9 декабря 2019Академическая музыка
111

Какой должна быть филармония снаружи и внутри

Это выясняли на V международном музыкальном фестивале «Евразия»

текст: Наталия Сурнина
Detailed_picture© Пресс-служба Свердловской филармонии

По инерции литературного оборота хочется сказать, что Свердловская филармония замерла в ожидании нового ультрасовременного концертного зала, спроектированного знаменитым бюро Zaha Hadid Architects. Но нет, напротив: филармония вся в движении и юбилейный фестиваль «Евразия» провела на максимуме творческих возможностей, осуществив то, что в проекте могло казаться утопией. Например, первое в России полное исполнение «триптиха о Тристане» Оливье Мессиана: в середине фестивального марафона меццо-сопрано Мария Остроухова и пианист Александр Шайкин исполнили вокальный цикл «Ярави», Симфонический хор Свердловской филармонии — «Пять песнопений», а грандиозную симфонию «Турангалила» приберегли для заключительного концерта.

На открытии фестиваля как программное заявление прозвучала российская премьера оратории Хенце «Плот “Медузы”» для огромного состава исполнителей, едва уместившихся на сцене: оркестр с расширенной группой духовых и ударных, смешанный хор, хор мальчиков, чтец и солисты. Масштабный опус, написанный под впечатлением студенческих волнений 1968 года и посвященный памяти Че Гевары, вписывается в современный российский (и локальный, екатеринбургский) контекст. Но он намекает и на то, что для проектов такого масштаба нужно пространство побольше, а творчески коллектив филармонии уже сейчас соответствует самым высоким стандартам, выступая на лучших площадках Европы.

Директоров этих самых площадок на два дня собрал в стенах Свердловской филармонии международный симпозиум «На пути к новой филармонии: концертный зал нового времени». За протокольным названием скрывались десять часов интереснейших выступлений и общения на самые животрепещущие для руководителей концертных организаций темы. Импульс к дискуссии дали директор Свердловской филармонии Александр Колотурский и Кристос Пассас, заместитель директора бюро Zaha Hadid Architects, рассказавшие о проекте нового зала в Екатеринбурге. О своем опыте говорили генеральные директора Матиас Наске (Венский Концертхаус), Кристоф Либен-Зойттер (Эльбская филармония), Карстен Витт (Karsten Witt Musik Management), Пер Эрик Венг (Датский институт культуры в Брюсселе), Джаспер Пэрротт (HarrisonParrott).

Рассказывали не только о достижениях, но и о проблемах: Либен-Зойттер честно представил целый список оплошностей, допущенных при строительстве Эльбской филармонии — одного из самых эффектных и красивых залов последнего десятилетия и очень успешного продюсерского проекта. Спектр обсуждаемых вопросов простирался от устройства гардеробов и оптимальной локации туалетных комнат до проблем сокращения вредных выбросов в атмосферу и социальной миссии концертного зала. К началу заключительной дискуссии под названием «Что мы узнали» можно было смело отвечать: много. И если этот опыт поможет Свердловской филармонии поучиться на чужих ошибках, лет через пять жители Екатеринбурга получат фантастически красивый зал с отличной акустикой, продуманный во всех мелочах.

© Пресс-служба Свердловской филармонии

Но мало зал построить — надо его наполнить содержанием. Как показывает пятая «Евразия», с этим проблем у Свердловской филармонии нет. Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, базовый коллектив фестиваля, показывает класс и в составлении программ, и в их исполнении. Среди гостей форума в этом году — Дмитрий Синьковский со своим ансамблем La Voce Strumentale, Российский национальный оркестр, Михаил Плетнев и Пьер-Лоран Эмар, Юлия Лежнева, известный немецкий дуэт GrauSchumacher Piano Duo и даже грузинский ансамбль «Мдзлевари». Сам по себе широкий охват стилей, жанров и имен не является залогом успеха, но фестиваль предлагает нечто большее, чем просто программы на любой вкус. Это понятно даже из трех заключительных дней.

Пианисты Андреас Грау и Гётц Шумахер сыграли редкую для наших широт программу из фортепианных дуэтов ХХ века: вокруг «Космоса» Этвёша симметрично сгруппировались разнокалиберные пьесы из «Микрокосмоса» Бартока, «Макрокосмоса» Крама, «Зодиака» Штокхаузена, «Игр» Куртага, проникнутые космогоническими образами пьесы Мессиана. Эти макро-, микро- и прочие космосы сложились в большую вселенную, где такие разные планеты гармонично сосуществовали, а Барток не звучал анахронизмом по сравнению со Штокхаузеном — что такое несколько десятков лет по меркам вечности. Это были и подробный словарь фортепианной лексики ХХ века, и энциклопедия взаимоотношений пианиста с инструментом: от преклонения перед его звуковым величием до желания вывернуть ему внутренности — конечно же, исключительно во имя красоты, которую так остро чувствовали и транслировали пианисты. Иные слушатели, для которых программа оказалась слишком радикальной, выходили аккурат на самых красивых моментах. Но терпеливое большинство дуэт наградил сполна, и если теперь еще 200–300 человек не боятся фамилии Штокхаузен, чьи пьесы из «Зодиака» мерцают красотой звезд, — уже прекрасно.

Приверженцев традиционных ценностей на следующий день ждали Первый фортепианный концерт Чайковского и «Шехеразада» Римского-Корсакова в исполнении Российского национального оркестра. Но если за роялем Михаил Плетнев, обыденного не жди. В итоге концерт Чайковского прозвучал едва ли не радикальнее, чем современная программа накануне: от спокойного арпеджиато вместо пафоса первых аккордов до полного пренебрежения к привычной марафонской гонке финала. Оказывается, можно и так, но, чтобы сделать заигранный опус вновь интересным, нужны независимость и гений Плетнева. Интервью в Екатеринбурге он не давал, а вот его концерт звучал как поэтическое эссе. Тем, кому не хватило форте и привычной симфонической массы, их компенсировала «Шехеразада» под управлением Станислава Кочановского. Любовь Плетнева к русской симфонической музыке сделала РНО отличным исполнителем нашей классики.

© Пресс-служба Свердловской филармонии

Для закрытия юбилейного фестиваля сложно было найти решение лучше, чем «Турангалила» Мессиана, где встреча Востока и Запада вшита в ДНК так же, как и в концепции «Евразии». Грандиозная симфония не первый раз исполняется в России и даже не первый раз в Екатеринбурге (художественный руководитель фестиваля и Уральского филармонического оркестра Дмитрий Лисс играл ее здесь в конце 90-х). То, как сложнейшая 10-частная 80-минутная симфония прозвучала 6 декабря, превзошло все ожидания. Коллектив приложил к этому немалые усилия. Исполнить партию солирующего фортепиано пригласили Пьер-Лорана Эмара, который не просто виртуозно справляется с лавиной мессиановских фактур, а дышит в унисон с музыкой. Он был хорошо знаком с мастером и обладает достаточной степенью творческого сумасшествия, чтобы полностью проваливаться во вселенную Мессиана. Летом Эмар исполнял «Каталог птиц» в лесу в соответствии с биоритмами пернатых, и в симфонии он транслирует намного больше, чем нотный текст.

Второй солирующий инструмент — волны Мартено — не раз становился преградой на пути к исполнению «Турангалилы». Таких инструментов в мире мало, транспортировать их трудно и очень дорого. Волны, которые привезла с собой француженка Натали Форже, состоят из пяти элементов и весят около 150 килограммов. Филармония не жалеет, что потратилась, а не пошла по пути компромиссов: это не только аутентично и визуально красиво — это еще и звучит совершенно космически.

Где-то в космических пространствах пребывал в этот вечер и оркестр под управлением Лисса. Медленные части, сыграть которые едва ли не сложнее, чем быстрые, переливались тембровыми перекличками, пульсировали экзотическими ритмами, излучали таинственный свет, погружали в медитацию. Быстрые части ошеломляли единым жестом всего оркестра и взрывались такой энергетикой, что трудно было усидеть на месте. Думалось: хорошо бы однажды последовать словам Натали Форже, сказанным в интервью перед концертом, и убрать кресла из партера, чтобы позволить людям танцевать. Руководству филармонии точно стоит предусмотреть такую возможность в новом зале.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА: ВЫБИРАЙТЕ ГЕРОЕВ ДЕСЯТИЛЕТИЯ



Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245067
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246620
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413185
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419657
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423725
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429025
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429675