30 ноября 2020Академическая музыка
114

Для художественного свиста и художественного храпа

Валерий Гергиев исполнил в «Зарядье» новое сочинение Родиона Щедрина, посвященное Майе Плисецкой

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Александр Шапунов

Поперек окружающего апокалипсиса в зал «Зарядье» внезапно въехал Мариинский театр в полном обмундировании — с оркестром, хором, балетом, солидными кумирами публики во главе с Мацуевым и Абдразаковым и новенькими звездными поступлениями во главе с французским победителем последнего конкурса Чайковского Александром Канторовым. С 15 по 29 ноября, не смущаясь суровыми московскими правилами о 25-процентной заполняемости зала, мариинцы в свойственном им ударном режиме провели Второй международный фестиваль «Зарядье», в очередной раз подтвердив феноменальные кризис-менеджерские способности своего шефа.

На начало фестиваля Валерий Гергиев не поленился привезти расширенную симфоническую версию оратории Софии Губайдулиной «О любви и ненависти», прежде в Москве звучавшей только в коротком камерном варианте. А на фестивальный финал он приготовил совсем свежую партитуру Родиона Щедрина с несерьезным, казалось бы, названием «Приключения обезьяны». Жанр этого сочинения определен как «концерт для рассказчика, трубы, валторны, флейты, арфы и двух исполнителей на ударных инструментах в сопровождении струнного оркестра и чембало». Непременной деталью является строчка «в память Майи Плисецкой, так любившей этот рассказ». Очевидный прототип — прокофьевская сказка «Петя и волк», написанная в далеком 1936 году для театра Натальи Сац. Щедрин и не старается далеко уходить от нее в стилистическом отношении. Полина Маликова из БДТ в роли рассказчика говорит разными голосами и даже прихрапывает, когда речь идет о заснувшей бабушке хорошего советского школьника по имени Алеша Попов. Роскошный гергиевский оркестр добродушно изображает разнообразные перипетии, случающиеся в жизни главной героини — сбежавшей из зоосада смышленой мартышки. То фашистская бомба угодила в ее зоосад, то толпа несется за ней и милиционер свистит в свисток, то инвалид Гаврилыч неприятно намылил ей в бане глаз. История легко катится, как Колобок, лишь изредка притормаживая в задумчивости. Щедрин горстями сыплет всякие шутки оркестровки, арфистку снабжает куском бумаги, скребущим струны вместо мочалки, пишет специальную партию художественного свиста (!) и вообще ведет себя как ребенок. В наше-то сложное время.

© Александр Шапунов

Тут надо сказать, что автор рассказа, который так любила Майя Плисецкая, — Михаил Зощенко. В 1945 году «Приключения обезьяны» были напечатаны в «Мурзилке», а в 1946 году — в ленинградском журнале «Звезда», после чего выяснилось, что рассказ «представляет пошлый пасквиль на советский быт и советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо-карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно-хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами». Именно по этому рассказу прокатилось разгромное постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», фактически завершившее карьеру писателя.

Другую часть своего заключительного зарядьевского вечера Гергиев посвятил Бетховену, которому 16 декабря стукнет 250 лет (Щедрину в этот же день — 88). В Четвертом фортепианном концерте солировал еще один фаворит последнего конкурса Чайковского — Мао Фудзита. В день московского концерта ему исполнилось 22 года, и он чуть не расплакался от поздравления Гергиева и горячих рукоплесканий почти пустого зала. Чудо-юношу с идеальной беспечной техникой, радостной музыкальностью и мягким облаком звуков, на котором он парит, здесь действительно всерьез полюбили. Бетховен в его исполнении, правда, напоминал котенка с мягкими лапками, а в медленной части становилось понятно, до чего же японцы любят Чайковского. Но финал моцартовской сонаты на бис был идеален.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244864
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246428
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413020
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419511
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423589
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428896
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429549