Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244976Закончился XVI конкурс Чайковского, проходивший в Москве и Петербурге по шести специальностям. К фортепиано, скрипке, виолончели и вокалу в этом году добавились медные и деревянные духовые инструменты. Следующие четыре года пройдут в обсуждении победителей и «духового» нововведения. Но уже есть витрина праздника — гала-концерты лауреатов, проходившие два вечера подряд в двух российских столицах при участии конкурсного шефа Валерия Гергиева (который между московским и питерским концертами без отрыва от собственного производства еще успел продирижировать дневным мариинским «Тангейзером»!). И эта витрина сильно отличается от той, к которой мы привыкли.
В Москве впервые с 1958 года гала-концерт прошел не в Большом зале консерватории, а в новеньком «Зарядье». И впервые на нем победил пианист, который для финала выбрал не само собой разумеющийся Первый, а Второй концерт Чайковского. Прежде он считался каким-то «нефинальным», его редко кто играл, и выглядело это милой экстравагантностью, не более того. А теперь он оказался свежим счастьем, разбавившим ритуальную повторяемость одной и той же музыки финального тура.
И это важный прецедент. Потому что в целом теперь есть ощущение, что нужно не столько приближаться к давно известному эталону, сколько показывать новое. Например, американец Златомир Фанг (1-я премия) сыграл для гала-концертной публики виолончельную музыку послевоенного авангардиста Эллиотта Картера, а Анастасия Кобекина (3-я премия) — своего отца, екатеринбургского классика Владимира Кобекина. Такое еще недавно сложно было себе представить. Рядом могучая меццо-сопрано Мария Баракова (1-я премия) из Молодежной программы Большого театра вполне конвенционально рассказывает о том, что она «не способна к грусти томной», а греческий бас Александрос Ставракакис (1-я премия) — о том, что он «достиг высшей власти». И это, на самом деле, разные вселенные. Но как-то они теперь уживаются вместе.
Главный фаворит конкурса — 22-летний французский пианист Александр Канторов (ударение с последнего слога его фамилии по мере усиления местной любви, кажется, окончательно съехало на первый), сын скрипача и дирижера Жан-Жака Канторова, потомок эмигрантов из России и воспитанник той самой Рены Шерешевской, которая на прошлый конкурс привезла нам Дебарга. Фортепианная часть конкурса в этом году была очень сильной. И тому подтверждение — беспрецедентная попытка жюри, которое возглавлял Денис Мацуев, объявить победителями фактически всех участников финала: одна первая премия (ее по регламенту делить нельзя), две вторые (японец Мао Фудзита и россиянин Дмитрий Шишкин), три третьи (американец Кеннет Броберг, россияне Алексей Мельников и Константин Емельянов), одна четвертая со спецпризом «За мужество и самообладание» (китайский пианист Ань Тяньсю и дирижер Василий Петренко не договорились, в каком порядке будут играть произведения), пятое и шестое места свободны. Однако премии определяются по результатам третьего тура, в котором блестяще выступил Канторов. А Гран-при — по результатам финального гала-концерта, а то и по бурности аплодисментов, уловленной чутким ухом Гергиева. Так что золото и Гран-при (а это 130 000 долларов) отправляются во Францию.
От руководящей роли фортепиано на конкурсе никуда не деться. Соревнование пианистов — самое горячее, основная часть многомиллионных просмотров на medici.tv, еще в прошлый раз переведших состязание в новый медиаформат футбольного типа, — именно у них. Тем не менее общая картина уже не так фортепианоцентрична. Вторая по значимости специальность — скрипка — наконец-то обрела своих героев (в прошлый раз первая премия не была присуждена). Вровень шли Сергей Догадин (1-я премия, Россия) и Марк Бушков (2-я премия, Бельгия). Альтернативной звездой стал Айлен Притчин (4-я премия, Россия): ему достался спецприз музыкальных критиков. Ну и всевозможные дудящие новички — флейты, кларнеты, тромбоны и даже туба, — может, и не всех убедили, но как минимум заявили о том, что они есть.
Причем если ария Ленского на тромбоне (Алексей Лобиков, 1-я премия) воспринималась, скорее, как курьез, то флейтист Матвей Демин (1-я премия), работающий концертмейстером в цюрихском оркестре Тонхалле, вполне мог посоперничать за Гран-при. Финальный ряд участников гала, выведенный Гергиевым на сцену Мариинки-2 в районе двух часов ночи, представлял собой совершенно непривычную смесь солистов и оркестровых музыкантов (причем многие лауреаты духовых специальностей были работниками сидящего за их спинами Мариинского оркестра). Традиционной конкурсной знати — пианистам и струнникам — с этим пока сложно смириться, но прежние иерархии разрушаются, а Вариации на тему рококо и Первый концерт — уже давно не центры виолончельного и фортепианного мироздания. Хотя Чайковский — по-прежнему наше все.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244976Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246534Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413111Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419590Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420252Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422902Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423662Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428837Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428965Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429620