1 сентября на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга при поддержке банка ВТБ состоялось первое выступление оркестра и хора MusicAeterna в статусе независимого коллектива — Теодор Курентзис продирижировал концертным исполнением оперы Моцарта «Così fan tutte» («Так поступают все женщины»). С подробностями — Дмитрий Ренанский.
Это изначально был больше чем концерт — и немудрено, что ему аккомпанировал стрекот новостной ленты, ежечасные обновления которой расходились в десятках статусов, сотнях перепостов и тысячах комментариев, уравнивавших важное с неважным и сливавшихся в неразличимый информационный шум. «Теодор Курентзис ушел в отставку с поста худрука Пермской оперы», «MusicAeterna переезжает в Петербург», «судьба Дягилевского фестиваля в Перми остается под вопросом», «на первом концерте MusicAeterna у публики будут отбирать мобильные телефоны» — переплетаясь между собой, новостные потоки образовывали токсичный контрапункт, грозивший помешать восприятию главного — собственно музыки. В сухом остатке получается вот что: штаб-квартирой независимого MusicAeterna стал Дом радио, причем обещано, что из репетиционной базы он вскоре превратится в культурный кластер с образовательной и выставочной программами, — а это значит, что знаковое для истории Ленинграда-Петербурга пространство, существовавшее долгие годы в статусе закрытого полурежимного объекта, будет наконец-то возвращено широкой городской публике.
Первые изменения можно было заметить невооруженным глазом уже в конце августа, когда на перекрестке Итальянской и Малой Садовой наблюдалось небывалое оживление, — в дни репетиций моцартовской программы Дом радио быстро сделался объектом паломничества меломанов обеих столиц. Концертные планы MusicAeterna известны до конца календарного года — подопечные Курентзиса будут выступать на всех ключевых площадках города, от филармонии до капеллы, примерно раз в месяц: в октябре — с Реквиемом Моцарта, в ноябре — с Реквиемом Верди, в декабре — с Девятой симфонией Малера и новогодним «Рамо-гала». Сразу после петербургского дебюта в новом статусе Курентзис и Сo улетели на гастроли, чтобы после традиционного уже выступления на Musikfest Bremen представить в Вене и Люцерне трилогию Моцарта — Да Понте. Определиться с названием для концерта в капелле не составляло особого труда: ровно восемь лет назад, в сентябре 2011-го, постановка «Così fan tutte» открыла «пермский период» MusicAeterna — о феномене «уральского Моцарта» сначала в России, а потом и за рубежом впервые заговорили именно после премьеры «Школы влюбленных».
Так и тянет сказать, что это Моцарт дирижера, сыгравшего за последние годы очень много Верди и Малера.
Впрочем, сколь бы символичным ни казался выбор «Così», он заочно ставил петербургскую публику в куда более непростое положение, чем пресловутый формат #phonefreeconcert, о котором так много судачили в соцсетях (на деле он свелся к тому, что на входе в капеллу зрителям настойчиво-нежно предлагалось либо оставить свои телефоны в специальных ячейках в холле, либо выключить их до начала антракта). В конце концов, многие из тех, кто пришел 1 сентября в капеллу, наизусть выучили запись «Così», сделанную Курентзисом пять лет назад и ставшую с тех пор единственно возможной, — с ее ураганными темпами, закрученной интонационной интригой и фирменным перфекционизмом студийных затворников. Теперь нам предлагалось столкнуться с «Così fan tutte» живьем — без Симоны Кермес, Малены Эрнман и Кристофера Мальтмана, но зато с тысячей ежеминутно кашляющих и чихающих человек в придачу. Те, кто все-таки рискнул на эксперимент, остались в выигрыше: они услышали трактовку моцартовской партитуры, которая значительно отличается от той, что в 2014-м вышла на Sony Classical и в том же году была представлена в Петербурге живьем на гастролях в рамках «Золотой маски».
«Così-2019» звучит куда более симфонично — и дело тут не в пышности, масштабности, разнообразии музыкальной ткани, но в диалектичности, противоречивости, разнообразии ее организации и устройства: так и тянет сказать, что это Моцарт дирижера, сыгравшего за последние годы очень много Верди и Малера. MusicAeterna работает как оркестр-трансформер, способный в доли такта менять форм-фактор, инструментарий и техническое оснащение: контраст между классицистской ясностью увертюры и мрачным, под стать голосу Надежды Павловой (Фьордилиджи), романтизмом арии «Come scoglio immoto resta» здесь таков, что кажется, что его можно достичь только на этапе постпродакшена. Не растратив драйва, пять лет спустя Курентзис усиливает в «Così» мягкое, лирическое измерение, за которое у вокалистов в новом составе отвечает феноменальный китайский тенор Мингджи Лей (Феррандо). В моцартовской вселенной MusicAeterna вообще много новых dramatis personæ, в числе главных — пианистка Мария Шабашова: вместе с партнерами по группе continuo — лютнистом Израэлем Голани и виолончелистом Александром Прозоровым недавняя героиня зальцбургского «Идоменея» превращает каждый речитатив в событие.
Это был очень гармоничный и очень петербургский вечер: за дирижерским пультом — ученик Ильи Мусина, за первым пультом первых скрипок — один из самых тонких музыкантов города Владислав Песин, в зале — Александр Сокуров, Леонид Десятников и Диана Вишнева. И вот что, пожалуй, самое интересное. Разлитую в воздухе нервозность как рукой сняло аккурат за несколько секунд до выхода дирижера и певцов на сцену — в тот самый момент, когда из середины партера поднялся Николай Мартон, обратившийся к публике с вполне дежурной репликой о необходимости выключить мобильные телефоны. Трудно сказать, был ли этот жест тщательно подготовлен — или оказался обаятельным экспромтом, но более тонкий режиссерский ход трудно себе и представить: давно ставший знаком Петербурга голос премьера Александринки установил в зале капеллы ту камерную, доверительную атмосферу, в которой Курентзис в итоге дал свой едва ли не самый удачный российский концерт последних лет.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Понравился материал? Помоги сайту!