«Когда я вышел в финал с двумя девушками, я ни на что не надеялся, клянусь!»

Дмитрий Матвиенко — победитель Международного конкурса дирижеров имени Николая Малько в Копенгагене

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Даниил Рабовский

Конкурс имени Николая Андреевича Малько (1883–1961) с 1963 года проводится в Копенгагене Симфоническим оркестром Датского радио, с которым дирижер после отъезда из России в 1929 году много работал. Только что первое место и приз зрительских симпатий на этом конкурсе получил 30-летний белорус Дмитрий Матвиенко, уже успевший стать заметным персонажем на российской музыкальной сцене в довольно разных амплуа, но сейчас живущий в Минске. Куда ему и позвонила Екатерина Бирюкова.

— Для начала расскажите, что такое дирижерский конкурс. Как он проходит?

— Все крупные дирижерские конкурсы проходят примерно по одной и той же схеме. Сначала отправляешь заявку со своим CV и одним-двумя видео (с репетиции или концерта — это на твой выбор). В этот раз было 620 заявок, отобрали 24 человека, которые приехали на 4 тура. И в каждом туре отбирали половину. То есть 24–12–6 — и три финалиста.

Происходит конкурс следующим образом. Есть определенное количество произведений, которыми мы должны быть готовы продирижировать. Обычно это популярная классика. И нам — чаще всего перед самым началом каждого тура — объявляют, какая это будет часть. И дают минут 15–20 времени, чтобы поиграть и поработать. Для конкурса важно уметь быстро поменять звучание в лучшую сторону, мгновенно достичь результата своей работы. С каждым туром немножко времени добавляется. В финале дают уже 40–50 минут на репетицию, а вечером — концерт. Но все равно времени не так много, чтобы что-то оркестру рассказывать и объяснять. Приходилось больше работать руками.

— «Работать руками» — это репетировать, не останавливаясь на разговоры?

— Да, все приходилось показывать прямо в процессе исполнения.

— Публику пускали?

— Да, какое-то количество. Входили в масках, в зале их можно было снять. Публика была на всех турах. В городе очень большой интерес к этому конкурсу. Это очень здорово. Тем более что в тот момент еще проходил чемпионат по футболу. Но люди выбирали наш конкурс.

— Сложно было добраться до Копенгагена? Вы из Минска ехали?

— Да. Это вообще было настоящее испытание! Ну, потому что в связи с событиями, которые у нас здесь происходили, нам закрыли ЕС. Мне пришлось сдать билеты Belavia. Это была самая большая очередь в моей жизни, я часов шесть стоял, чтобы их сдать, потому что у них отключился сайт, они не отвечали на звонки. Ну понятно — там просто безумие какое-то было. Мне пришлось купить билет на поезд до Москвы, а из Москвы уже лететь в Копенгаген. А обратно было еще веселее. Я точно так же купил авиабилет до Москвы и потом на поезд. Но меня не пустили в Москву, сказали, что я могу только транзитом лететь в Минск. А выходить в город — только если у меня есть приглашение или родственники в Москве. Хотя я уже миллиард раз так ездил. И в этом сезоне тоже. Мне пришлось восемь часов просидеть в аэропорту, купить билет в Ригу, из Риги в Вильнюс, там я переночевал в гостинице и утром поехал на маршрутке из Вильнюса в Минск.

— Вы не первый раз участвуете в конкурсах дирижеров. Девушек больше стало?

— Есть такой момент. Но вы знаете что? Ситуация в этом отношении меняется не только в смысле количества, но и в смысле качества. Честно вам скажу: некоторое время назад я достаточно скептически относился к тому, что идет такой наплыв женщин в эту профессию. Не потому, что они недостойны. Конечно, достойны! Но просто в какой-то момент кран был очень уж сильно выкручен в обратную сторону. Когда ты понимаешь, что если где-то в Европе проводится хороший мастер-класс с Риккардо Мути, Пааво Ярви или Даниэле Гатти, то среди участников обязательно будут два парня и две девушки. Я понимаю, почему это происходило: это такая реакция на долгую дискриминацию женщин в этой профессии. Но сейчас я свое мнение поменял. Сейчас в этом потоке действительно есть очень талантливые, а не только образованные и наученные. Конкретно на этом конкурсе было несколько очень хороших девушек-дирижеров. Я был абсолютно уверен насчет одной австрийки (Катарины Винсор), но она, к сожалению, не прошла в финал. У нее все отлично — и в смысле коммуникации, и в смысле воли. Мне раньше казалось, что именно с этим у женщин-дирижеров могут быть проблемы. Но нет. Они все могут, и это прекрасно.

— И каково вам было, когда вашими соперницами в финале оказались две девушки из Франции и Китая?

— Когда я понял, что вышел в финал с двумя девушками, я ни на что не надеялся, я вам клянусь!

— Но за вас ведь тоже был дополнительный внемузыкальный аргумент. Минск — одна из горячих точек планеты. Белорусские волнения сейчас у всех на виду.

— Знаете, была одна неприятная ситуация на конкурсе. Из России же приехали три дирижера, все трое — мои хорошие, близкие друзья. К сожалению, они не прошли во второй тур, после чего вышла статья какого-то критика из Копенгагена под названием «Bye, Russians». В статье про них не было ни одного плохого слова. Просто желтое название для привлечения внимания. И это вывесили на сайте конкурса. Мы все очень возмутились. Это очень некрасивый ход был. На следующий день статью все-таки с сайта убрали. Потому что не хочется сюда приплетать политику. Вы спросили про Беларусь. Я не думаю — во всяком случае, мне хотелось бы надеяться, что это не так, — что политическая ситуация в моей стране каким-то образом отразилась на мнении жюри. И потом, вы знаете, у меня был хороший контакт с оркестром, они меня очень поддерживали и даже говорили, что именно хотят со мной сыграть в финале. Оркестр тоже имеет один голос в каждом туре. И еще мне сказали, что жюри буквально через пять минут обсуждения объявило результат. Так нечасто бывает. То есть очевидно, что не было никакого спора. Поэтому я надеюсь, что у меня просто неплохо все вышло на этом конкурсе.

— Перед тем, как стать симфоническим дирижером, вы были хормейстером?

— Я учился в Санкт-Петербурге три года в консерватории на дирижерско-хоровом у профессора Татьяны Ивановны Немкиной и пел во многих хорах и ансамблях — немного в Мариинском театре, немного в хоре Смольного собора. Но хормейстерской работы у меня практически и не было.

— Вы значитесь хормейстером в проекте Электротеатра и композитора Дмитрия Курляндского «Октавия».

— Вот это, собственно, единичный случай. Но я бы его тоже не назвал классическим хормейстерством, потому что там я все-таки работал с драматическими актерами. Это была своего рода лаборатория.

© Даниил Рабовский

— В любом случае ваш путь к симфоническому дирижированию был непрямым.

— Да, вы правы. Путь был достаточно долгим. Когда я поступил в Московскую консерваторию на симфоническое дирижирование — уже после того, как поработал в хоре у Теодора в Перми, — я еще достаточно долго связывал свою жизнь с вокальными ансамблями. Пел в хоре Intrada некоторое время, в ансамбле N'Caged — до прошлого сезона. Хотя нет, еще и в этом сезоне было с ними несколько спектаклей в Электротеатре. Я очень ценю этот ансамбль, для меня это важная история. Я до последнего старался, чтобы это в моей жизни оставалось, даже когда у меня уже начались концерты с ГАСО, НФОР, Musica Viva и другими оркестрами. Я не исключаю, что с N'Caged мы что-то еще сделаем.

— А чем вам дорог N'Caged, вокальный ансамбль ультрасовременной музыки из нескольких человек? Это же совсем, казалось бы, не имеет отношения к симфоническому дирижированию, к опере «Травиата», недавно прошедшей под вашем управлением в Большом театре Беларуси. Кто-то даже может сказать, что это не очень музыка.

— Ну вот те, кто так скажет, — да, они совершенно не поймут, как я могу и дирижировать «Травиату», и петь в N'Caged. Знаете, для меня в этом смысле лучший пример — Владимир Михайлович Юровский, который берется и за Баха, и за Штокхаузена, может сесть за хаммерклавир или выступить в качестве драматического актера в «Маленьких трагедиях» на музыку Альфреда Шнитке. У него есть в Москве фестиваль современной музыки «Другое пространство». И в то же время он сделал лучшего «Дон Жуана» в Глайндборне с Оркестром века Просвещения. А сейчас — «Кавалера розы» в Мюнхене. Мне кажется, это самый правильный путь сейчас для дирижера — быть универсальным солдатом. Оставаться в одном жанре, заниматься какой-то одной эпохой — это немножко скучно. Я рад, что у меня есть возможность делать разное. Наверное, это заезженно звучит, но скажу: моя работа с N'Caged и Электротеатром наполняет меня и потом каким-то образом откликается во всем, что я дирижирую.

— И даже в «Травиате»?

— Конечно. Тем более столько уже разного с ней случалось. Последняя известная трактовка — это, конечно, то, что сделали Теодор с Уилсоном. Курентзис — вот тоже пример дирижера, который работает с абсолютно разными жанрами и эпохами.

— Что вам дала работа у него в Перми?

— Там я как раз решил учиться дальше и не останавливаться только на хоровом дирижировании.

— Вы там дирижировали?

— Нет. Только один раз Виталий Анатольевич Полонский (хормейстер musicAeterna. — Ред.) разрешил сделать видеозапись для латвийского конкурса — я его потом выиграл. Несмотря на то что я просто пел в хоре, те полтора сезона, которые я провел в Перми, очень для меня важны. В первую очередь это невероятное количество знакомств. Многие люди, с которыми я дружу уже много лет, — именно из того пермского времени. Недавно у меня в Питере был концерт, они меня пригласили к Теодору на репетицию, мы все обнимались, болтали. Это семья, которая теперь уже всегда со мной.

— С вашей женой Надей Кучер вы тоже в Перми познакомились?

— Нет, мы с ней познакомились в Питере. Хотя мы оба из Беларуси. Она была на четвертом курсе консерватории, я на первом. А в Пермь мы уже через три года уехали.

— Какие перспективы открываются перед вами после победы в Копенгагене?

— Прежде всего, это, конечно, ангажементы. Единственная премия, которая их дает, — это как раз первая. Поэтому так важно было ее выиграть. 24 оркестра предлагают мне концерты в течение двух сезонов. Причем многие оркестры достаточно высокого класса. То есть там нельзя дебютировать «с кондачка». Туда надо приезжать обыгранным, выученным. Это уже следующий профессиональный этап — который, на самом деле, намного сложнее конкурса. Это первое. Второе — председатель жюри Фабио Луизи на один сезон становится моим ментором. Что это значит? Он тебя поддерживает во всех твоих начинаниях, рассказывает в театрах и оркестрах, старается тебе помогать с карьерой, знакомит с нужными людьми. Мы с ним уже на связи. И третий момент — это агентура. К этому я не очень был готов. Множество агентов мне позвонили, написали и прямо после конкурса меня встретили и начали со мной разговаривать. Разобраться в этом рынке — это «третье отделение концерта» и, возможно, самое сложное. Тут очень важно сделать правильный выбор. Вот такие перспективы.

— При этом вы остаетесь работать в Большом театре Беларуси?

— Сезон подходит к концу. Сейчас мы ведем переговоры с новым директором о дальнейших творческих планах. Я сразу предупредил их о том, что следующий сезон у меня будет достаточно плотным. Но в Минске у меня важная история — в ноябре—декабре я ставлю там «Самсона и Далилу». И эти полтора месяца я точно там проведу. Я не хочу уходить из театра, честно скажу. И я надеюсь, что мы найдем какие-то варианты сотрудничества.

— Сколько вы там уже работаете?

— Ну смотрите, как все случилось. Я, в принципе, в Минске живу только один сезон. Я решил сюда вернуться, потому что случилась пандемия и у меня резко отменились все проекты в России. Буквально за один час я получил отовсюду эсэмэски с отменами. Это в прошлом марте было. И до конца сезона вообще нет работы. А у меня семья в Минске, маленький ребенок, я туда каждый месяц из Москвы ездил, это было ужасно неудобно, но вот так мы жили. А минский оперный театр не закрывался во время пандемии практически вообще. И я понял, что для меня это хорошая возможность просто нарастить оперный репертуар и набраться опыта. Так и произошло. В течение сезона я продирижировал шесть новых для себя опер, Реквием Верди, несколько концертов и балетов. Поэтому я считаю, что правильно сделал. В данный момент я рассматриваю Минск как базу для отдыха между проектами. Хорошо, если я два-три месяца здесь в следующем сезоне проведу. Все остальное время я буду в разъездах. Сначала Бавария, потом Монте-Карло, Болонья, потом постановка «Мертвого города» Корнгольда с Валентином Урюпиным и Василием Бархатовым в московской «Новой опере» и еще миллиард концертов.

— Какая же это база, если закрыто авиасообщение?!

— Ну да, это называется — «не в бровь, а в глаз». Ну кто же знал, что так произойдет?! Конечно, то, что закрыли ЕС и авиасообщение у нас ограничено, — это очень большая проблема. Но я очень надеюсь, что она не вечная. Очень не хочется думать, что закроется Belavia. Страна не может жить без своей авиакомпании. Ну, тем не менее Турция не закрылась, еще сколько-то вариантов перемещения по миру пока остается.

— А что будет в Баварии?

— Владимир Михайлович пригласил меня ассистировать ему в постановке «Носа» Шостаковича с Серебренниковым. Это будет открытие сезона в Баварской опере. Первые две недели я проведу в Москве на подготовительных постановочных репетициях с Кириллом Семеновичем и солистами. А потом мы поедем в Баварию, где будем все это объединять.

— Минский театр не станет возражать против того, что вы работаете с Серебренниковым?

— Именно с Серебренниковым? (Смеется.) Вы очень переоцениваете информационное поле, за которым следит наш театр. Для меня это знаковая фигура. Я очень люблю «Гоголь-центр», ходил туда регулярно, когда жил в Москве. Вопрос — отпустит ли меня вообще театр на эту постановку. Но это никак не будет связано конкретно с Кириллом Семеновичем, поверьте.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242524
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243407
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411025
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417612
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421803
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427127
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427947