«Можно только догадываться, каким семьянином был Бах»

Юлия Лежнева о предстоящем дебюте в Ковент-Гарден, отличии Баха от Генделя и недосказанности в хорошем смысле слова

текст: Илья Овчинников
Detailed_picture© Decca

В музее-усадьбе «Архангельское» впервые проходит фестиваль старинной музыки «Шедевры барокко». Двумя концертами его открыл Джулиано Карминьола — один из самых известных в мире скрипачей-аутентистов. В ближайшие дни выступят оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина (6 июня), Берлинская академия старинной музыки (7 июня) и венецианский ансамбль Il Pomo d'Oro со скрипачом Дмитрием Синьковским (9 июня). Форум завершится 10 июня выступлением легендарного оркестра Europa Galante под управлением скрипача и дирижера Фабио Бьонди. Главным концертом фестиваля для многих любителей барокко станет вечер Юлии Лежневой: в сопровождении Musica Viva она исполнит арии Вивальди и Генделя. В неполные 25 лет у этой российской певицы — эксклюзивный контракт с Decca, сотрудничество с лучшими барочными дирижерами и вокалистами, выступления на крупнейших фестивалях мира. Между концертами тура «Гендель в Италии» Юлия нашла время для выступления в Москве. А накануне поговорила с Ильей Овчинниковым.

— Как сложилась программа «Гендель в Италии»?

— Мы давно хотели сделать новую программу вместе с Джованни Антонини — она появилась, совместными идеями вдохновленная. С Il Giardino Armonico и Антонини всегда хочется делать что-то новое — давать концерты, записывать диск... тур включает Финляндию, Португалию, Англию, Испанию, Австрию, Хорватию, Норвегию. В Москве маленький перерыв — смешанная программа из Генделя и Вивальди, затем Германия и Турция. Только что пела «Генделя в Италии» в Бергене — там каждый год проходит очень крупный фестиваль, с барочной музыкой и не только. Про Зальцбург или Вербье мы чаще слышим, чем про Берген, о котором я до недавнего времени не задумывалась. Но, когда меня пригласили, я поняла, что это очень престижный фестиваль, к тому же в таком восхитительном месте, и с погодой очень повезло.

— Интересно, что эту программу вы поете не только с Il Giardino Armonico: в ряде концертов тура вам аккомпанировал Барочный оркестр Хельсинки — в Хельсинки, в Лиссабоне, в том же Бергене...

— Да, Il Giardino Armonico очень занятые, они не могут приехать всюду, а Барочный оркестр Хельсинкизамечательный, мы давно друг друга знаем. В апреле у нас была эта же программа с небольшими изменениями — и очень здорово встретиться снова. Они не только замечательные музыканты, которых одно удовольствие слушать, но и такие теплые люди, такие радостные... Мы не виделись с 2010 года, но, когда я приехала в Хельсинки на репетицию, было ощущение, что я и не уезжала никуда. С Аппо Хяккиненом приятно работать — он легкий человек, фантастически ведет переписку, замечательный дирижер и много важного советовал мне во время репетиций, у него совершенно особое видение музыки. Надеюсь, мы еще будем выступать вместе.

— Эта программа меняется для вас в зависимости от ансамбля и дирижера?

— Безусловно. С Антонини чувство абсолютно итальянское, никуда не денешься. А у Аппо манера скорее немецкая или английская, ощущение ближе к Гардинеру или Херревеге. Постоянный дух импровизации — это кредо Il Giardino Armonico: они все время ищут, не доводя поиск до конца, оставляя ощущение недосказанности в хорошем смысле слова, мимолетности. Со временем я надеюсь эту программу расширить. В ней арии из опер, из ораторий, есть антифон «Salve Regina» — надеюсь со временем представить эту программу и в России.

— Вы ведь стали больше прежнего выступать в России, верно?

— Да, приглашать стали чаще — это очень хороший знак. Даже чаще, чем я могу, приходится отказывать, расписание не позволяет. Приятно — не то слово, я очень горда, что наконец так получается. После гастролей и больших, и маленьких, как в Бергене, возвращаюсь в Москву обязательно. Если поездка — около двух недель, стараюсь, чтобы и отдых занимал столько же времени.

— Какое место вы отводите Генделю среди великих композиторов? Гендель или Бах — популярная тема для споров на музыкальных форумах.

— Ни один день без музыки Баха у меня не обходится, я постоянно ее включаю — обычно это «Хорошо темперированный клавир» в исполнении Гленна Гульда или «Гольдберг-вариации». А раньше слушала без перерыва «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», Мессу си минор, кантаты и мотеты. И Гендель, и Бах для меня крайне загадочны, хотя они были, судя по всему, очень разными людьми — можно только догадываться, каким семьянином был Бах и каким свободолюбивым был Гендель, что, наверное, отражает и музыка. Музыка Генделя, которая звучит в нашей программе, написана почти моим ровесником, и я пытаюсь представить себе, что у него в голове происходило, какой это был сгусток страсти, энергии, как у него в душе все кипело и потом выплескивалось в музыке.

— В последнее время вы пели с двумя российскими оркестрами — Большим симфоническим оркестром Владимира Федосеева и Musica Viva Александра Рудина. Поделитесь впечатлениями о каждом, пожалуйста, — обычно вы выступаете с ансамблями более компактными, нежели БСО; как вам работалось?

— Очень легко, интересно и по-доброму. На концерте у нас такая связь возникла с дирижером — я чувствовала отеческую его заботу, а для меня важнее всего именно атмосфера. Они не просто «справились», а блестяще сыграли — в том числе вещи, которые для них непривычны, например, Броски и Сальери. Владимиру Ивановичу хотелось, чтобы они это попробовали, чтобы им это было интересно, — очень надеюсь еще с ними выступить. С Musica Viva контакт тоже складывался легко, мы хорошо друг друга понимали. Репетировали на их базе, и я там так раскрепостилась с ними, что даже советы какие-то стала давать. Очень подробно разбирали каждую фразу, каждый нюанс, стремясь абсолютно слиться друг с другом. Было и время, и желание, и вдохновение — замечательные несколько дней репетиций.

© modern-opera.com

— Три года назад в интервью вы говорили: «Агенты эксплуатируют молодых певцов до такой степени, что в тридцать они поют как в шестьдесят и скоро их выкидывают. Все стараются взять певца как можно моложе, выжать из него все что можно и выбросить». Удается ли вам не попасть в этот конвейер и строить свои планы самой?

— Тогда я была очень этим озабочена, боялась попасть в такую ситуацию и боролась с ней. Сейчас есть круг людей, кому можно доверять; завязалось много знакомств с музыкантами, с промоутерами, которым не наплевать на здоровье певцов, которые очень заботливы, и мне уже немного спокойнее.

— Как сейчас складывается ваш график, на сколько лет он расписан и в какой степени вы можете управлять им сами?

— Расписан более или менее стандартно, сейчас 2017 год обсуждается. В моем расписании нет коллапса, меня приглашают, когда я свободна, это меня более чем устраивает, и мне очень нравятся все идеи, которые кипят вокруг меня, новые фестивали, новые оперные театры... все это очень интересно. Можно самой планировать туры, выбирать оркестры. Лучше всего этот баланс, когда можно и откликаться на приглашения, и свое что-то планировать — представляться людям по-разному. Интересно, как разные промоутеры, разные дирижеры, приглашая тебя, видят тебя в разном свете. Это очень ценно и не дает заскучать. То месса, то оперная роль, то барочная партия в концерте, то турне с одной программой и разными оркестрами...

— Три года назад вы впервые участвовали в оперной постановке — «Гугенотах» Мейербера. Этот сценический опыт у вас пока единственный?

— Да, с тех пор были исключительно концертные версии опер, но ближайшая постановка — уже в ноябре в Королевской опере Версаля. Буду петь главную женскую партию в опере Хассе «Кир, царь Персии» — это ее французская премьера, за которой последуют турне и запись. Макс Эмануэль Ценчич будет петь заглавную партию и впервые выступит в роли постановщика! Опера с грандиозным количеством речитативов... а через год меня ждет дебют в Ковент-Гарден в роли Церлины. Состав потрясающий: Доротея Рёшманн, Альбина Шагимуратова, Алекс Эспозито, Кристофер Мальтман, Роландо Вильясон... Дирижировать будет Ален Альтиноглу, а на гастролях в Японии — Антонио Паппано.

— Рассказывая о «Гугенотах», вы говорили, что не занимались прежде актерским мастерством, не играли на сцене, и для вас это был шок. В связи с предстоящими ролями планируете ли этим заняться?

— Обязательно буду смотреть записи разных постановок перед тем, как начинать эту работу. Не думаю, что буду брать уроки: когда ты оказываешься в гуще событий и должен что-то сделать сам, это развивает тебя гораздо больше, чем если создавать себе комфортные условия и брать педагога. Если я буду себя уверенно чувствовать в музыке, в своей партии, мне будет интересно прийти на репетицию и сравнить то, как я себе это представляла, c тем, как это будет на самом деле, права ли была я. Работа над собой плюс совместное творчество с режиссером и дирижером — все это будет очень интересно.

— Продолжается ли ваше сотрудничество с Марком Минковским?

— Последний раз мы выступали вместе в прошлом сезоне в парижском зале Плейель, когда отмечалось тридцатилетие оркестра «Музыканты Лувра». У Марка были и другие идеи, но они не совпали с моим расписанием, хотя встречаться с ним — всегда огромная радость, он для меня почти член семьи, родной человек. Его влияние на меня, его роль в моей жизни и карьере, в моем постижении репертуара невероятно важны.

— В камерных программах вы пели Шуберта, Шумана — то есть в сторону романтики ваш репертуар все же расширяется?

— Пока эта программа осталась единственной. Не так просто давать много концертов в год с фортепиано, нагрузка гораздо больше, чем когда ты поешь с оркестром три арии в первом отделении и четыре во втором. И мы с моим пианистом Михаилом Антоненко решили пока с этим не торопиться, но новые идеи есть — вдобавок к французской программе, которую мы исполняли на «Декабрьских вечерах»: «Пять стихотворений Бодлера» Дебюсси и «Летние ночи» Берлиоза. На Шуберта проще решиться, хотя были сложности и музыкальные, и с немецким языком. Но постепенно я понимаю, что это не важно — важнее то, насколько ты понимаешь и чувствуешь стиль. Шероховатости будут, но главное — преодолеть барьер: мол, есть записи таких исполнителей, после них я не могу ни в коем случае... можешь!

— Нужно ли сегодня делать записи, насколько этот процесс вас увлекает?

— Еще как увлекает! По-моему, это должна быть неотъемлемая часть работы музыканта. Я надеюсь на то, что это останется после нас, никто это не уничтожит. Делать записи дорого, приходится платить за это самим. Но у нас хорошие отношения с компанией Decca, и я надеюсь, что после первого диска будут второй и третий, как планировалось, что контракт продлится и все будет хорошо. Речь именно о сольных дисках — другие у меня выходили на разных фирмах, например, «Stabat Mater» и пара мотетов Перголези с Филиппом Жарусски на Virgin Classics. Звукозапись безумно интересна, хоть я и не считаю, что нужно полностью отдать себя ей и прекратить концерты. Это другой мир, другой процесс, кардинально отличающийся от концертной деятельности. Он развивает твою выдержку, концентрацию, здоровье и выносливость.

— Что нового вы учите сейчас?

— Готовлю «Маленькую торжественную мессу» Россини для выступления в парижском Сен-Дени с Оттавио Дантоне и Франко Фаджоли — я никогда ее не пела, должно быть очень интересно. Но, когда ты приезжаешь уставшей после турне, нужно освободить себя, прежде всего — морально. А для этого — не брать в руки никаких нот. Мне и так постоянно предстоит что-то новое. Даже если это та же программа, как Гендель, но с другим оркестром — то абсолютно другая манера игры, другое восприятие, и все идет по-новому. Мне повезло — я довольно быстро учу ноты, разбор с нуля мне достаточно легко дается и доставляет огромное удовольствие, не нужно много времени на это тратить.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244900
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246456
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413044
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419533
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423611
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428914
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429567