24 сентября 2019Академическая музыка
118

Реальность вымысла

«Похождения повесы» в театре Станиславского и Немировича-Данченко

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Сергей Родионов / Музыкальный театр им. К.C. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Однажды в Голливуде живущий там композитор Игорь Стравинский написал большую красивую оперу, полную отсылок к истории оперного жанра и признаний в любви к нему же. «Похождения повесы» — это номерная структура, речитативы под клавесин, эффектные арии сопрано и тенора с высокими нотами, после которых — о боже — в публике назревают аплодисменты, барочные аффекты и привет моцартовскому «Дон Жуану» в насмешливо морализаторствующем эпилоге. А также привет «Фаусту», трем картам «Пиковой дамы» и много чему еще от высокой литературы в лице авторов англоязычного либретто — поэтов Уистена Хью Одена и Честера Коллмена. Дело было в 1951 году, почти 70-летний композитор с юношеской трогательностью прощался с огромной эпохой неоклассицизма в своем творчестве, чтобы приступить к новому этапу. Но это все было совсем не в ногу со временем. Искусству полагалось смотреть вперед, а не назад. Имидж революционного автора «Весны священной» давно остался в прошлом. Европейская молодежь во главе с Пьером Булезом теперь считала Стравинского реакционером и освистывала его музыку. Наверное, с такими же чувствами участники композиторской академии в Чайковском стали бы сейчас слушать новую оперу Щедрина.

Премьера «Повесы» на Венецианской биеннале не была шумной. Но со временем эта ни на что не похожая драгоценность выглядит все ярче и теперь входит в недлинный список названий из зрелого XX века, закрепившихся в репертуаре оперных театров. В Москве жизнь этой оперы сложилась неплохо. Еще в конце 70-х ее поставил в своем театре Борис Покровский. В 2003 году ею дебютировал в Большом Дмитрий Черняков. И вот еще одна — совсем не проходная — постановка появилась в театре Станиславского и Немировича-Данченко.

© Сергей Родионов / Музыкальный театр им. К.C. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Впрочем, расслабляться не стоит. «Появилась» — это не значит, что виртуозно поставленного «Повесу» с идеальным кастингом теперь можно посмотреть в Москве в любое время. Завтра пройдет последний спектакль премьерного цикла. Потом — три весной и шесть в следующем сезоне. И все. Таковы реалии нынешней глобальной оперной деревни. Постановка знаменитого режиссера Саймона Макберни — копродукция с фестивалем в Экс-ан-Провансе, где спектакль был показан два года назад. Перенос его в Москву осуществлен по тем же технологиям, что и нескольких недавних успешных продукций Большого — «Роделинды», «Альцины», «Билли Бадда»: декорации и режиссура привозные (причем сам режиссер может не приезжать, достаточно видео и специально обученной команды возобновляльщиков), оркестр и хор свои, солисты — как получится, состав — лучше один. Спектакль идет хорошо отрепетированными блоками. И надо быть готовым к упрекам в том, что «это не свое, а секонд-хенд с чужого плеча».

© Сергей Родионов / Музыкальный театр им. К.C. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Этими упреками можно пренебречь, если спектакль «сел» идеально. А так и произошло. Неожиданная радость — 25-летний Тимур Зангиев за пультом, штатный молодой дирижер театра. «Повеса» — его первый очевидный успех. Интеллектуальная и любовная игра Стравинского со стилями, прозрачный пружинистый оркестр, озорство, доходящее до идиотизма, и грусть, подкатывающая комком к горлу, — все это на третьем спектакле у него было слышно лучше, чем на первом (да, я сходила два раза).

Напротив, вполне ожидаемая радость — гибкий, чуткий и умный тенор Богдана Волкова в центральной роли Тома Рейкуэлла — того самого повесы, не справившегося со свалившимся на него богатством и соблазнами большого города, пропустившего любовь, не нашедшего смысл жизни и сошедшего с ума. Его мефистофелевских кровей искуситель Ник Шэдоу — неотразимый Дмитрий Зуев. Верная, испуганная, но бесстрашная Энн Трулав — чудесная звонкоголосая Мария Макеева. Валерий Микицкий отлично справляется со сложнейшей скороговоркой аукционщика Сэллема, распродающего имущество обанкротившегося Тома. В самой колоритной роли бородатой Бабы-Турчанки оказался незаменим могучий британский контратенор Эндрю Уоттс: он единственный перекочевал в московский кастинг из Экса и в программке компромиссно назван Бабой-Турком (вообще-то партия экстравагантной жены Тома Рейкуэлла написана для меццо-сопрано). Оксана Корниевская зажигает в роли хозяйки борделя Матушки Гусыни. Роман Улыбин достойно играет прагматичного отца Энн.

© Сергей Родионов / Музыкальный театр им. К.C. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Массовка, от которой требуются точность, динамизм и органичное существование на сцене в одном нижем белье, слегка усилена приглашенными специалистами, но и местный хор держится прекрасно и явно получает от спектакля удовольствие. Зрителям его тоже сложно не получить. Постановка Макберни и сценографа Майкла Левина (его декорация — это просто кабинет из белой бумаги, которую можно рвать, протыкать и превращать во что угодно с помощью видео) — крепкая, яркая, динамичная, ироничная, с кучей всяких затей, никак не противоречащих партитуре Стравинского. Подменять реальность вымыслом композитор и сам был большой мастер.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241389
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249473
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416153
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420421
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425668
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427018