1 октября 2021Академическая музыка
152

«Находить точки соприкосновения между разными медиа»

Яннис Кириакидес — о российской премьере «Orbital» на фестивале «Территория»

текст: Александра Александрова
Detailed_picture© Peter Gannushkin

В воскресенье, 3 октября, в театре «Школа драматического искусства» пройдет мультимедийный концерт-перформанс «Plug&Play» — совместный проект Aksenov Family Foundation, фестиваля «Территория» и Московского ансамбля современной музыки. Сквозной сюжет вечера, напоминающего о лучших традициях музыкальной программы «Территории», — кросс-дисциплинарный поиск, работа на стыке звука, визуальных и перформативных практик от ведущих композиторов наших дней. В программе — «Don't Whistle, Masha!» Алексея Сысоева (2020), прошлогодний хит «Русской музыки 2.0», и три российские премьеры — «F1» Александра Шуберта (2017), визитная карточка одного из главных героев современной немецкой музыкальной сцены; «A Cow in the Backyard» (2020), свежая партитура Елены Рыковой (Россия/США), созданная резиденткой Гарварда в соавторстве с художницей Марией Корол; «Orbital» (2020) Янниса Кириакидеса — 25-минутная медитация для видео и ансамбля. О том, как писался этот лирический дневник композитора времен пандемии и как в «Orbital» инструментальный ансамбль ведет диалог с мультимедиа, Яннис Кириакидес рассказал Александре Александровой.

«Orbital» выглядит попыткой зафиксировать состояние той новой реальности, в которой все мы очутились прошлой весной. Как вы пережили 2020 год?

— Мне кажется, в Голландии изоляция была не такой строгой, как в некоторых других странах — по крайней мере, в Европе: можно было выходить из дома, а моя студия находится в 10–15 минутах езды на велосипеде, поэтому я мог просто приезжать туда и работать. Как у композитора у меня было несколько заказов — я только что дописал новую оперную партитуру, поэтому в начале локдауна не очень-то скучал. Но вот когда концерты один за другим стали переноситься или отменяться, у меня стали возникать сомнения — а для чего я вообще сочиняю, если перспективы исполнения моей музыки становятся все более и более призрачными? Сейчас интересно вспоминать, что моей первой премьерой после карантина стала большая оркестровая пьеса, сыгранная в Консертгебау, — я помню, как меня постоянно мучили кошмары, когда я ее писал: партитура для оркестра — это всегда очень большая ответственность, а уж когда ты даже не знаешь, будет ли она сыграна, то неизбежно думаешь: а стоит ли игра свеч? Даже в конце прошлого лета, когда мир стал постепенно заново открываться, и сейчас, когда количество концертов со временем только увеличивается, у меня сохраняется это чувство, будто все заказы и планы «подвешены» и никто не может быть уверен наверняка, что осуществится даже часть из них.

В прошлом году я втайне наслаждался тем, что не чувствовал давления от обязанности быть композитором вне дома, — я был композитором, скажем так, внутри него.

Мы не раз говорили об этом с моими друзьями-композиторами — у всех похожие фобии. Все-таки за последние полтора-два года произошел сдвиг — и уже никто не может с уверенностью сказать, что будет происходить через год или в следующем сезоне.

Для музыкантов 2020 год был очень непростым, но меня как композитора пандемия затронула в меньшей степени, чем многих моих коллег. Я говорю об этом с определенным чувством вины — если честно, мне даже нравилось проводить столько времени дома или в студии, когда не нужно было путешествовать в привычном бешеном ритме, а преподавать можно было онлайн, в Zoom. Мне нравилось это ощущение внезапно высвободившегося времени — хотя на самом деле его было не так уж и много: я принялся за «Orbital», потом работал над часовым струнным квартетом, который писался не по заказу. Я втайне наслаждался тем, что не чувствовал давления от обязанности быть композитором вне дома, — я был композитором, скажем так, внутри него.

— Как вам пришла в голову идея «Orbital»?

— У меня есть группа, которая называется Maze, и в первые месяцы локдауна, пока у нас не было концертов, мы думали о том, что нужно сделать что-то онлайн. Мы решили начать с того, что стали записывать видео, и собирались потом как-то использовать эти материалы. Дорога от моего дома до студии проходит вдоль амстердамской кольцевой дороги А10 — вот ее-то я и снимал. Когда этот привычный маршрут был зафиксирован — а это примерно одна шестая часть всей кольцевой, — я подумал, что можно было бы проехаться с камерой дальше; так все и началось. Я не считаю себя ни видеорежиссером, ни фотографом, ни оператором — у меня есть только айфон, довольно качественно записывающий видео, поэтому я просто продолжал снимать, не претендуя на то, чтобы делать что-то значительное. Конечно, мне было важно запечатлеть это время, ощущавшееся как очень странное — убежден, вы это тоже переживали, когда выходили на улицу: никаких пробок, звенящая тишина в тех местах, которым сам бог велел быть очень шумными, — довольно зловещее чувство.

Яннис Кириакидес. «Orbital» (2020)Яннис Кириакидес. «Orbital» (2020)© Yannis Kyriakides / Donemus

— Это ведь одна из ключевых идей «Orbital» — когда картинка, которую вы фиксируете, кажется поначалу спокойной и даже умиротворенной, но на деле она наполнена драматическим содержанием. Очень важную роль здесь играет эффект глитча — реальность, за которой наблюдает ваша камера, то и дело искривляется, начинает «фонить».

— Интересно, что изначально «Orbital» должна была выглядеть несколько иначе: у меня было примерно десять видеозаписей, которые я наложил на своеобразную карту кольцевой дороги, но мне показалось это слишком сложным — было слишком много общей информации, но ничего ценного для музыкантов, за что они могли бы зацепиться. Понадобилось много времени, чтобы понять, как работать с исходными видеоматериалами, — я сомневался, стоит ли их обрабатывать, добавлять ли эффект глитча, о котором вы говорите. Я попробовал добавить нечто вроде объемных пузырей, удлиняющих пропорции, я хотел, чтобы они выполняли функцию своеобразной партитуры, но мне показалось, что это выглядит слишком мило, гладко — а это было бы не так интересно. В итоге я пришел к тому, что в «Orbital» появились, как я их называю, «воздушные змеи» — это плавающие объекты, генерируемые компьютером, которые «запускают» сами музыканты. К одному или нескольким инструментам подключены микрофоны, и, когда громкость звучания превышает установленный порог, это запускает движение «змея» — его форма, место, траектория движения определяются случайным образом. Мне нравится, что в какие-то моменты музыканты не просто взаимодействуют с видео, но способны своей игрой влиять на то, что зритель видит на экране, — в каком-то смысле это идеальная для меня ситуация.

Глитч я использую отчасти и по визуально-эстетическим причинам — мне хотелось сделать изображение менее реалистичным, чем-то напоминающим сон. Но в какой-то момент я подумал о том, что было бы интересно создать ситуацию взаимодействия с ним «змея», — я представляю себе глитч как пять линеек нотного стана, как музыкальный холст, и если «змей» попадает в это поле, то музыканты могут на это отреагировать. В инструкции для исполнителей сказано, что музыканты должны следить за всплывающим «змеем», связанным с одной из нот, обозначенных на видео, — и затем могут управлять звуком в зависимости от движения «змея». Исполнители могут работать и с ситуацией, когда «змей» взаимодействует с глитчевой частью изображения: я рекомендую, например, добавлять в саундтрек «Orbital» посторонние шумы — хотелось бы добиться напряжения между чистым и более тревожным звуком.

Предоставлять исполнителям свободу принимать художественные решения самостоятельно — это вообще сущая радость.

— Видео, созданное вами для «Orbital», является одновременно и партитурой, по которой играют музыканты. Как устроено это взаимодействие ансамбля и записи?

— Повторюсь: самое важное для меня — чтобы у музыкантов была возможность влиять на то, что мы видим на экране. Предоставлять исполнителям свободу принимать художественные решения самостоятельно — это вообще сущая радость. У меня, конечно, есть свои предпочтения, но мне не хотелось бы их слишком сильно навязывать — всегда интересно, когда музыканты находят свои собственные решения и ходы. В инструкции к «Orbital» помимо нот, «вшитых» в видеоряд пьесы, есть еще и набор мелодий, которые на экране не появляются. В видео то и дело появляются числа от одного до пятнадцати — так зашифрованы эти мелодии, которые можно исполнять на любых инструментах.

— Сверхсюжет большинства ваших произведений — синтез музыки и мультимедиа, одновременно вы всегда проблематизируете восприятие музыки, коммуникацию с ней. Какое место в этом смысле в вашем творчестве занимает «Orbital» — и какая роль в ней отведена публике?

— Когда я говорю о мультимедиа и анализирую их значение для меня, я часто имею в виду не прямые отношения между звуком и изображением, когда одно иллюстрирует другое на любом из уровней — темпоральном, семантическом, повествовательном, метафорическом. Интересно, когда есть контраст или, наоборот, совпадение: замечая нечто общее, зритель пытается соединить оба явления в своем восприятии. Поскольку «Orbital» — это видеопартитура, значит, исполнителям приходится реагировать и переводить на музыкальный язык нечто визуальное, а вот насколько это считывается аудиторией — интересный вопрос. Я не уверен, понимают ли зрители, что «змей», к примеру, запускается музыкантами, — большинство людей, с которыми я разговаривал после первого концерта, не понимали, что все работает именно так. Но эта связь есть — и она, конечно, влияет на создание пьесы как целого. С другой стороны, в «Orbital» атмосфера музыки и атмосфера визуальных эффектов отчасти коррелируют друг с другом — и, конечно же, не нужно забывать о том, что на видео также есть звук, являющийся частью записи, которую я немного обработал, и ее присутствие тоже привносит гармонизирующее и объединяющее начало. Моя общая стратегия при работе с видео или другими медиа заключается в том, чтобы находить точки соприкосновения между ними — но чтобы одновременно каждый из элементов выражал независимо что-то свое.

Яннис Кириакидес. «Orbital» (2020)Яннис Кириакидес. «Orbital» (2020)© Yannis Kyriakides / Donemus

Когда я придумываю новую пьесу, то представляю себя на месте аудитории — по крайней мере, пытаюсь представить, как та или иная идея будет восприниматься извне. У меня нет определенного представления о том, что должен чувствовать зритель. В случае «Orbital» мне бы хотелось, чтобы она смотрелась немного сюрреалистично, магически, как во сне, но я не могу гарантировать, что во время исполнения каждый почувствует себя именно так. Должен признаться, что я не слишком уверенно чувствую себя по отношению к работам с таким типом визуальности, — в «Orbital», например, я не до конца уверен в оправданности применения глитча и похожих эффектов, потому что они смотрятся очень броско. Обычно мои видео куда более графические, я значительно больше работаю с текстом — и чувствую себя в этом увереннее, так что «Orbital» выходит за пределы моей зоны комфорта.

— Московская премьера «Orbital» станет вторым по счету исполнением вашей пьесы. Как в минувшую субботу прошла ее мировая премьера в Мюнстере и принесла ли она какие-то открытия?

— Одну вещь я действительно понял: это довольно долгая 25-минутная пьеса с определенной структурой, в которой интенсивность звучания возрастает волнообразно, — и музыканты здесь играют ключевую роль в созидании формы целого. В Мюнстере «Orbital» исполнялась большой командой из 15 человек — возможно, им было сложно существовать ансамблево, а мне бы хотелось, чтобы возникала ситуация сговора. Но пусть они играют это так, как играют, — не люблю командовать музыкантами.

Премьера была очень странной: на саундчеке все звучало просто прекрасно, и я был абсолютно счастлив. Все-таки запись, которую мы выпустили задолго до концерта, делалась по отдельности каждым из исполнителей, так что «змеи» не коррелировали с тем, что играли музыканты, — поэтому, когда мы наконец сыграли «Orbital» вживую и все заработало как надо, это было великолепно. Во время концерта мне было очень непривычно сидеть вместе с публикой — я уже много лет не слушаю свои премьеры из зала, потому что обычно сижу за компьютером или за микшерным пультом. Но в Мюнстере во время исполнения все начало глитчить по-настоящему, а потом компьютерная программа и вовсе сломалась — так что пришлось все играть заново. Это катастрофа, конец, подумал я в тот момент, — но в итоге музыканты справились на ура.

Яннис Кириакидес. «Orbital» (2020)Яннис Кириакидес. «Orbital» (2020)© Yannis Kyriakides / Donemus

— В программе «Plug&Play» вместе с российской премьерой «Orbital» прозвучат произведения Александра Шуберта, Елены Рыковой и Алексея Сысоева, в каждом из которых по-своему ведется диалог между музыкой и мультимедиа. Как вам такое соседство?

— Я давно знаком с Александром Шубертом, и мне очень нравятся его работы. Они совсем не похожи на то, чем занимаюсь я, — гиперактивные, виртуозные и в то же время сюрреалистичные. Елена Рыкова работает просто блестяще — мне всегда доставляет наслаждение наблюдать за тем, как мои коллеги, в том числе из России, экспериментируют в области мультимедиа. На самом деле эстетически я чувствую очень тесную связь со многими российскими композиторами, и мне ужасно жаль, что я не смог приехать сейчас в Москву. Одновременно я счастлив, что мне не придется ни о чем беспокоиться, — я обожаю музыкантов МАСМа, они много играли мои «открытые» партитуры, и, убежден, они поймут «Orbital». Очень хочу услышать это исполнение — надеюсь, «Территория» его запишет.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244726
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246277
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412887
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419377
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423482
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428778
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429450