Дягилев-блиц

«Что вы поете, когда принимаете душ?» — и другие вопросы участникам фестиваля

6 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Никита Чунтомов
    Полина Осетинскаяпианистка

    — Если бы у человечества осталась возможность услышать только одно музыкальное произведение, что бы вы выбрали? Почему?

    — «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Мне кажется, они вмещают все, что человек должен осмыслить за свою жизнь.

    — Святослав Рихтер в своих дневниках описывал образы, которые возникают у него при исполнении произведения. Что вы видите перед собой, когда исполняете музыку?

    — В детстве и юности я рисовала себе образы: мне так было проще «схватить» состояние, чтобы понять, о чем, собственно, музыка. Но с возрастом необходимость что-то сознательно придумывать отпала. Теперь все, что я играю, возникает в моих внутренних ушах и глазах. Оно появляется не извне, не искусственным путем «придумываешь — играешь». Сначала рождаются звук и состояние и только потом — какая-то картина.

    Но, конечно, иногда что-то я себе рисую. Очень примитивно: эта музыка похожа на собор, эта — на реку… а вот эта музыка про то, как человек карабкается по бесконечной лестнице к небу. Вот такие картины, даже не столько визуальные, сколько смысловые.

    — Что вы будете делать на сцене, если забудете текст произведения?

    — Я буду импровизировать. Иногда можно остановиться, посидеть. Подождать, пока у пары слушателей не случится сердечный приступ или пока кто-то нервно не выбежит из зала (смеется). Это случается с каждым музыкантом, и никто от этого не застрахован, к сожалению. За редчайшими исключениями. Можно уйти со сцены, принести ноты, можно просто импровизировать. В общем, все по ситуации.

    — С каких произведений лучше начинать знакомить детей с классической музыкой?

    — Конечно, с благозвучных произведений, с мажорных. Дети не всегда воспринимают минорную музыку. Когда я ставлю что-то глубоко драматическое, мои дети говорят: «Мама, ну не порти нам настроение, включи что-то поинтереснее». Можно включать Баха, Моцарта — хоралы, «Маленькую ночную серенаду», в общем, то, что соответствует естественному биению нашего сердца, не слишком быстрое и не слишком медленное — гармоничное. Тогда ребенок будет хорошо улавливать музыку и привыкать к ней.

    — Что вы напеваете, когда остаетесь одна, помимо классики?

    — Как только мы садимся с моим сыном в машину, он просит: «Мама, включи мою любимую песню» — а это, на минуточку, Земфира. «А у тебя СПИД, и, значит, мы умрем» — и это во все горло распевает мой семилетний ребенок. Поскольку у нас в семье общая музыкальная культура, мы все вместе слушаем и напеваем очень широкий спектр тем: это группы «Мгзавреби», «Океан Эльзы», «Аквариум», «АукцЫон», Земфира, Питер Гэбриел, Джордж Майкл, Стинг.

    — Для чего нужна музыкальная критика?

    — Чтобы музыканты не расслаблялись и всегда знали, что есть кому их поругать. Хорошей, качественной музыкальной критики почти не осталось: никто больше не разбирает подробно твой творческий рост, никто, кроме преданных поклонников, не слушает твои концерты из года в год — за редким исключением. В музыкальной журналистике, как и везде, сейчас главное — сорвать хайп. А этому ремеслу (критике) нужно учиться долгие и долгие годы. Сейчас, к сожалению, все упростилось.

    Хороший критик не только пишет, кто и как сыграл, а находит параллели с литературой, добавляет личные размышления. Эти статьи должно быть интересно читать. Критик — это не только талант, знания и внутренняя культура: это еще и огромный опыт насмотренности и наслушанности, то, из чего складывается культурный багаж.

    — Что бы вы сказали Дягилеву, если бы встретились с ним?

    — Я бы его так обняла, так расцеловала... У меня очень высокая степень эмпатии к детям, которые рано потеряли мать. И, какая бы ни была мачеха, какая бы ни была потом прекрасная жизнь, это травма, которую человек несет в сердце всегда. Правда, Дягилеву повезло: его любила мачеха, и у него была хорошая семья.

    То количество любви и красоты, которое он вокруг себя распространил, — удивительный подвиг. Человек по своей природе — потребитель, и он чаще потребляет эту красоту, а продуцируют и раздают ее единицы. И вот за это я бы его расцеловала и даже завтраки бы ему в постель носила (смеется).


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241489
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249503
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416200
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420444
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425696
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427043