16 августа 2021Академическая музыка
124

Будущее не за горами

Люцернский фестиваль открылся выступлением Российского национального молодежного симфонического оркестра

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Peter Fischli / Lucerne Festival

Сказочный Люцерн пустоват, туристов мало, не все рестораны работают, но респектабельный летний фестиваль выходит из пандемического безвременья. Его девиз в этом году — verrückt, то есть «сумасшедший», «чокнутый», а также «отклоняющийся от нормы». В качестве тематического подспорья из классиков привлечены Шуман и Бетховен, хотя, честно говоря, с раскрытием темы нынче можно справиться и без них.

В концертный зал KKL (знаменитое творение французского архитектора Жана Нувеля) наконец-то разрешено впускать до 1000 человек, и это важное событие в культурной жизни Швейцарии. До 12 сентября в рамках фестиваля пройдет больше сотни концертов, в том числе — обязательный парад топовых европейских коллективов: «Западно-восточный диван» и Берлинская штаатскапелла с Даниэлем Баренбоймом, Тонхалле с Пааво Ярви, Мариинка с Валерием Гергиевым, Консертгебау с Даниэлем Хардингом, Берлинская филармония с Кириллом Петренко, Венская филармония с Гербертом Блумстедтом, Лондонский симфонический оркестр с Саймоном Рэттлом, Будапештский фестивальный оркестр с Иваном Фишером, Les Arts Florissants с Уильямом Кристи и так далее. В общем, что-то вроде саммита «Большой двадцатки» в оркестровом мире.

© Manuela Jans / Lucerne Festival

В былые времена фестиваль открывал хозяин — Люцернский фестивальный оркестр, которым после смерти Клаудио Аббадо руководит Рикардо Шайи. Пару лет назад интендант Михаэль Хёфлигер придумал в первые фестивальные дни выпускать на разогрев молодежь — под лозунгом «Musicians for Future». Если бы не пандемия, наш РНМСО дебютировал бы тут еще год назад. Тогда собирались везти «Симфонические танцы» Рахманинова. В этом году выяснилось, что из-за эпидемиологической ситуации Рахманинов на сцену не влезает — слишком многолюдный. А Чайковский влезает — у того состав оркестра поменьше. Так что осталось подобрать маски для струнников в цвет сценической одежды (на духовиков их никак не надеть), утвердить гору спецсоглашений о пропуске через границу, пройти все остальные ритуалы нынешнего странного времени — и вот сто человек в возрасте от 22 до 30 лет играют перед седовласой публикой Люцерна (среди которой и я).

В программе — «наше все»: Скрипичный концерт и Шестая симфония Чайковского. Солист — победитель последнего конкурса Чайковского, тонкий мастер с невероятно красивым звуком 32-летний Сергей Догадин, дирижер — новый музыкальный шеф московского театра «Новая опера» 35-летний Валентин Урюпин. Публика (как и я) слышала эту музыку в своей жизни много раз. Радикальные интерпретации Теодора Курентзиса и здешней любимицы Патриции Копачинской тоже, надо думать, тут известны. А для молодых российских оркестрантов это как раз совсем свежее, сочное и острое переживание. Они не просто здорово играют, но еще и каждую ноту разглядывают. Музыкальных событий, кажется, происходит раз в десять больше, чем обычно, причем таких, что голова кружится и сердце колотится. В итоге стоячая овация.

© Peter Fischli / Lucerne Festival

Эти чудеса несколько проясняет разговор с директором оркестра Ильей Репенаком, который мы ведем на обратной дороге в Женевский аэропорт сквозь поля подсолнухов и стада коров. «У молодежного оркестра нет возможности сделать программу так же быстро, как у взрослого. Нам нужно много времени. Чтобы выучить, обыграть. Для Вали Урюпина Шестая симфония тоже была в первый раз. Он запросил огромный репетиционный период. Детально копался. И ребята копались вместе с ним. У нас акценты смещены. Ее же все играют — про смерть, про все вот такое. А у нас она — про ненависть к смерти. Когда мы первый раз ее играли — после нее ребята выходили со сцены, прятали глаза, потому что было как-то неловко обнажать свои чувства. Вчера ее четвертый раз играли. Но вчера, наверное, пол-оркестра тоже еще долго от нее отходило».

Важнейшая немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, дружелюбно отозвавшись о выступлении российской молодежной оркестровой элиты (РНМСО входит в нацпроект «Культура», куратор — Московская филармония), социально осознанно сравнила люцернское начинание Musicians for Future с молодежным экологическим движением Fridays for Future. Однако это музыкальное будущее — уже вполне себе настоящее. Российский национальный молодежный симфонический оркестр, в отличие от многочисленных сезонных молодежных проектов, существует круглогодично на постоянной зарплате. Дает порядка 40 концертов в год в Москве и по стране. А месяц назад впервые поехал на зарубежные гастроли и сразу — в один из священных залов старой Европы, в венский Музикферайн. Каждый год в оркестр стекаются выпускники и учащиеся консерваторий со всей страны. Конкурс большой. Есть свой прекрасный зал — филармония-2, где с ними в ежедневном режиме занимаются педагоги, концертмейстеры и дирижеры. Причем не абы какие. «Кого вспомните самого любимого из дирижеров?» — кричит Репенак автобусу. «Лазарева!» — дружно вопит автобус. Свой четвертый сезон РНМСО открывает в сентябре — с кем бы вы думали — с Филиппом Херревеге за пультом. В программе — Бетховен и Брамс. «Надо почистить ушки», — объясняет директор.

© Peter Fischli / Lucerne Festival

Что и говорить, оркестр балованный. Какая-то смесь пионерского лагеря и Царскосельского лицея. Судя по всему — это отличное поствысшее образование, вхождение в профессию оркестрового музыканта. Уже порядка 45 бывших участников РНМСО сидят во взрослых оркестрах страны. Еще для девятерых концерт в Люцерне был последним, их следующие места работы — Большой театр, спиваковский НФОР, Пермь. Директор не скрывает гордости. «В советское время был совсем другой престиж у этой профессии. Про нее и говорили-то — “служить”: я служу в таком-то оркестре, в таком-то театре. А в 90-х со всеми их финансовыми проблемами работать в оркестре стало совсем непрестижно. При этом все равно 99 процентов выпускников консерваторий приходили работать в оркестр! И это считалось провалом. А на самом деле это не провал. Сидеть на сцене с большим количеством хороших друзей, играть классную музыку с классными дирижерами и солистами, за это получать деньги — это разве не счастье?» Действительно, и не возразишь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241514
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249522
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416218
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420460
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425712
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427058