«Сейчас вообще бэби-бум у музыкантов»

Алена Баева о Концерте Бартока, Казани, Люксембурге и пандемии

текст: Евгения Кривицкая
Detailed_picture© Jean-Baptiste Millot

В Казани проходят концерты X фестиваля современной музыки Concordia, отмененного осенью из-за пандемии. Среди участников — скрипачка Алена Баева, прилетевшая из Люксембурга с трехмесячным младенцем на руках. Между репетициями она рассказала Евгении Кривицкой о том, как относится к авантюрам.

— Алена, на фестивале ты играешь Концерт Бартока с дирижером Фабио Мастранджело. Это твой выбор?

— Да, Барток — моя большая любовь. Его исполняют реже, чем концерты «большой шестерки» — Брамса, Сибелиуса, Чайковского, Мендельсона, Бетховена, Бруха. Почему? Из-за расширенного состава оркестра, из-за масштабов — для подготовки партитуры требуется большее количество репетиций, чем сейчас принято. Но для меня в этом заключена большая радость — я готова погружаться в музыку Бартока, много репетировать, так как это абсолютный шедевр. Для меня его Концерт — совершенная классика в скрипичном репертуаре. И по структуре, и по языку мастерство композитора поражает. Тут все совершенно.

— Ты ведь не в первый раз в Казани?

— Да, бывала в этом городе много раз, и каждый концерт оставлял ощущение большого события, праздника. Здесь всегда очень ждут артистов, люди открытые, теплые. Последний раз выступала в 2017 году на фестивале «Рахлинские сезоны»: с Вадимом Холоденко и Евгением Румянцевым мы играли Тройной концерт Бетховена вместе с Александром Сладковским

— Вы с ним давние партнеры…

— Это правда. Было много совместных концертов с оркестром «Новая Россия» и не только. С ним уверенно чувствуешь себя на сцене: у Александра огромная энергия, которой он питает и заряжает окружающих.

Алена Баева на фестивале Concordia в Казани. 2021Алена Баева на фестивале Concordia в Казани. 2021© Иван Андреев

— А как Концерт Бартока появился в твоем репертуаре?

— Это прекрасная история. Мне хотелось побывать в Японии, и вот в 2006 году я увидела, что там проводится конкурс в Сендае. Необычное состязание — три тура, и в каждом надо играть концерт с оркестром. Я решила поехать, тем более что там оплачивали дорогу и проживание, пока ты участвуешь. Во втором туре предлагалось выбрать один из концертов XX века: в списке рядом со Стравинским, Прокофьевым значился Барток, которого я давно хотела выучить. И я заявила это сочинение. В тот год у меня были постоянные гастроли с разными программами, и за Бартока я взялась в последний момент, за три недели до начала конкурса. Я всегда быстро учила новые вещи и решила, что успею. Но не сообразила, что он громадный, сложный. Тогда мне очень помогла пианистка Лиза Гинзбург, известный концертмейстер, работающая в Московской консерватории. Она мне аккомпанировала партию оркестра, чтобы я смогла как-то представить себе целое. Пришлось везти в Сендай Концерт Бартока сырым, неготовым. Но как-то я его уже там доучила, прошла в третий тур и в итоге выиграла конкурс.

— Ты, я смотрю, любишь авантюры?

— Я готова рисковать, если уверена в своих возможностях. Мне интересно испытывать свои силы.

— Ты живешь в Люксембурге и специально приехала в Казань?

— Первоначально планировалось несколько концертов в России, но они по разным причинам перенеслись на другие даты. И в итоге остался только фестиваль в Казани. Я давно не предпринимала таких длинных путешествий ради одного выступления, тем более одна, с младенцем на руках. Но поскольку концертов мало, то я подумала, что надо взбодриться и добраться сюда.

Алена Баева и Вадим Холоденко. 2015Алена Баева и Вадим Холоденко. 2015© Rie Ishii

— Я помню, как ты летала с предыдущим ребенком в «переноске».

— И сейчас точно так же. Дочке только исполнилось три месяца, наш папа, пианист Вадим Холоденко, концертирует в эти дни в Парме, поэтому пришлось брать младенца с собой. Но я решила, что «не лыком шита» и смогу как в старые добрые времена. Нашлась няня, дочь хороших знакомых моих родителей. Так что все устроилось.

— Вы очень правильно использовали время пандемии...

— Сейчас вообще бэби-бум у музыкантов. У многих моих друзей родились дети... Когда мы узнали, что у нас будет ребенок, я посмотрела в календаре и увидела, что у меня аккурат через девять месяцев тур с Royal Philharmonic в Англии, концерты с BBC Scottish в Шотландии и сольный концерт в Театре Елисейских Полей. В результате все это из-за пандемии перенеслось на следующие сезоны, даже не пришлось ничего отменять.

— Свободное время прошлой весной и летом все проводили по-разному. Вадим Репин, например, рассказал, что учил много новых для себя произведений. А ты?

— Расширять репертуар мне лучше удается, когда я ставлю сочинения в программы и могу их репетировать с кем-то. А так как культурная жизнь замерла, то не могу сказать, что выучила много нового. Я это время восприняла как незапланированные каникулы, проводила время со своими детьми, чего при обычном графике не получалось.

© Ugo Ponte

— А почему твой дом именно в Люксембурге?

— Получилось случайно. Я была стипендиатом фонда Ростроповича, и Мстислав Леопольдович мне предложил в 2003 году пройти стажировку в Париже. Помог с организацией: я жила у его знакомых, во французской семье, в старинном доме XIV века. Я полюбила эту культуру, язык, французскую кухню, сам уклад жизни. И тут судьба свела меня с послом Люксембурга в Москве: он ходил на мои выступления, был меломаном. И, узнав о моей страсти и желании жить во франкофонной среде, предложил помощь в оформлении документов вида на жительство. С точки зрения локации это удобно — за два часа можно добраться до Франкфурта, Брюсселя или Парижа.

— Несмотря на локдаун, ты все же какие-то концерты играешь в Европе?

— Это все лотерея: одни залы открываются, другие — наоборот, перестают работать. В основном играю стримы вместо туров. Это все старые контракты, подписанные два-три года назад. Теперь получается вместо пяти концертов — один в пустом зале без публики, идущий в прямой трансляции. Были выступления во Франции, в Швейцарии — в Лугано. В Голландии я встретилась с Дмитрием Лиссом и его оркестром Philharmonie Zuidnederland — это было последнее его выступление в качестве главного дирижера с этим коллективом.

Время сейчас тяжелое и для музыкантов, и для агентств в Европе. Закрываются целые концертные серии: например, приостановлен знаменитый фортепианный цикл в Консертгебау, куда приглашали лучших пианистов мира. Вся эта ситуация — большая травма для мирового рынка, но Россия реально резко вырвалась вперед. Продолжать работать, проводить концерты в условиях ограничений по количеству публики — я считаю, настоящий героизм, который необходим, чтобы сохранить культуру.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244881
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246442
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413032
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419520
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423600
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428904
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429558