемент Московской консерватории

текст: Евгения Кривицкая
Detailed_pictureМихаил Юровский с родителями, 1957 г.

14 октября в Большом зале Московской консерватории стартует уникальный абонемент «Династия Юровских» с участием местного студенческого оркестра и трех дирижеров с одной фамилией. Три дирижера в одной семье встречаются нечасто. Второй такой пример — династия Ярви. А вот так, чтобы все Юровские — Михаил, Владимир и Дмитрий — смогли в течение одного сезона выступить в одном абонементе, — такое впервые. Важнейшим стимулом для них стала идея сыграть в каждой программе сочинения Владимира Юровского-старшего и таким образом проследить свои истоки. О своем отце-композиторе и о семейных ценностях рассказывает Михаил Владимирович Юровский.

— Михаил Владимирович, в чем самобытность музыки Владимира Юровского-старшего?

— В первую очередь — в мелодике, в явной романтической устремленности. Его тематизм был узнаваем с самых ранних сочинений, таких, как балет «Алые паруса». Наверное, как весь будущий Шостакович в зародыше содержался в его Первой симфонии, так и отец сформировался в «Алых парусах» и в дальнейшем продолжал держаться романтического базиса. Он свято верил, что романтическая устремленность, гуманистичность и есть то, с чем нужно идти к публике. Он не то чтобы изменил себе в последней (Пятой) симфонии, но она явилась наиболее верным отражением его психологического состояния, подавленности и разочарованности к моменту ее сочинения. В 75 опусах отца охвачены все музыкальные жанры. Он писал подолгу, нередко используя работу в кино как полигон для дальнейшего развития музыкальных идей.

— Вы выбрали для проекта «Династия Юровских» Четвертую симфонию. Расскажите о ней.

— Она создавалась в доме творчества композиторов «Руза» летом 1969 года, и отец находился под впечатлением от событий 1968 года — ввода советских войск в Чехословакию. Выбор именно этой партитуры обусловлен тем, что Пятую симфонию я записал и исполнял в Швеции и Берлине. А Четвертая звучала давно, почти полвека назад, когда состоялась ее премьера — вначале в Свердловске, а потом в Москве. И мне захотелось по-своему «прочесть» эту музыку, тем более что я не очень доволен оставшейся записью, сделанной оркестром Свердловской филармонии и его руководителем Марком Паверманом. Дело в том, что отца много играли Геннадий Николаевич Рождественский, Кирилл Петрович Кондрашин, и мне кажется, что, отдав Четвертую симфонию в Свердловск, он просто хотел сделать приятное дирижеру, который немало исполнял его произведения в городах Урала.

— Складывается впечатление, что музыка Владимира Юровского перестала звучать с его смертью.

— Это не совсем так. Просто под конец жизни отец оказался в изоляции. Вы же знаете, что такое «выдавливание»? Все очень просто: его принципиально не замечали. Его не «гнобили», он просто не был в числе «музыкальных генералов». Его задвигали каждый раз, когда шла речь о распределении Госпремии, начиная с «Алых парусов». Им в дальнейшем были написаны высокого качества оратории, касающиеся войны, — «Подвиг народа» и «Зоя», которые в 1950-е годы широко исполнялись. А потом пространство вокруг него стало сужаться, и человек от этого стал уставать. Жизнь была далеко не простая, и он страдал всякими объективными и субъективными недугами, а видя, что и на меня начинает надвигаться та же тень, страдал вдвойне и ушел из жизни рано…

Владимир Юровский-старший, 1940 г.Владимир Юровский-старший, 1940 г.

— Владимир Юровский много работал в кино?

— Да, написал музыку к таким мультфильмам, как «Заколдованный мальчик», «Золотая антилопа», «Паровозик из Ромашкова». Он работал с такими замечательными кинорежиссерами, как Михаил Ромм, Борис Барнет, Анатолий Рыбаков, снявший знаменитую картину «Дело № 306», которая тогда стала культовой в советской криминальной драме. Рыбаков сделал также замечательный фильм «Василий Суриков», вызвавший отрицательную реакцию у потомков художника, в частности у внучки — Натальи Кончаловской, не принявшей трактовку образа Сурикова. Тогдашнее советское общество было именно обществом, имело тайные связи и контакты. Но, несмотря на все подводные течения, отец не переставал работать. Он написал выдающееся произведение, которое прозвучит в консерваторском абонементе, — «Отелло». Премьера «Отелло» состоялась в 1963 году с участием великого русского актера Николая Мордвинова, хора и Большого симфонического оркестра радио и телевидения под управлением великого Рождественского. Вплоть до смерти Мордвинова в 1966 году произведение в этом составе звучало многократно и было записано на пластинки.

Теперь время для музыки Владимира Юровского пришло, его богатое наследие в последние годы начинает раскрываться, и происходит… нет, не переоценка, а оценка творчества. У диска с Пятой симфонией, записанного на лейбле CPO, отличная пресса и высокий рейтинг; в этом сезоне его музыка вновь вернется к московским слушателям.

— Вы будете играть Четвертую симфонию со студенческими оркестром Московской консерватории — вашей альма-матер. А вы сами заканчивали с каким оркестром?

— С БСО.

— Его приглашали на экзамен?

— Конечно, нет. Просто в этот момент я уже работал ассистентом Рождественского в БСО и заслужил право получить сольный концерт, на который пришла Госкомиссия и засчитала этот концерт как экзамен. В моей дипломной программе стояла Третья симфония Рахманинова. Дипломным спектаклем был «Евгений Онегин» в Оперной студии. А в аспирантуру я поступал с Десятой симфонией Шостаковича, снова с БСО. Правда, тут Михаил Тэриан, декан факультета и руководитель всех консерваторских оркестров, настоял, чтобы я что-то показал и с Производственным оркестром, который обслуживал только дирижерскую кафедру. Так что я в этом отношении — нестандарт.

— Абонемент называется «Династия Юровских». Мы поговорили пока об одном представителе — вашем отце-композиторе…

— Музыкальная династия наша берет начало не только от моего отца Владимира Михайловича Юровского, но и от моего деда по материнской линии — дирижера Давида Семеновича Блока, создателя оркестра кинематографии. Фактически все фильмы довоенного и военного времени были им записаны. «Парад Победы»: в титрах — «музыкальное оформление Давида Блока». «Чкалов», «Бесприданница», «Василиса Премудрая», «Джульбарс» — это все дед.

Откуда приехали Блоки в Россию? Мне неведомо, но, судя по всему, из Европы, так как Блок и Блох — одна и та же фамилия. Не исключено, что мы являемся какими-то дальними родственниками композитора Эрнста Блоха. Но это не так важно, как то, что дед был деятельным человеком, создавшим хороший по тем временам оркестр, где было примерно 30 своих музыкантов, а остальных он приглашал из Госоркестра, Большого театра и оркестра радио. Записи проходили в основном ночью, так что все охотно приходили.

Дед был одним из заместителей Михоэлса в Еврейском антифашистском комитете, и он принимал Голду Меир, когда она приезжала в СССР. В 1948 году в СССР развернулась антисемитская кампания («борьба с космополитизмом»). Был разогнан Антифашистский комитет, убит Михоэлс, расстреляны многие деятели еврейской культуры. Такая же судьба ждала и деда. Можно сказать, что он успел «вовремя» умереть — в октябре 1948 года… Нам потом говорили, что его со дня на день должны были арестовать. Я смутно помню очертания его полосатого халата и как я сидел у него на коленях и ел монпансье. Мне было два с половиной года!

Есть записи его музицирования: в фильме «Чкалов» использован фрагмент Шестой симфонии Чайковского — сильная, хорошая интерпретация! Кроме того, дед был первым исполнителем Второй сюиты из «Ромео и Джульетты» — в Москве, в Колонном зале Дома союзов, это документальный факт.

А дальше династия — конечно, мой отец, я и все дети.

— Вы хотели, чтобы дети пошли по вашим стопам?

— Специально — нет. Музыке начинали обучаться, потому что так было принято в нашей семье, — для культуры, для развития души и ума. А дальше все зависело от того, проявит ли себя талант. Я достаточно терпеливо ждал, и когда убедился, что Володя в высшей степени одарен по-дирижерски, а спустя несколько лет убедился в таланте Мити в том же самом направлении — только тогда я предложил им заниматься. В случае Володи это совпало с переломным моментом в нашей жизни. Я как раз получил приглашение и подписал контракт на работу в Земперопер в Дрездене (тогда еще в ГДР). Затем — падение стены, и мы, вывезя детей в свободный мир, поняли, что уже не вернемся. Володе нужно было продолжать образование, и сложилась острая ситуация, потому что он рвался вернуться обратно, но… остался. Я с ним занимался месяца два дирижированием, и он блестяще сдал экзамены в Высшую школу музыки в Дрездене. Спустя два года я настоял на его переезде в Берлин, где было выше качество образования. А с Митей получилось так, что из-за болезни рук он не смог продолжать играть на виолончели. Врач после обследования задала нам с женой прямой вопрос — может ли он поменять профессию? Конечно, в 22 года такой приговор — трагедия. Но у него с самого начала (а он проявил свои музыкальные способности в высшей степени рано) был яркий талант «передачи» — то главное, что составляет дирижерский дар. Он проявился рано, еще тогда, когда Митя работал как соло-виолончелист в Молодежном оркестре радио RIAS в Берлине. Мы сыграли один совместный концерт: я дирижировал Четырнадцатой симфонией Шостаковича — тяжелым произведением, особенно для юных музыкантов, да еще не владеющих русским языком. Так вот, энергетически оркестр вел за собой с первого пульта виолончелей именно Митя — это было ощутимо. А потом я тоже с ним занимался, готовя к поступлению в Берлинскую академию.

Дочка Мария — музыкально также очень одаренный человек. Она себя нашла как педагог и аккомпаниатор певцам, а в Берлине она — первый человек по работе с хорами и солистами над славянскими языками. Вот такая наша семья — в результате получился мощный конгломерат.

— Ваше слово в семье главное?

— Нет, не думаю. Может, так было в какие-то «рулевые» моменты раньше, но сейчас — нет. Мы детей вырастили, выпустили в жизнь, а дальше — они такие же, как и мы, мы теперь равны.

— Семья разбросана по миру. Как часто удается встретиться, отметить дни рождения?

— Общаемся в основном по телефону или скайпу. Потому что почти нереально подогнать все графики, соединить планы Володи и Мити с нашими общими праздниками. Даже по отдельности удается встретиться редко. У нас с женой в будущем году золотая свадьба, а мы возвращаемся из Цюриха прямо в этот день — когда должны бы сидеть и праздновать! Последние несколько лет встречаем Новый год в Милане, потому что у меня там спектакли в Ла Скала. Но семья все равно остается, для этого не обязательно жить табором. Семья для меня — это ощущение, что ты не один, что у тебя есть дети, внуки. Это важно!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244948
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246499
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413088
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419571
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423644
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428947
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429601